приговор по делу №1-152/10 от 7.04.2010 г. по ч.1 ст.105 УК РФ, вступил в закон.силу 10.06.2010 г.



Дело № 1-152/2010 год

Приговор

Именем Российской Федерации

город Муром 7 апреля 2010 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Жуковской О.В.,

при секретаре Ершовой Е.Н.,

с участием государственного обвинителя Муромской городской прокуратуры Разиной Е.И.,

подсудимого Голубев А.И.,

защитника Прусовой Е.С., представившего удостоверение № 647 и ордер № 2698,

потерпевшей Г.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Голубева А.И., персональные данные

персональные данные

персональные данные

персональные данные.

Обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Судебным следствием, суд

Установил:

Голубев А.И. совершил убийство, то есть умышленно причинил смерть другому человеку.

Преступление совершено им при следующих обстоятельствах.

6 января 2010 года в период с 22 до 24 часов Голубев А.И., находясь в состоянии алкогольного опьянения в квартире по адресу: ..., в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений, из обиды, умышленно с целью убийства нанес А.В. множественные удары по голове и телу кулаками и табуретом, который приискал в квартире.

Своими действиями подсудимый Голубев А.И. причинил потерпевшему А.В. следующие телесные повреждения:

- тупую закрытую черепно-мозговую травму в виде девяти ушибленных ран, трех кровоподтеков и пятнадцати ссадин в области волосистой части головы и лица с обеих сторон, ушиба мягких тканей левой лобно-височной области головы, перелома костей носа, четырех кровоизлияний под мягкую мозговую оболочку в области обоих полушарий головного мозга, ушибов вещества обеих лобных, височных и правой теменной долей и ствола головного мозга, которая повлекла за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни;

- тупую закрытую травму грудной клетки и позвоночника в виде двух кровоподтеков на передней и боковой поверхности грудной клетки справа, двух ссадин на задней поверхности грудной клетки справа, пяти ушибов мягких тканей задней поверхности туловища с обеих сторон, переломов с третьего по одиннадцатое ребер справа по нескольким анатомическим линиям с повреждением пристеночной плевры и кровотечением в правую плевральную полость, переломов остистых отростков шестого и седьмого грудных позвонков, которая повлекла за собой тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни;

- двенадцать кровоподтеков в области правого плеча и обеих кистей рук, которые при жизни не повлекли бы за собой вреда здоровью.

Смерть потерпевшего А.В. наступила на месте происшествия от совокупности тяжелой тупой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломом костей носа, кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку, повреждениями вещества обоих полушарий и ствола головного мозга, а также тупой травмы грудной клетки и позвоночника, сопровождавшейся множественными переломами ребер справа с повреждениями пристеночной плевры, переломами остистых отростков шестого и седьмого грудных позвонков, кровотечением в правую плевральную полость, осложнившейся травматическим шоком.

В судебном заседании подсудимый Голубев А.И. виновным признал себя частично, утверждает, что не имел умысла на убийство потерпевшего А.В., и не наносил ему ударов табуретом.

Подсудимый пояснил, что 6 января 2010 года в 20 часу пришел к А.В. домой, принес с собой полтора литра «бодяги», предложил выпить. Они выпивали в зале, курили на кухне, из-за чего возник скандал, не помнит. Он бил потерпевшего, наверное, за оскорбление, хотел «вдарить ему с руки», про табуретку не помнит. Он раскаивается в совершении преступления, приносит извинения родным. С иском потерпевшей Г.И. о возмещении вреда он согласен в полном объеме.

Вина подсудимого в совершении преступления доказана стороной государственного обвинения совокупностью представленных доказательств.

Потерпевшая Г.И. рассказала, что 7 января 2010 года пришла к мужу А.В., который проживал в квартире по адресу: ..., но он ей не открыл дверь. Она пошла к дочери за ключами, при помощи которых они вошли в квартиру. Муж был уже мертв, сильно избит, на нем лежала часть сломанного табурета, которым его избивал подсудимый, Голубев А.И. спал на диване. В возмещение ущерба она просит взыскать с подсудимого расходы, понесенные на похороны мужа, в сумме ... и компенсацию морального вреда в размере ...., наказание оставляет на усмотрение суда.

Свидетель Л.А. – дочь потерпевшего А.В. пояснила, что Голубев А.И. помогал строить им дачу в селе Карачарово, жил в доме, который строил, ходил к ее отцу мыться и стирать. 7 января 2010 года к ней пришла мать, сказала, что отец не открывает ей дверь. Они взяли ключи, открыли квартиру. Отец лежал на полу в зале, был избит, в крови. Кровь была везде, на полу, мебели, даже на потолке, табуретка, тоже в крови, была изломана, валялась в зале. Голубев А.И. спокойно спал на диване, был пьян, чему-то улыбнулся, и снова уснул.

Свидетель Е.Н. – внук потерпевшего рассказал, что 6 января 2010 года днем заходил к деду. Дед был в трезвом, нормальном состоянии, шутил, он забрал пироги, которые испекла бабушка, и ушел. Никаких телесных повреждений у потерпевшего не было.

Свидетель М.Е. объяснил, что их квартира находится под квартирой потерпевшего А.В. в доме по адресу: .... Свидетель охарактеризовал потерпевшего как доброжелательного, спокойного, неконфликтного человека, который часто выпивал, шумно вел себя в квартире даже один, громко разговаривал. 6 января 2010 года в 23 часу он услышал какие-то хаотические стуки в квартире потерпевшего, похожие на ремонт: несколько ударов, пауза, потом снова стук.

Свидетель С.Б. – сотрудник уголовного розыска УВД по Владимирской области рассказал, что 7 января 2010 года в составе оперативно-следственной группы выезжал на место происшествия. В квартире по адресу: ..., был обнаружен труп А.В. с признаками насильственной смерти, милицию вызвали родные. Труп потерпевшего лежал на полу в зале, у него была разбита голова, поврежден глаз, по всей комнате были видны брызги крови, даже на потолке и люстре, обширное пятно крови на полу под трупом. Голубев А.И. спал на диване, находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, его отправили в медицинский вытрезвитель. С места происшествия был изъят табурет со следами крови и прилипшими волосами потерпевшего, у которого была сломана дюралевая окантовка и ножки. Из медвытрезвителя Голубев А.И. доставили в УВД, где подсудимый добровольно написал явку с повинной, указав, что подверг потерпевшего избиению руками и табуретом.

Вина подсудимого подтверждена также материалами дела.

В протоколе явки с повинной от 7 января 2010 года подсудимый Голубев А.И. собственноручно написал, что подверг избиению потерпевшего, который сказал ему что-то обидное, бил табуреткой, не осознавая этого, после чего лег на диван спать (т. 1л.д. 10).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 7 января 2010 года в квартире по адресу: ..., обнаружен труп потерпевшего А.В. с повреждениями головы и туловища. С места преступления изъяты фрагмент обоев, наволочка, сиденье табурета, две ножки табурета, прикрепленные к сиденью, металлическая накладка, отломленная от сиденья, с двумя ножками от табурета, две нижние дверцы от стенки, на которых обнаружены обильные следы бурого цвета, похожие на кровь (т. 1л.д. 77-85).

По заключению эксперта № 11 от 26 января 2010 года смерть потерпевшего А.В. наступила от совокупности тяжелой тупой черепно-мозговой травмы, сопровождавшейся переломом костей носа, кровоизлияниями под мягкую мозговую оболочку, повреждениями вещества обоих полушарий и ствола головного мозга, а также тупой травмы грудной клетки и позвоночника, сопровождавшейся множественными переломами ребер справа с повреждением пристеночной плевры, переломами остистых отростков шестого и седьмого грудных позвонков, кровотечением в правую плевральную полость, осложнившейся травматическим шоком.

Тупая закрытая черепно-мозговая травма причинена незадолго до наступления смерти в результате не менее пятнадцатикратного воздействия тупых предметов с ограниченной или относительно ограниченной действующей поверхностью и местами приложения силы в области лица и волосистой части головы с обеих сторон, повлекла за собой тяжкий вред здоровью и стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти.

Тупая закрытая травма грудной клетки и позвоночника причинена в результате не менее семикратного воздействия указанных тупых предметов и местами воздействия силы в области передней поверхности грудной клетки справа и задней поверхности туловища с обеих сторон незадолго до наступления смерти, вызвала развитие травматического шока, повлекла за собой тяжкий вред здоровью и стоит в прямой причинной связи с наступлением смерти (т. 1л.д. 172-179).

По заключению эксперта № 27 от 5 февраля 2010 года обнаруженные на месте происшествия следы крови образовались в результате ударов по окровавленной поверхности, контакта следов воспринимающего объекта с окровавленной поверхностью, а также в результате истечения крови из раны и стекания ее по наклонной поверхности. Морфологические особенности, локализация и взаимное расположение следов крови с учетом характера повреждений на трупе и места его обнаружения свидетельствует о том, что они возникли в результате ударов по голове пострадавшего тупым предметом – табуретом, обломки которого обнаружены на месте происшествия. Возможность образования данных следов крови при ударах кулаками рук по голове пострадавшего исключается (т. 1л.д. 226-234).

Совокупность представленных сторонами доказательств позволяет суду сделать вывод о доказанности вины подсудимого Голубева А.И. в совершении убийства, то есть в умышленном причинении смерти человеку. Действия подсудимого органами предварительного следствия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 105 УК РФ.

Показания подсудимого Голубева А.И., что он не хотел убивать потерпевшего, а также не наносил потерпевшему ударов табуретом, не соответствуют действительности.

В соответствии с п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27 января 1999 года (в редакции от 6 февраля 2007 года) необходимо отграничивать убийство от умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, имея в виду, что при убийстве умысел виновного направлен на лишение потерпевшего жизни, а при совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, отношение виновного к наступлению смерти потерпевшего выражается в неосторожности. При решении вопроса о направленности умысла виновного следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений (например, ранение жизненно важных органов человека), а также предшествующее преступлению и последующее поведение виновного, их взаимоотношения.

Орудие преступления (табурет), количество и направленность ударов (в жизненно важные органы), а также поведение подсудимого Голубева А.И., который после совершения преступления лег спать и не пытался оказать потерпевшему медицинскую помощь, свидетельствуют о прямом умысле подсудимого на совершение убийства.

В свою очередь, указанное выше заключение эксперта № 27 от 5 февраля 2010 года в совокупности с другими доказательствами: показаниями потерпевшей, свидетелей С.Б., Л.А., протоколом осмотра места происшествия опровергают показания подсудимого, что он не наносил потерпевшему ударов табуретом.

Доводы защитника, что преступление совершено подсудимым в состоянии аффекта, являются не состоятельными. Подсудимый Голубев А.И. последовательно излагает события 6 января 2010 года, обстоятельства совершения преступления, поясняет, что «хотел поставить потерпевшего на место», «вдарить с руки» за то, что он сказал ему что-то обидное, не помнит, что конкретно.

Психическая полноценность подсудимого Голубева А.И. сомнений не вызывает.

В ходе предварительного следствия в отношении Голубева А.И. проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. По заключению комиссии экспертов № 127 от 5 февраля 2010 года у подсудимого обнаруживается смешанное расстройство личности, выявленные особенности психики выражены не столь значительно и не лишали его при совершении инкриминируемого деяния способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В момент совершения инкриминируемого деяния у Голубева А.И. не было какого-либо временного болезненного расстройства психики, он находился в состоянии простого алкогольного опьянения. Об этом свидетельствуют указания на употребление им непосредственно перед происшедшим алкогольных напитков, физические признаки выраженного алкогольного опьянения, отсутствие признаков помрачения сознания, бреда и галлюцинаций. В настоящее время подсудимый также может осознавать характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания. По своему психическому состоянию в настоящее время Голубев А.И. может участвовать в судебных заседаниях по настоящему уголовному делу, в принудительных мерах медицинского характера он не нуждается (т. 1л.д. 208-211).

При назначении наказания подсудимому суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные об его личности.

В соответствии со ч. 1 ст. 105 УК РФ, относится к категории особо тяжких.

Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому, судом не установлено.

К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимому, суд относит явку с повинной, частичное признание вины и раскаяние в совершении преступления.

Голубев А.И. юридически не судим, характеризуется удовлетворительно, определенного источника дохода и места жительства не имеет. Тяжесть совершенного преступления и характеристика личности подсудимого свидетельствуют о невозможности его исправления без изоляции от общества.

Исключительных обстоятельств, дающих суду право на назначение подсудимому наказания с применением ст. 64 УК РФ, не установлено.

В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ подсудимый должен отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.

В силу ст. ст. 151, 1064 ГК РФ подлежит удовлетворению гражданский иск потерпевшей Г.И. о возмещении материального и морального вреда, причиненного преступлением, признанный подсудимым в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

Приговорил:

Признать Голубева А.И. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на девять лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Срок наказания исчислять со 7 января 2010 года – со дня задержания в порядке ст. 91 УПК РФ.

Меру пресечения осужденному Голубеву А.И. оставить без изменения в виде заключения под стражу.

Взыскать с Голубева А.И. в пользу Г.И.

Вещественные доказательства по делу, находящиеся в камере для вещественных доказательств в здании Муромской городской прокуратуры:

- фрагмент обоев, сиденье табурета, две ножки от табурета, отломленную часть металлической накладки с двумя прикрепленными к ней ножками от табурета, бутылку из пластика, наволочку, поврежденный стеклянный фужер уничтожить;

- две нижние дверки стенки возвратить потерпевшей Г.И.;

- брюки, футболку с длинным рукавом со следами крови, принадлежащие подсудимому, уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным Голубевым А.И. – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе в тот же срок ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции или поручить защиту своих интересов адвокату.

Судья: Жуковская О.В.