о предоставлении скидки на оплату за жилье № 2=-1521/2010 г. от 06 сентября 2010 г.



Дело № 2-1521/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 сентября 2010 года.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Каревой Т.Н.

при секретаре Шатаевой М.А.,

с участием истца Увакина Н.К., действующего за себя и по доверенности в интересах истца Увакиной В.И., представителя ответчика Бабуриной Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме

гражданское дело по иску Увакина Н.К. и Увакиной В.И. к территориальному отделу социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области о предоставлении скидки в размере пятидесяти процентов на оплату содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг, перерасчёте указанной платы и возмещении морального вреда, суд

У С Т А Н О В И Л :

Увакин Н.К. и Увакина В.И. обратились в суд с иском к территориальному отделу социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области (далее – ТО СЗН) и просят 1)восстановить их нарушенное право путём обязания ответчика предоставлять им с 01 апреля 2010 года скидку в размере 50% Увакину Н.К. – на оплату коммунальных услуг, Увакиной В.И. – на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и произвести перерасчёт указанной платы с 01 апреля 2010 года с учётом указанной скидки; 2)возместить им моральный вред за нравственные и физические страдания .

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству Увакин Н.К. дополнил исковые требования и просит обязать ответчика восстановить ему скидку в размере не менее 50% на оплату жилого помещения с 1 апреля 2010 года и произвести перерасчёт указанной платы с учётом скидки и обязать виновных неукоснительно исполнять с 1 апреля 2010 года федеральные законы и судебные постановления, которые не отменены и действуют.

Истец Увакин Н.К., действуя за себя и по доверенности за Увакину В.И., в судебном заседании поддержал исковые требования. В их обоснование указал в заявлении и пояснил суду, что он и его супруга Увакина В.И. проживают в приватизированной квартире, которая ранее относилась к муниципальному жилищному фонду. До 1 апреля 2010 года им предоставлялась скидка в размере 50% на оплату содержания и ремонт жилья и коммунальных услуг: ему – на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», так как он является инвалидом , и вступившего в законную силу решения Муромского городского суда от 12 декабря 2006 года, которое до настоящего времени не отменено; супруге – как ветерану труда.

Однако с 1 апреля 2010 года ответчик отказал им в предоставлении скидки, заменив данную льготу денежной компенсацией.

Считают данный отказ незаконным и нарушающим их право на социальную защиту и обеспечение инвалидов и ветеранов, так как в положения ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и в Федеральный закон «О ветеранах» не вносились изменения, которые бы заменяли предоставленную им льготу в виде скидки на оплату жилья и коммунальных услуг на денежную компенсацию. А в силу ст. 8 Федерального закона РФ № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в этом случае должен сохраняться прежний порядок предоставления указанных льгот – в виде скидок. Компенсациями же должны возмещать затраты управляющих организаций, предоставляющих им скидки. Они с супругой не подавали заявлений на замену скидок на денежные компенсации, поэтому перечисление им денежных компенсаций считают незаконным.

Кроме того, обращает внимание, что решением Муромского городского суда от 12 декабря 2006 года за ним признано право на скидку в размере 50% на оплату жилого помещения, независимо от того, обстоятельства, что он проживает в квартире, принадлежащей ему на праве собственности. Однако, ответчик в нарушение положения закона об обязательности судебных постановлений решение суда не исполняет, прекратив предоставление скидки с 1 апреля 2010 года.

Истец Увакина В.И. в судебное заседание не явилась, будучи извещённой о его месте и времени.

Представитель ответчика ТО СЗН по доверенности Бабурина Е.В. иск не признала, указав, что в соответствии с ч.13 ст.17 Федерального закона от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом граждане из числа инвалидов, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, права на предоставление 50% скидки на оплату жилого помещения не имеют. Статьёй 22 Федерального закона от 12.01.1995г № 5-ФЗ «О ветеранах» было предусмотрено предоставление 50%-ой скидки ветеранам на оплату жилого помещения независимо от принадлежности жилищного фонда. В настоящее время указанная льгота ветеранам труда предоставляется на основании Закона Владимирской области № 120-ОЗ от 02.10.2007г..

Вместе с тем, согласно ст.28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по предоставлению инвалидам и ветеранам мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и по оплате жилого помещения (инвалидам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде) переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Федеральным законом от 24.07.2007г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» средства на предоставление названных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим в частном жилищном фонде, не предусмотрены.

Поскольку Увакин Н.К. проживает в приватизированной квартире, принадлежащей ему на праве общей долевой собственности, которая в реестрах государственного имущества Владимирской области и муниципальной собственности не числится, положения части 13 статьи 17 Федерального закона от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» о предоставлении скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения на него не распространяются.

Что касается формы предоставления мер социальной поддержки указанным категориям граждан, то поскольку соответствующие полномочия переданы органам государственной власти субъектов РФ, они вправе самостоятельно определять в какой форме меры социальной поддержки будут предоставляться. Областным законом № 110-ОЗ от 07 июля 2008 года предусмотрена форма предоставления мер социальной поддержки, в том числе на оплату коммунальных услуг и жилья (инвалидам, проживающим в муниципальном и государственном жилищном фонде, и ветеранам) в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). При этом для предоставления ЕДВ не требуется каких-либо дополнительных документов и заявлений от инвалидов и ветеранов, ранее получающих данную льготу, а в силу имеющегося соглашения с Пенсионным фондом РФ о сотрудничестве в рамках Федерального закона «О персональных данных» ЕДВ перечисляются на вклады инвалидов и ветеранов, сведения о которых имеются в органе пенсионного обеспечения.

Представитель третьего лица департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещён надлежащим образом. Отзыва на иск не представил.

Выслушав объяснения истца Увакина Н.К., представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.

В судебном заседании установлено, что истец Увакин Н.К. является инвалидом и проживает в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире .

Увакина В.И., его супруга, является ветераном труда и проживает в этом же жилом помещении, принадлежащим и ей на праве общей долевой собственности.

До апреля 2010 года истцам предоставлялась скидка в размере 50% по оплате за содержание и ремонт жилого помещения и по оплате коммунальных услуг (газоснабжение, электроэнергия, отопление, горячее водоснабжение, водоснабжение, водоотведение).

При этом Увакину Н.К. скидка на оплату жилого помещения предоставлялась на основании вступившего в законную силу решения Муромского городского суда от 12 декабря 2006 года по его иску к ТСЖ «Ока-1», которым за ним было признано право на указанную скидку

С 01 апреля 2010 года истцам взамен скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг, а истцу Увакиной В.И. и на оплату за содержание и ремонт жилого помещения назначена компенсация в виде денежной выплаты в размере 50% от оплаты коммунальных услуг. Истцу Увакину Н.К. к оплате за содержание и ремонт жилого помещения предъявлена полная сумма без учета 50% скидки.

В соответствии со ст. ст. 13 и 22 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов включают в себя, в том числе, содержание жилых помещений и оплату коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Федерального закона, меры социальной поддержки ветеранов труда определены Законом Владимирской области № 120-ОЗ от 02.10.2007г. и включают в себя компенсацию расходов на оплату жилого помещения (независимо от формы собственности) и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 %.

Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с ч.13 ст.17 Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

Вместе с тем, согласно ст.28.2 Федерального закона от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г «О ветеранах» предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и жилого помещения (в домах государственного и муниципального жилищного фонда для инвалидов) осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в силу того, что указанные полномочия Российской Федерации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Таким образом, полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки, как инвалидам, так и ветеранам в полном объёме перешли к органам государственной власти субъектов РФ, которые вправе самостоятельно определять, в какой форме указанные меры социальной поддержки будет предоставляться данной категории граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Владимирской области от 7.07.2008г. № 110-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Закона Владимирской области от 11.03.2010г. № 17-ОЗ), с 1 апреля 2010 года вместо льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% установлена форма компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам и ветеранам в виде ежемесячной денежной выплаты.

В силу ч. 4 этой же нормы областного закона порядок реализации настоящей статьи утверждается постановлением Губернатора Владимирской области.

Следовательно, изменение формы предоставления инвалидам и ветеранам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг со скидки (оплаты) в размере не менее 50% на денежную компенсацию соответствующих расходов тоже в размере 50% имело место в силу законодательных положений о передаче соответствующих полномочий от Российской Федерации к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядком предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг, относящихся к полномочиям Российской Федерации, переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждённым Постановлением Губернатора Владимирской области № 689 от 30 сентября 2008 года (в ред. от 25.03.1010г.), предусмотрено, что

с 1 апреля 2010 года назначение ежемесячной денежная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее – ЖКУ) осуществляется территориальными органами социальной защиты населения департамента СЗН администрации Владимирской области по месту жительства гражданина;

предоставление компенсации на ЖКУ гражданам, состоящим на учёте в ТО СЗН по состоянию на 31 декабря 2009 года в качестве получателей мер социальной поддержки по оплате ЖКУ, производится без предоставления заявления о назначении компенсации и документов;

при этом размер компенсации на ЖКУ рассчитывается на основании сведений, представленных в электронном виде и (или) на бумажном носителе от организаций, располагающих данными, необходимыми для её расчёта (организаций, оказывающих ЖКУ, органов местного самоуправления и других) (пункт 6, Постановления; пункты 5, 11 Порядка).

При этом требование ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» не нарушено, так как порядок предоставления отдельным гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг изменён на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций указанных расходов - в силу положений ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995г «О ветеранах» о передаче полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов и ветеранов органам государственной власти субъектов РФ за счёт субвенций из федерального бюджета, которые определили порядок предоставления соответствующих льгот в виде возмещения расходов на ЖКУ в форме денежной выплаты.

Следовательно, доводы истцов о незаконности замены скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг денежной компенсацией являются необоснованными, и правовых оснований для обязании ответчика ТО СЗН предоставлять истцам в качестве меры социальной продержки именно скидку на оплату ЖКУ не имеется.

Из объяснений истца Увакина Н.К. следует, что денежные компенсации на оплату ЖКУ им с супругой, а супруге – и на оплату содержания и ремонт жилья перечисляют. То есть их права ничем не нарушены.

Что касается правомерности или неправомерности не возмещения Увакину Н.К. расходов на оплату содержания и ремонта жилого помещения, то соответствующие требования в настоящем судебном заседании им не заявлялись, поэтому какого-либо решения по этому вопросу не может быть вынесено в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Решение Муромского городского суда от 12 декабря 2006 года, которым было закреплено право Увакина Н.К. на 50% скидку по оплате жилого помещения, не может быть принято во внимание, поскольку оно вынесено по спору между другими сторонами и о другом предмете, и в силу ст. 61 ГПК РФ, преюдициального значения для настоящего дела не имеет.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска Увакиных о предоставлении им скидок (вместо ЕДВ) на оплату ЖКУ не имеется.

Соответственно, не подлежат удовлетворению и требование Увакина Н.К. об обязании ответчика к исполнению указанного судебного постановления. А его доводы о неисполнении ответчиком требований Федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О ветеранах» не нашло своего подтверждения. К тому же гражданское законодательство не предусматривает такой формы защиты нарушенного права (ст. 12 ГК РФ).

Не имеется оснований и для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда, поскольку в судебном заседании не установлено нарушение со стороны ответчика личных неимущественных прав истцов (ст. 151 ГК РФ), учитывая, что предмет иска – требование о предоставлении скидок на оплату ЖКУ затрагивает имущественные права Увакиных.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований к территориальному отделу социальной защиты населения по городу Мурому и Муромскому району департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области о предоставлении скидки в размере пятидесяти процентов на оплату содержания жилья и жилищно-коммунальных услуг с 1 апреля 2010 года, перерасчёте указанной платы за период с 1 апреля 2010 года с учётом скидки и возмещении морального вреда Увакину Н.К. и Увакиной В.И. отказать в полном объёме.

В удовлетворении исковых требований о обязании виновных лиц исполнять действующие федеральные законы и судебные постановления Увакину Н.К. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский облсуд через Муромский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н.Карева