о признании права на пенсию № 2-1609/2010 г. от 10 сентября 2010 г.



Дело № 2-1609/2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2010 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Каревой Т.Н.

при секретаре Шатаевой М.А.

с участием истца Денисова С.Т. и его представителя Соболева В.А., представителя ответчика Комисcаровой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме

гражданское дело по иску Денисова С.Т. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, суд

У С Т А Н О В И Л :

Денисов С.Т. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области и, поддержав в судебном заседании исковые требования, просит:

1) обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 28 октября 1979 года по 21 декабря 1981 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища от Муромского Горкома ВЛКСМ, а также периоды прохождения им обучения на курсах повышения квалификации с 08 февраля 2000 года по 16 февраля 2000 года и с 13 октября 2008 года по 24 октября 2008 года;

2) признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью;

3) обязать ответчика назначить ему указанную пенсию;

4) взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с настоящим иском в размере 200 руб.

В обоснование исковых требований указал в заявлении и пояснил суду, что с 18 сентября 1987 года он занимается педагогической деятельностью. В июне 2010 года он обратился к ответчику за консультацией, с целью реализации своего права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В письменной форме ему было разъяснено, что указанный в иске спорный период его работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища от Муромского Горкома ВЛКСМ не может быть зачтен в его специальный педагогический стаж, поскольку наименования такой должности и учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утверждённым Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года. Кроме того, ответчик отказывается зачесть в его специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации по той причине, что это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Считает действия ответчика не законными и нарушающими его право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку в то время, когда он занимал должность секретаря комитета ВЛКСМ, эта работа засчитывалась в специальную педагогическую деятельность на основании Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Кроме того, в силу функциональных обязанностей секретаря комитета комсомола он фактически исполнял обязанности заместителя директора по воспитательной работе, то есть осуществлял педагогическую деятельность. А поскольку акты гражданского законодательства не имеют обратной силы, все последующие Федеральные Законы РФ и постановления Правительства РФ, ухудшающие условия его пенсионного обеспечения, не должны применяться. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ним сохранялось место работы, выплачивалась полная ставка заработной платы, работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд РФ.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области по доверенности Комиссарова Е.В. по иску возражала. Указала, что наименование такой должности как «секретарь комитета ВЛКСМ» и наименование учреждения «Муромский горком ВЛКСМ» не предусмотрено действующим Списком должностей и учреждений и не было предусмотрено ранее действовавшими Списками, работа в которых засчитывается в специальный педагогический стаж. Ссылку истца на старое законодательство считает несостоятельной, поскольку Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года утратило силу и с 1 октября 1993 года не применяется. Кроме того, периоду работы истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ не предшествовала и непосредственно за ним не следовала педагогическая деятельность, что на тот момент являлось обязательным условие включение такой работы в специальный педагогический стаж. Включение в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации тоже не предусмотрено действующим пенсионным законодательством. Без учёта спорных периодов у истца не имеется необходимого для назначения досрочной пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности, поэтому право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью у него не возникло, и в иске ему должно быть отказано.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам:

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) (далее Списки должностей и учреждений), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 ст.27 вышеназванного Закона, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии (далее Правила) при необходимости утверждаются Правительством РФ (п.2 ст.27 Закона).

Соответствующие Списки и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, вступившим в действие с 14 ноября 2002 года.

Кроме того, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеизложенными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённые постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года, вступившим в действие с 23 июля 2002 года.

В судебном заседании установлено, что истец Денисов С.Т. с 18 сентября 1987 года осуществляет педагогическую деятельность .

Кроме того, в соответствии с записями в его трудовой книжке с 28 октября 1979 года по 21 декабря 1981 года он работал в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища от Муромского Горкома ВЛКСМ.

А в периоды с 08 февраля 2000 года по 16 февраля 2000 года и с 13 октября 2008 года по 24 октября 2008 года истец находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Указанные обстоятельства, кроме объяснений истца и его представителя, подтверждаются исследованными судом письменными доказательствами, а именно: копией трудовой книжки Денисова С.Т. л.д. 6-14), справками ФГОУ СПО МТРЭП, которое является его работодателем л.д.16).

Согласно ст.ст.19, 39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Действительно, Списки должностей и учреждений, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, как и ранее действовавшие Списки, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года и утверждённые Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06 сентября 1991 года, наименования такой должности как «секретарь комитета ВЛКСМ» и учреждения «Муромский Горком ВЛКСМ», работа в которых засчитывается в специальный педагогический стаж, не предусматривают.

Вместе с тем, в спорный период работы истца действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «а» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.

Время указанной работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию (п. 4 Положения).

Положения ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное им на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поэтому в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период работы истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ относится к периодам деятельности до 1 октября 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам просвещения.

Условие, предусмотренное п. 4 вышеназванного Положения (о наличии 2/3 стажа, приходящегося на работу в учреждениях и должностях, работа в которых даёт право на досрочную пенсию), истцом не нарушено.

Таким образом, данный период подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 года, не предусматривало в качестве обязательного условия включения в специальный педагогический стаж времени выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах предшествование этому периоду и последующую педагогическую деятельность. Выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывалась в педагогический стаж без каких-либо дополнительных условий при соблюдении требования, предусмотренного п. 4 данного Положения.

В связи с этим, ссылка представителя ответчика на это обстоятельство является несостоятельной.

Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утверждённая Приказом Минпроса СССР 16 мая 1985 года, на которую представитель ответчика ссылается как на основание своих возражений, не подлежит применению к спорным отношениям, поскольку принята по истечении времени работы истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ.

Кроме того, в силу п. 1 Порядка зачёта в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, …, являющегося Приложением № 6 к вышеназванной инструкции, работа в партийных и комсомольских органах тоже засчитывалась в педагогический стаж учителей и преподавателей без каких-либо условий и ограничений.

Поскольку истец Денисов С.Т. работал в должности секретаря комитета ВЛКСМ в период, когда данная работа включалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет педагогической деятельности, учитывая, что стаж его работы по основной профессии, дающий право на трудовую пенсию по старости ранее установленного законом возраста, в настоящее время превышает 2/3 необходимого стажа для назначения этой пенсии, указанный период не должен исключаться из его специального педагогического стажа.

При этом не имеет значения то, что в настоящее время вышеуказанное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 не действует, поскольку сама работа в комсомольских органах осуществлялась в период его действия.

Работа в комсомольских органах подлежала включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Следовательно, в этой части его требования законны и подлежат удовлетворению.

В противном случае в отношении истца было бы нарушено конституционное предписание о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие права и свободы человека (ст. 55 Конституции РФ).

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется в этот период место работы, средняя заработная плата, работники подлежат обязательному страхованию.

Аналогичное положение имелось и в ранее действовавшем КЗоТ РФ (ст. 112).

По данным работодателя истца в периоды с 08 февраля 2000 года по 16 февраля 2000 года и с 13 октября 2008 года по 24 октября 2008 года Денисов С.Т. проходил курсы повышения квалификации. Сведений о том, что в эти периоды за ним не сохранялось место работы, и за него не уплачивались страховые взносы, материалы дела не содержат, в трудовой книжке истца тоже нет записей о перерывах его педагогического стажа в это время.

Поэтому, несмотря на то, что курсы повышения квалификации прямо не предусмотрены вышеназванными Правилами, периоды их прохождения не следует исключать из льготного стажа. К тому же в Постановлении № 516 от 11 июля 2002 года не указано, что приведенный перечень периодов, включаемых в льготный стаж, является исчерпывающим, категорического запрета на включение других периодов Постановление не содержит.

Таким образом, требование Денисова С.Т. о включении периодов его нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж также является обоснованным.

Кроме того, повышение квалификации входит в обязанности каждого преподавателя, занимающегося педагогической деятельностью, и неразрывно связано с его трудовой функцией. Отказ от прохождения таких курсов является нарушением трудовой дисциплины.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что с учётом спорных периодов, которые подлежат включению в специальный педагогический стаж истца, а также правил исчисления специального стажа, педагогическая деятельность Денисова С.Т. в учреждениях для детей в настоящее время составляет более 25 лет.

В соответствии со справкой ФГОУСПО «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения» от 16 июня 2010 года в период с 1 октября 1999 года по настоящее время в данном учреждении обучается не менее 50% детей в возрасте до 18 лет.

Следовательно, право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью у истца имеется, соответственно, подлежит удовлетворению и его требование о признании за ним этого права.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина при обращении в суд .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Денисова С.Т. удовлетворить в части.

Зачесть период работы Денисова С.Т. с 28 октября 1979 года по 21 декабря 1981 года в должности секретаря комитета ВЛКСМ медицинского училища от Муромского Горкома ВЛКСМ,

а также периоды прохождения обучения на курсах повышения квалификации с 08 февраля 2000 года по 16 февраля 2000 года и с 13 октября 2008 года по 24 октября 2008 года

в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Признать за Денисовым Сергеем Терентьевичем право на досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе назначить Денисову Сергею Терентьевичу трудовую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с педагогической деятельностью.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе в пользу Денисова Сергея Терентьевича в возмещение расходов по оплате государственной пошлины .

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н.Карева