Дело № 12-21/2012 от 25.07.2012 по жалобе главы Костинского СП Сыроежкина В.Н. на постановление от 09.06.2012 № 7/53-ПР государственного инспектора в области охраны окружающей среды



Дело № 12-21/2012

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

р.п. Муромцево

25 июля 2012 г.

Судья Муромцевского районного суда Омской области Страшко Т.В.,

при секретаре Морозове А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Главы Пореченского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Ананьева Г.М. на постановление от 09.06.2012г. №7/53-ПР, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Мотайловым В.А.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №7/53-ПР от 09.06.2012г. Главного специалиста межрайонного сектора управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Мотайлова В.А., вынесенного на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.06.2012г. прокурора Муромцевского района, глава Администрации Пореченского сельского поселения Муромцевского муниципального района Ананьев Г.М. привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. за нарушение законодательства (ст.13 Закона РФ «Об отходах производства и потребления», ст.7 Закона РФ «Об охране окружающей среды») в части ненадлежащего выполнения возложенных законом обязанностей по очистке территории от отходов: не организован сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у населения и информирование об этом, размещена в 350м. северо-западнее с.Поречье несанкционированная свалка бытовых отходов, не принято мер к ее ликвидации.

Полагая, что постановление госинспектора от 09.06.2012г. №7/53-ПР незаконно, глава Администрации обжаловал его, просит отменить.

В судебном заседании глава Администрации Пореченского сельского поселения Ананьев Г.М. жалобу поддержал, пояснил, что свалка, о которой идет речь в постановлении, не является стихийно образовавшейся, а является санкционированной и давно возникшей, в отношении которой в н.в. Администрацией района проводятся работы по оформлению правоустанавливающих документов. Администрация поселения несет расходы по проведению работ на территории свалки по буртованию, опахиванию, расчистке дороги. Организацией сбора и вывоза бытовых отходов они занимаются, принято Положение об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, свалке присвоен адресный ориентир, территория поселения систематически очищается от отходов. Ликвидировать свалку невозможно и нецелесообразно, поскольку вывозить населению мусор будет некуда. Также Администрацией поселения заключен договор с ООО «Мерк» на сбор и утилизацию ртутьсодержащих отходов. О порядке сдачи отработанных ртутьсодержащие ламп население информировано, ведется журнал учета ртутьсодержащих отходов.

Представитель Администрации Муромцевского муниципального района Астапович А.В. с постановлением не согласился, пояснил, что на территории Пореченского сельского поселения несанкционированных свалок нет.

Госинспектор Мотайлов В.А. участия в судебном заседания не принимал, в заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ст. помощник прокурора Муромцевского района Зверева И.Н. полагала, что постановление госинспектора отмене не подлежит.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

При этом в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию (статья 1.6 КоАП РФ).

Статья 26.1 Кодекса предусматривает, что по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В частности, правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Согласно статье 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В соответствии со ст.13 Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона №89-ФЗ, ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно п.4 Положения «Об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Пореченского сельского поселения», утв. Решением Совета Пореченского сельского поселения №8 от 10.06.2010г., сбор бытовых отходов и мусора на территории Пореченского сельского поселения осуществляется специализированными организациями на договорных условиях.

Исходя из толкования указанных выше правовых норм, следует, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.

В данном случае применительно к выявленному прокуратурой Муромцевского района факту, в компетенцию Администрации Пореченского сельского поселения не входит обязанность по очистке территории, она лишь организует указанную деятельность. При этом указанная в постановлении свалка бытовых отходов не образована исключительно от деятельности Администрации Пореченского поселения как юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в связи с этим Глава поселения не является субъектом вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, сбор, складирование, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления к обязанностям и компетенции Администрации МО Пореченского поселения в рассматриваемом случае не относятся, а непринятие соответствующих организационных мер, не может быть квалифицировано по статье 8.2 КоАП РФ.

Кроме того, доказательства ненадлежащего сбора бытовых отходов на территории Пореченского сельского поселения, не представлены.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Судом достоверно установлено, что свалка, расположенная в 350м северо-западнее с.Поречье, является единственным местом вывоза бытовых отходов с Пореченского сельского поселения, ей присвоен адресный ориентир, проводится работа по оформлению правоустанавливающих документов. Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя, что на территории Пореченского сельского поселения имеется отведенное Администрацией место для выброса населением бытовых отходов, обязанности по ее ликвидации у Администрации нет.

Также необоснованно привлечение к ответственности за ненадлежащую организацию сбора отработанных ртутьсодержащих отходов, при представленных доказательствах – утвержденного 30.04.2012г. постановлением Главы Администрации Пореченского сельского поселения за №2-п порядка сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Пореченского сельского поселения, положение об организации порядка сбора таких отходов, журнал учета принятых на хранение отработанных ртутьсодержащих ламп, договор от 18.05.2012г. на демеркуризацию.

Таким образом, исходя из ст.2.4 КоАП РФ, виновность должностного лица, равно как и наличие состава административного правонарушения не доказаны, в связи с чем привлечение к административной ответственности Главы Пореченского сельского поселения Ананьева Г.М. незаконно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7 ч.1 п.3, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление от 09.06.2012г. №7/53-ПР, вынесенное Главным специалистом межрайонного сектора управления государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, государственным инспектором в области охраны окружающей среды Омской области Мотайловым В.А., на основании которого Глава Пореченского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Ананьев Г.М. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ к административному штрафу в размере 10000 рублей, отменить.

Производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Омский областной суд путем подачи жалобы через Муромцевский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения.

Судья

Т.В.Страшко