Дело № 2-1508/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2010 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Бибеевой С.Е.
при секретаре Желтовой Э.В.
с участием истца Ставрова Д.Н. и его представителя Куницкого А.С., ответчиков Белоноговой А.С., Ставрова К.С. и их представителя Гусевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Ставрова Д.Н. к Белоноговой А.С. и Ставрову К.С. о признании права собственности на долю в праве собственности на жилой дом и денежный вклад,
у с т а н о в и л:
Ставров Д.Н. обратился в суд с иском к Белоноговой А.С. и Ставрову К.С. и с учетом уточнений исковых требований просит:
- признать право собственности на 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ...
- признать право собственности на денежные средства, хранящиеся на счетах, в том числе компенсационных, открытых на имя Р.Д., умершей дата в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО):
в полном размере на счетах: номер
в размере ? доли на счетах: номер
- признать право собственности в размере ? доли на денежные средства, хранящиеся на счетах, в том числе компенсационных, открытых на имя Н.С.., умершего дата в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО): номер.
В обоснование заявленных требований истец Ставров Д.Н. в судебном заседании пояснил, что он является сыном Н.С.., умершего дата, и Р.Д., умершей дата. Кроме него, наследником первой очереди на имущество родителей являлся полнородный брат С.Н.., умерший дата, после смерти которого наследниками по праву представления являются его дети (ответчики по делу - внуки умерших Ставровых). После смерти отца Н.С. - мать Р.Д. приняла наследство и получила свидетельство о праве на наследство на жилой дом по вышеуказанному адресу и на денежные вклады.
После смерти Р.Д. ответчики подали в нотариальную контору заявление о принятии наследства по праву представления, а он, проживающий в г.Владимире, в нотариальную контору г.Мурома в установленный шестимесячный срок по своей юридической неграмотности не обратился, но от наследства не отказывался и считает, что фактически принял наследственное имущество. В течение шести месяцев после смерти матери взял на память и владеет принадлежавшими ей вещами: фотоальбомом с семейными фотографиями, медалью «Ветеран труда», картиной, кошельком с золотым обручальным кольцом, сумкой с правоустанавливающими документами на жилой дом, пользуется этим наследственным имуществом как своим собственным, что является основанием для признания его вступившим во владение наследственным имуществом и признания за ним права собственности на 1/2 долю от принадлежавшего матери имущества. В жилой дом ответчики его не пускают, препятствуют в пользовании домом, добровольно урегулировать спор не желают, в связи с чем он вынужден обратиться в суд за защитой своих наследственных прав.
Ответчики Белоногова А.С. и Ставров К.С. иск не признали, указав, что истец без уважительных причин пропустил срок для принятия наследства, вышеперечисленные вещи он забрал после шести месяцев со дня смерти бабушки и завладел ими без согласования с другими членами семьи. Жилым домом истец не пользовался, дом требует капитального ремонта; в ремонте, в оплате налогов и коммунальных услуг истец участия не принимал. Белоногова А.С. зарегистрирована и проживает в доме с 1999 года, иного жилого помещения у нее не имеется, осуществляла уход за бабушкой и покупала лекарства, а истец помощь в этом не оказывал.
Представитель Акционерного Коммерческого Сберегательного банка России, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, отзыв на иск не представил.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Р.Д. умерла дата. Наследниками по закону после смерти Р.Д. являются: на ? долю -сын Ставров Д.Н. (истец) (п.1 ст.1146 ГК РФ), отец которых С.Н.. (сын Р.Д.) умер дата.
Ответчики Белоногова А.С. и Ставров К.С. в шестимесячный срок для принятия наследства подали нотариусу заявление о принятии наследства после смерти Р.Д. но свидетельство о праве на наследство им не выдавалось. Истец Ставров Д.Н. с заявлением о принятии наследства или об отказе от наследства после смерти матери к нотариусу не обращался.
Р.Д. на момент смерти принадлежал на праве собственности жилой дом номер по ул.... в г.... ... на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 05 апреля 1999 года по реестру 2-645, выданного на наследственное имущество после смерти мужа Н.С.., умершего дата.
Также 05 апреля 1999 года по реестру 2-648 Р.Д. было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти мужа Н.С. на денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями, хранящиеся в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) на счетах: номер
По сведениям Муромского отделения № 0093 Сбербанка России, Р.Д. принадлежат денежные средства, хранящиеся в Муромском отделении № 0093 Сбербанка РФ:
- на счетах: номер в дополнительном офисе номер в операционной кассе вне кассового узла номер в операционной кассе вне кассового узла номер, завещанные истцу Ставрову Д.Н. на основании завещательных распоряжений;
на счетах: номер и номер в дополнительном офисе номер (номер), номер и номер в операционной кассе вне кассового узла номер, которые не завещаны.
Также Р.Д.., которой было выдано свидетельство о праве на наследство на денежные вклады после смерти мужа Н.С.., закрыла счета и получила предварительную компенсацию по этим вкладам в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО): номер
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1092 от 25.12.2009 года по указанным счетам наследникам возможна выплата компенсации в установленном размере в зависимости от имевшегося по состоянию на 20.06.1991 года на счете остатка.
Таким образом, предметом спора является наследственное имущество, принадлежавшее Р.Д.., состоящее из жилого дома по адресу: ..., и вышеуказанных денежных вкладов, в том числе компенсационных.
Данные обстоятельства установлены судом исходя из объяснений сторон, письменных материалов дела, в том числе на основании приобщенных к материалам дела копий наследственных дел № 339/2004 г. по смерти Р.Д. и № 305/1999 г. после смерти Н.С.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, имущественные права и обязанности.
Пунктом 1 ст.1153 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства.
В соответствии с п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу п.2 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п.4 ст.1152 ГК РФ).
Из содержания указанных положений закона следует, что принятие наследства допускается двумя способами: подача нотариусу в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя заявления о принятии наследства либо совершение наследником в установленный шестимесячный срок действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства. В случае принятия наследства признается, что принятое наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ).
При этом, в силу ст.ст.1112 и п.2 ст.1152 ГК РФ к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю имущество, включая личные вещи, и фактическое вступление во владение хотя бы частью наследственного имущества рассматривается как фактическое принятие всего наследственного имущества, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В обоснование требований о признании права собственности на наследственное имущество истец указал, что он не отказывался от наследства, в шестимесячный срок со дня смерти матери Р.Д. взял из дома принадлежавшие ей личные вещи: картину, кошелек с золотым обручальным кольцом, альбом с семейными фотографиями, медаль «Ветеран труда», сумку с правоустанавливающими документами на жилой дом и договор на обслуживание газового оборудования в доме, которыми он владеет до настоящего времени.
Данные обстоятельства подтвердили допрошенные по ходатайству истца свидетели.
Так, свидетели Н.П. и Г.И. (соседи по дому номер по ул....) суду пояснили, что Ставров Д.Н. месяца через полтора-два после смерти матери Р.Д. приезжал в родительский дом, а потом зашел к ним поблагодарить за оказанную помощь в уходе за матерью. В ходе беседы говорил, что взял на память о матери семейный альбом, ее золотое кольцо, награду «Ветеран труда» и ее сумку с документами. Все эти вещи у него были с собой, они вместе пересматривали фотографии и вспоминали его мать.
Свидетель Г.В. (двоюродная сестра истца) суду пояснила, что Ставров Д.Н. часто приезжал в Муром, но всегда останавливался у нее, с племянниками у него отношения не сложились, в родительский дом он попасть не мог. Примерно через полтора-два месяца после смерти матери Ставров Д.Н. забрал из дома ее личные вещи: золотое кольцо, документы на дом, альбом с фотографиями, а она лично в этот приезд передала Ставрову Д.Н. принадлежавшую его матери картину. Ставров Д.Н. жаловался на племянницу Белоногову А.С., что она требует отказа от наследства, а у Ставрова Д.Н. было желание принять наследство, и личные вещи он забирал с целью вступить, а не отказаться от наследства.
Свидетель С.Н. (бывший супруг Белоноговой А.С.), допрошенный по ходатайству ответчиков, подтвердил показания вышеназванных свидетелей, пояснив, что Ставров Д.Н. после смерти приезжал в дом два раза, в начале декабря 2004 года (точную дату не помнит) забирал вещи Р.Д..: самовар и другие вещи и документы, требовал деньги за долю в доме.
Свидетель Г.А. (родственница ответчиков) суду пояснила, что ей со слов А.С. известно, что Ставров Д.Н. приезжал в дом после шести месяцев со дня смерти, хотел продать дом, материальную помощь в обслуживании дома не оказывал.
Свидетель О.Н. (мать ответчиков) суду пояснила, что Ставров Д.Н. появился в доме лишь один раз – 13 декабря 2004 года, забрал ее вещи, но представленное на обозрение суду золотое обручальное кольцо не Р.Д.., так как в 2000 году она говорила, что все золото у нее украли цыгане.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь вышеприведенных доказательств в их совокупности, суд находит доказанным факт принятия Ставровым Д.Н. наследственного имущества после смерти матери Р.Д.
Так, свидетели Г.В.., Н.П.., Г.И. и С.Н. подтвердили объяснения Ставрова Д.Н., что он в шестимесячный срок со дня смерти наследодателя забрал и пользуется личными вещами матери, выражал волю приобрести наследство и высказывал намерение продать дом, что свидетельствует о его фактическом вступлении во владение частью наследственного имущества в течение шести месяцев со дня смерти матери, и означает принятие всего наследственного имущества, в том числе спорного жилого дома и денежных вкладов.
Кроме того, данные свидетели подтвердили факт принадлежности наследодателю представленных истцом на обозрение суду вышеназванных личных вещей, что не отрицалось ответчиками.
В достоверности показаний указанных свидетелей у суда не имеется оснований сомневаться, их заинтересованность в исходе дела судом не установлена, данные свидетели были непосредственными очевидцами изложенных ими фактов.
К показаниям свидетелей Г.А.. и О.Н. суд относится критически, поскольку свидетелю Г.А. об изложенных ею фактах известно со слов ответчицы, заинтересованной в разрешении спора. Свидетель О.Н. является матерью ответчиков, ее показания противоречат представленным доказательствам и суд усматривает заинтересованность свидетеля в исходе дела в пользу детей, а утверждение о краже золота ничем не подтверждено.
Ссылку ответчиков на то, что взятые истцом вещи наследодателя не являются наследственным имуществом, а потому нельзя говорить о его фактическом вступлении во владение наследственным имуществом, состоящим лишь из денежных вкладов и жилого дома, в сохранении которого истец участия не принимал, суд находит несостоятельной, поскольку в силу вышеприведенных положений закона к наследственному имуществу относится любое принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, включая и личные вещи наследодателя.
Помимо того, из объяснений ответчиков следует, что с истцом сложились неприязненные отношения, в дом его не пускали, т.е. у истца отсутствовала реальная возможность свободно владеть и пользоваться домом.
Довод ответчицы Белоноговой А.С. о том, что она с 1999 года зарегистрирована и проживает с ребенком в спорном доме, иного жилого помещения не имеет, несла расходы по ремонту дома, оплачивает коммунальные услуги, не является основанием для лишения истца наследственных прав.
С учетом установленных обстоятельств и в силу п.4 ст.1152 ГК РФ имущество наследодателя Р.Д.., состоящее из жилого дома и денежных вкладов, признается принадлежащим истцу и ответчикам со дня открытия наследства, т.е. с 11 июня 2004 года.
Таким образом, за Ставровым Д.Н., являющимся наследником по закону, подлежит признанию право собственности на 1/2 долю указанного жилого дома и на 1/2 долю вышеперечисленных денежных вкладов, в том числе и компенсационных по вкладам на имя Р.Д.., за исключением тех вкладов, на которые наследодателем оформлено завещательное распоряжение в пользу истца, имеющего право в силу ст.1111 и ст.1128 ГК РФ получить денежные средства с этих счетов в полном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ставрова Д.Н. удовлетворить.
Признать за Ставровым Д.Н. право собственности на 1/2 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ....
Признать за Ставровым Д.Н. право собственности на денежные средства, хранящиеся на счетах, в том числе компенсационных, открытых на имя Р.Д., умершей дата, в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО):
- в полном размере на счетах: номер
- в размере 1/2 доли на счетах: номер
Признать за Ставровым Д.Н. право собственности в размере 1/2 доли компенсаций на счетах, открытых на имя Н.С., умершего дата, в Муромском отделении № 0093 Акционерного Коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО): номер
На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.Е.Бибеева