Решение № 2-2155/2010 от 23.12.2010 г. о предоставлении жилого помещения определением СК по гражданским делам Владимирского областного суда № 33-356/11 от 03.02.2011 г. отменено.



Дело № 2-2155/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2010 года г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Кротова С.Л.

при секретаре Луниной М.Н.,

с участием истца Родиной Л.А. и ее представителя адвоката Насоновой В.П.,

представителя ответчика – администрации округа Муром Печилиной Е.А.,

представителя третьего лица – администрации Муромского района Смирновой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родиной Л.А. к администрации округа Муром о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Родина Л.А. обратилась в суд с иском к администрации округа Муром о предоставлении жилого помещения (л.д.3-38).

В обоснование иска указала, что родилась (дата) и является воспитанницей Муромского детского дома. При помещении ее в Детский дом жилое помещение за ней не сохранялось. После выпуска их Детского дома в 1991 году она обучалась в ПУ № 51 и ПУ № 14 г. Мурома. По окончании профессионального училища в 1994 году (в 16 лет) она начала самостоятельно работать, но жилое помещение ей предоставлено не было. В последующем, до исполнения ей 23 лет она обращалась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как по месту регистрации, так и по месту своей работы, однако, ей в этом было отказано. До настоящего времени она не имеет какого-либо жилья, поскольку находившийся в аварийном состоянии дом, в котором она была зарегистрирована, в 2002 году сгорел.

В связи с этим истец Родина Л.А. просила обязать администрацию округа Муром согласно ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст.8 Закона Владимирской области № 226-ОЗ от 03.12.2004 г. «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставить ей и ее несовершеннолетнему ребенку вне очереди жилое помещение общей площадью не менее 42 кв. м.

В судебном заседании истец Родина Л.А. поддерживает свои требования.

Представитель администрации округа Муром Печилина Е.А. иск не признала, пояснив, что истец Родина Л.А. не имеет права требовать от администрации округа Муром внеочередного предоставление жилья, поскольку до достижения 23-летнего возраста не встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Представитель администрации Муромского района Смирнова О.Г. оставляет разрешении спора на усмотрение суда, пояснив, что Родина Л.А. к ним с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращалась.

Представитель департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился. Директор департамента Корешков М.В. направил в суд письмо, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, считая исковые требования Родиной Л.А. необоснованными (л.д.74-78).

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленным законом (статья 39, часть 1).

Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Так, в соответствии с ч.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 17.12.2009 N 315-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Аналогичная норма содержится в п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 3 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 03.11.2010 N 102-ОЗ), который, в том числе, предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

(в ред. Закона Владимирской области от 03.11.2010 N 102-ОЗ)

Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров.

В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Жилищный кодекс Российской Федерации (ст.57) также предусматривает внеочередное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма (п.2 ч.2 ст.57) по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5 ст.57) по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилищный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 января 1984 года, также содержал норму (п.2 ст.37), предусматривавшую предоставление данным категориям социально незащищенных граждан жилых помещений вне очереди.

Судом установлено, что Родина Л.А. родилась (дата) (л.д.6).

Через два года она осталась без попечения родителей.

В связи с этим решением исполнительного комитета Муромского районного Совета народных депутатов от 09.09.1980 г. № 378/14 было постановлено ходатайствовать перед Владимирским областным отделом народного образования о направлении Родиной Л.А. и ее братьей в детский дом для дальнейшего воспитания (л.д.9).

На основании путевки Владимирского областного отдела народного образования № 92 Родиной Л.А. в том же 1980 году была направлена для помещения в Суздальский детский дом. При этом какое-либо жилое помещение по месту прежнего жительства за ней не закреплялось (л.д.59-60).

Затем Родина Л.А. в 1985 году была переведена в Суздальскую школу-интернат (л.д.61).

В августе 1988 года Родина Л.А. была направлена для дальнейшего воспитания в Муромский детский дом № 1, в котором находилась до сентября 1991 года (л.д.27, 58).

По окончании пребывания в данном учреждении она в период с 01.08.1991 г. по 17.04.1993 г. обучалась в профессиональном училище (ПУ) № 51 г. Мурома, а в период с 01.09.1993 г. по 01.11.1994 г. – ПУ № 14 г. Мурома, проживая в общежитиях училищ, находясь на полном государственном обеспечении (л.д.12, 13, 27).

Однако в нарушение требований действующего в указанный период времени законодательства Родиной Л.А., не имеющей закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в данном учреждении профессионального образования органами местного самоуправления не было предоставлено по месту ее жительства в г. Муроме вне очереди жилое помещение по установленным нормам.

В июле 1995 года Родина Л.А. приступила к трудовой деятельности, а в январе 1997 года была зарегистрирована в принадлежавшую ТОО «Панфиловское» квартиру по адресу: ...., который в 2002 году полностью сгорел (л.д.л.д.16-18, 46-55).

Еще в 2000 году (в 22 года) Родина Л.А. начала обращаться с заявлениями в компетентные органы, как по месту жительства, так и работы, по поводу постановки ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как лицо, оставшееся без попечения родителей. Однако в нарушение требований действующего законодательства, несмотря на меры прокурорского реагирования, она так и не была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по указанному основанию (л.д.19-22, 43-45).

Действительно, как следует из преамбулы и ч.1 вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это означает, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В соответствии со ст.121 Семейного кодекса РФ осуществление функций защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. При этом данные органы обязаны не только выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет и избирать формы их устройства, но и осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Как пояснила в судебном заседании истец Родина Л.А., никто специально не разъяснял ей, достигнувшей только 13 лет, при выпуске из Муромского детского дома № 1 и окончания профессиональных училищ ее прав, в том числе, права на внеочередное получение жилого помещения и необходимости встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Данных, указывающих на то, что Родина Л.А. когда-либо отказывалась от реализации своего права на получение жилья вне очереди, не имеется.

Таким образом, истец Родина Л.А. до достижения ей 23-летнего возраста пыталась реализовать свое право на внеочередное предоставление жилья как лицо, оставшееся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, обратившись с соответствующими заявлениями о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Однако она неправомерно не была поставлена на указанный учет и не обеспечена полагавшимся ей по закону жилым помещением ни после окончания пребывания в Муромском детском доме, ни после учебы в профессиональных училищах №№ 51, 14 г. Мурома, ни после этого.

Из этого следует, что гарантированная Родиной Л.А. государством социальная поддержка в виде внеочередного предоставления жилья не была ей своевременно предоставлена.

Поэтому суд считает, что она и в настоящее время не утратила данного права, поскольку такая поддержка будет считаться реализованной только после предоставления Родиной Л.А. жилого помещения.

Доводы представителя администрации округа Муром в обоснование возражений по иску являются несостоятельными и не могут служить основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма.

Кроме того, судом установлено, что Родина Л.А. имеет несовершеннолетнего ребенка, с которым вынужденно не проживает вместе ввиду отсутствия у нее какого-либо жилья на законных основаниях (л.д.24, 26, 40, 62-64).

Ее ребенок в соответствии со ст.54 СК РФ имеет право жить и воспитываться в семье насколько это возможно, право на совместное проживание со своей матерью и на ее заботу.

При этом Родина Л.А., как мать может полноценно реализовать свои права и исполнить обязанности в соответствии со ст.63 СК РФ по воспитанию своего ребенка, а также по осуществлению иных прав и обязанностей родителей только при совместном проживании со своим сыном.

Поэтому суд при решении вопроса о размере предоставления ей жилой площади исходит из интересов как самой Родины Л.А., так и члена ее семьи – несовершеннолетнего ребенка. В связи с этим жилое помещение должно быть предоставлено ей и ее ребенку с учетом нормы предоставления – не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи (л.д.81-83).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Родиной Л.А. удовлетворить.

Обязать администрацию округа Муром предоставить Родиной Л.А. и ее несовершеннолетнему сыну вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте г. Мурома Владимирской области общей площадью не менее нормы предоставления – 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи.

На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Л. Кротов