Дело № 2-2273/2010 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
9 декабря 2010 года
Муромский городской суд Владимирской области в составепредседательствующего судьи Довгоборец Л.Ю.
при секретаре Кузьмичёвой Н.А.
с участием заявителя Богданова С.А. и его представителя по ордеру адвоката Кротова М.Е.,
представителя военного комиссариата Владимирской области и начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по г. Мурому и Муромскому району Фазлеева И.Ш. по доверенностям Чайцыной Е.А.,
представителя призывной комиссии округа Муром по доверенности Карпова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по заявлению Богданова С.А. об оспаривании решения начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по г. Мурому и Муромскому району и решения призывной комиссии округа Муром о направлении на медицинское обследование,
у с т а н о в и л :
Богданов С.А., (дата) рождения, призывник военного комиссариата округа Муром Владимирской области, обратился в суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения врача Астафьевой О.Н. от 13.10.2010 г. о направлении на медицинское обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница».
В ходе рассмотрения дела Богданов С.А. увеличил размер заявленных требований и просит: признать недействительным и отменить решение начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по г. Мурому и Муромскому району (далее – Муромский военкомат) Фазлеева И.Ш. от 13.10.2010 г. о направлении на медицинское обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница»; признать недействительным и отменить решение призывной комиссии округа Муром от 10.11.2010 г. № 20 о направлении на медицинское обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница» (л.д.113-115). Кроме того, заявитель отказался от заявления об оспаривании действий врача Астафьевой О.Н., производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 9.12.2010 г.
В обоснование заявления Богданов С.А. указал, что 29.01.2009 г. он получил травму персональные данные, с 30.01.2009 г. по 13.02.2009 г. находился на амбулаторном лечении, с 16.02.2009 года по 25.02.2009 г. проходил стационарное лечение в НУЗ «Отделенческая больница на станции Муром ОАО «РЖД» с диагнозом персональные данные.
С 13.04.2009 г. по 23.04.2009 г. по направлению призывной комиссии о. Муром он прошел обследование в стационаре МУЗ «МГБ № 3», по результатам которого были выявлены персональные данные Указанное заболевание соответствует категории годности «В» к воинской службе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», то есть «ограниченно годен к военной службе».
Решением призывной комиссии о. Муром от 14.10.2009 г. ему была присвоена категория годности «В» к военной службе. Однако после этого он вновь неоднократно направлялся на обследования, по результатам которых диагноз подтверждался.
Принятое призывной комиссией о. Муром решение от 14.10.2009 г. не было ни отменено, ни изменено. Однако, 13.10.2010 г. в военкомате г. Мурома после осмотра врачом заявителю вручили направление на обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница», несмотря на представленные врачу многочисленные заключения различных медицинских учреждений и сведений о лечении в амбулаторной карте. Решение о направлении на обследование заявитель считает противоречащим п.4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку по результатам медицинского освидетельствования возможно было вынесение медицинского заключения о годности к военной службе по состоянию здоровья.
10.11.2010 г. призывной комиссией о. Муром было принято заочное решение № 20 о направлении заявителя на очередное обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница». Решение считает незаконным по тем же основаниям, что и решение начальника Муромского военкомата от 13.10.2010 г. Кроме того, указанное решение было принято с нарушением порядка, не всеми членами призывной комиссии; ВОГУЗ «Владимирская областная клиническая больница» отсутствует в утвержденном Постановлением Главы о. Муром списке учреждений, в которые направляются призывники для обследования.
Представитель заинтересованных лиц начальника Муромского военкомата Фазлеева И.Ш. и военного комиссариата Владимирской области Чайцына Е.А. считает заявление не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что решение призывной комиссии о. Муром от 14.10.2009 г. о присвоении Богданову С.А. категории «В» не было утверждено решением призывной комиссии Владимирской области, поэтому решение об освобождении его от военной службы не может быть принято до настоящего времени. В октябре 2009 года личное дело призывника Богданова С.А. было возвращено в Муромский военкомат с рекомендацией врача областного сборного пункта о направлении на обследование.
После этого Богданов С.А. неоднократно направлялся на обследование, представил в личное дело один акт исследования состояния здоровья по утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400 форме от апреля 2010 г. с диагнозом персональные данные, что недостаточно для определения состояния здоровья в момент освидетельствования в октябре 2010 г. Поэтому 13.10.2010 г. ему было выдано направление на обследование, и он под роспись извещен о явке 25.10.2010 г. с результатами обследования.
В связи с отказом от обследования 10.11.2010 г. призывная комиссия о. Муром приняла решение без вызова призывника на заседание комиссии о направлении на обследование. Решение законно, поскольку принято большинством членов комиссии. ВОГУЗ «Областная клиническая больница» определена в качестве учреждения, куда направляются на обследование призывники, Постановлением Губернатора Владимирской области.
Представитель призывной комиссии о. Муром Карпов Д.А. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявления, указывая, что решение призывной комиссии о. Муром принято в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив доказательства, суд считает заявление подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей (пункт 1).
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А – годен к военной службе;
Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В – ограниченно годен к военной службе;
Г – временно не годен к военной службе;
Д – не годен к военной службе (пункт 2).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4).
Согласно ст.26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии со ст.28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123, под медицинским освидетельствованием понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе с вынесением письменного заключения.
Пункт 19 указанного Положения предусматривает, что гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. Порядок направления на обследование (лечение) и форма акта определяются Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Порядок организации работы призывной комиссии установлен п. 33 «Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе», утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400.
Из содержания данной Инструкции следует, что участие в работе призывной комиссии, своевременное прибытие на заседания призывной комиссии, принятие решений в отношении граждан, подлежащих призыву на военную службу, является правом и обязанностью членов призывной комиссии. Для обеспечения плановой работы призывных комиссий на случай отсутствия по уважительным причинам кого-либо из назначенных членов призывной комиссии определяется резервный состав. Следовательно, решения призывной комиссии должны приниматься при явке всех членов призывной комиссии, в случае необходимости члена призывной комиссии основного состава должен заменять член призывной комиссии резервного состава.
Согласно п. 34 указанной Инструкции вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к настоящей Инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Согласно п. 39 Инструкции решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении № 32 к настоящей Инструкции, в том числе акта исследования состояния здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза.
В соответствии с п. 51 Инструкции призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет полномочия, в частности, по организации контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу; осуществлению методического руководства деятельностью призывных комиссий; проверке правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождения от призыва на военную службу. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии и одновременно принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Постановлением Губернатора Владимирской области от 24.09.2010 г. № 1030 утверждены составы областной призывной комиссии и призывных комиссий муниципальных образований, в том числе основной и резервный составы призывной комиссии округа Муром; перечень государственных учреждений здравоохранения Владимирской области, в которых осуществляется обследование (лечение) граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Установлено, что Богданов С.А., (дата) рождения, является призывником Муромского военкомата. Решением призывной комиссии округа Муром от 14.10.2009 года дано заключение о годности его к военной службе по категории «В – ограниченно годен к военной службе», что подтверждается объяснениями заинтересованных лиц и записью в личном деле (л.д.58). Решения об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности в отношении Богданова С.А. не принималось.
В октябре 2009 г. призывная комиссия Владимирской области после проверки личных дел призывников возвратила личное дело Богданова С.А. в Муромский военкомат с рекомендацией врача областного сборного пункта от 23.10.2009 г. о получении нового акта обследования за осень 2009 года (л.д.82). 26 октября 2009 г. по результатам медицинского освидетельствования врачом в Муромском военкомате заявителю рекомендовано обследование в Н. отделении МГБ № 3 повторно (л.д. 71). В личное дело акт исследования состояния здоровья в октябре-ноябре 2009 года не был представлен. Окончательного решения в отношении заявителя призывной комиссией в 2009 году не принято.
В весенний призыв 2010 г. Богданов С.А. вновь был вызван на медицинскую комиссию, где ему 22.04.2010 г. врачом рекомендовано представить акт обследования из Н. отделения МГБ № 3 (л.д.72), на руки выдано направление в НУЗ «Отделенческая больница на станции Муром ОАО «ГЖД» (л.д.120). В личное дело представлен акт исследования состояния здоровья от 21.05.2010 г. указанной больницы (л.д.74). 07.06.2010 г. врачом вновь рекомендовано представить акт обследования из Н. отделения МГБ № 3 (л.д. 75). Поскольку такой акт не представлен, решение призывной комиссии не было принято.
В осенний призыв 2010 г. Богданову С.А. при прохождении медицинского освидетельствования 13.10.2010 г. врачом рекомендовано обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница» (л.д.78), выдано направление в указанное учреждение (л.д.7), под роспись он извещен о явке в военный комиссариат с результатами обследования 25.10.2010 г. (л.д. 81), о чем имеется запись в книге учета граждан, направленных на обследование (л.д. 87).
Отсутствие в направлении подписи военного комиссара не влияет на его действительность, поскольку факт его выдачи не оспаривается.
Решение начальника Муромского военкомата от 13.10.2010 г. о направлении Богданова С.А. на обследование принято в соответствии с его компетенцией (п.4 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123) и является законным, оснований для его отмены судом не установлено.
Суд на основании представленных доказательств не может согласиться с доводами заявителя о возможности вынесения медицинского заключения по имеющимся медицинским документам. Для окончательного решения вопроса призывной комиссией об освобождении гражданина от военной службы требуется не любое медицинское заключение, а заключение установленной формы: акт исследования состояния здоровья (п. 39 Инструкции и приложение № 32, утвержденные Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400).
В осенний призыв 2010 г. Богданов С.А. представил акт исследования состояния здоровья от 21.05.2010 г., на основании которого медицинская комиссия не смогла провести медицинское освидетельствование в объеме, установленном п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123, то есть оценить состояние здоровья заявителя на момент освидетельствования в целях определения его годности к военной службе.
ВОГУЗ «Областная клиническая больница» имеется в Перечне государственных учреждений здравоохранения Владимирской области, в которых осуществляется обследование (лечение) граждан, подлежащих призыву на военную службу, утвержденном постановлением Губернатора Владимирской области от 24.09.2010 г. № 1030. Следовательно, утверждение заявителя о незаконности направления его в указанное учреждение, является необоснованным.
Призывной комиссией г. Мурома 10.11.2010 г. принято решение о направлении Богданова С.А. на обследование в Н. отделение «Областной клинической больницы», что подтверждается записью в личном деле (л.д.58), выпиской из книги протоколов призывной комиссии (л.д.49).
Данное решение призывной комиссии суд считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением порядка, установленного пунктами 33 и 34 Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. № 400.
В судебном заседании обозрена книга протоколов призывной комиссии и установлено, что решение в отношении Богданова С.А. было принято в отсутствие одного из членов призывной комиссии, представителя общественности основного состава С.Н.С. либо резервного состава Л.Г.В. Кроме того, решение принято в отсутствие Богданова С.А., который не извещался о явке на заседание призывной комиссии повесткой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Богданова С.А. удовлетворить частично.
Признать недействительным и отменить решение призывной комиссии округа Муром от 10 ноября 2010 года № 20 о направлении Богданова С.А. на медицинское обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница».
Богданову С.А. в удовлетворении заявления о признании недействительным и отмене решения начальника отдела военного комиссариата Владимирской области по г. Мурому и Муромскому району Фазлеева И.Ш. от 13 октября 2010 года о направлении Богданова С.А. на медицинское обследование в ВОГУЗ «Областная клиническая больница» отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Довгоборец