Дело № 2-156/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
17 января 2011 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Каревой Т.Н.
при секретаре Шатаевой М.А.,
с участием прокурора Ерастовой С.М.,
а также заявителя Анисимова А.А. и адвоката Гавриловой Е.В., представляющей его интересы, представителя заинтересованного лица Мишиной Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме
гражданское дело по заявлению Анисимова А.А. о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии округа Муром, суд
У С Т А Н О В И Л :
Анисимов А.А. обратился в суд с заявлением и, уточнив и поддержав его в судебном заседании, просит
1)признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии округа Муром (далее ТИК округа Муром), выразившееся
в отсутствии утверждённой формы списка назначенных уполномоченных представителей по финансовым вопросам, как одного из документов, представляемых для выдвижения кандидата,
в отсутствии на момент начала периода выдвижения кандидата официального опубликования данного правового акта;
2)обязать территориальную избирательную комиссию округа Муром опубликовать в установленном законом порядке форму списка назначенных уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
В обоснование заявления Анисимов А.А. вместе с представителем адвокатом Гавриловой Е.В. указал и пояснил в судебном заседании, что он является самовыдвиженцем в кандидаты народных депутатов округа Муром, выборы которых состояться на территории округа Муром 13 марта 2011 года. В соответствии с действующим избирательным законодательством для регистрации в качестве кандидата он обязан представить определённый перечень документов, в том числе определённое количество подписей избирателей, оформленных в виде подписных листов, изготовленных за счёт средств соответствующего избирательного фонда. Занимаемая должность и занятость на работе не предоставляют ему возможности самому заниматься финансовыми вопросами выборов, поэтому открытие избирательного фонда для него обязательно и необходимо. Обязанность по открытию избирательного фонда возлагает на кандидата и ст. 56 Избирательного кодекса Владимирской области. В силу положений этой же нормы он должен предоставить в ТИК округа Муром сведения о реквизитах специального избирательного счёта и сведения о лицах, уполномоченных распоряжаться средствами соответствующего фонда. Кроме того, в силу п.п. 4 и 6 Постановления избирательной комиссии Владимирской области № 240 от 06.12.2010г. «О Разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, …», вместе с документами о выдвижении кандидата он должен представить в ТИК округа Муром список назначенных уполномоченных представителей по финансовым вопросам по форме, установленной данной избирательной комиссией, и другие документы для регистрации данных представителей.
Вместе с тем, на момент его обращения в суд с настоящим заявлением ему не было известно об утверждении ТИК округа Муром формы списка назначенных уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам, и данный документ не был опубликован в установленном порядке. Представленное в настоящее судебное заседание постановление ТИК округа Муром от 29.12.2010г. № 116, которым утверждены разъяснения порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, и образец списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам по выборам депутатов, полностью воспроизводит разъяснения, утверждённые Постановлением избирательной комиссии Владимирской области № 240 от 06.12.2010г., и также устанавливает, что документы о регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам, в том числе и Список этих представителей по утверждённой форме, должны быть представлены в ТИК округа Муром вместе с документами о выдвижении кандидата. Однако и в настоящее время данный документ не опубликован и не обнародован.
Учитывая, что период для выдвижения, включая период сбора подписей избирателей, в силу закона не должен составлять менее 20 дней, документы для выдвижения должны быть поданы в ТИК округа Муром не позднее 26 января 2011 года (не позднее чем за 45 дней до дня голосования), а также то, что разъяснения избирательных комиссий обязательны для всех участников выборов, считает, что бездействие ТИК округа Муром, выразившееся в не опубликовании формы списка уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам нарушает его пассивное избирательное право на участие в предстоящих 13 марта 2011 года выборах в Совет народных депутатов округа Муром, поскольку до настоящего времени он не имеет возможности обратиться в ТИК округа Муром с заявлением о самовыдвижении. Период для соответствующего обращения по вине ТИК округа Муром значительно сокращён, и фактически у него не будет времени для повторного выдвижения.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии округа Муром по доверенности Мишина Ю.С. возражала по заявлению Анисимова А.А. и считает его необоснованным. Суду пояснила, что образец списка уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам и разъяснения порядка их регистрации утверждены постановлением ТИК округа Муром от 29.12.2010г., которое вступило в силу со дня принятия. Указанный документ принят в пределах полномочий ТИК округа Муром и соответствует требованиям избирательного законодательства. При этом считает, что у ТИК не имеется обязанности по официальному опубликованию данного документа в печатном издании. Кроме того, в перечне документов, которые прилагаются к заявлению гражданина при уведомлении избирательной комиссии о своём самовыдвижении кандидатом, предусмотренном п.п. 2 и 3 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области, не имеется списка уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам. Поэтому отсутствие данного списка не является препятствием для выдвижения в кандидаты.
Создание избирательного фонда и назначение уполномоченных представителей по финансовым вопросам является правом кандидата, которое возникает у него после уведомления избирательной комиссии о выдвижении и имеет значение для его регистрации. Список же уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам, в случае назначения кандидатом таких представителей при открытии избирательного фонда, и другие документы для регистрации таких представителей, кандидат вправе представить в ТИК в любое время после выдвижения. На это имеется указание в том же п. 6 Разъяснений Избирательной комиссии Владимирской области от 06.12.2010г., а также в Разъяснениях, утверждённых ТИК округа Муром постановлением от 29.12.2010г. № 116.
Вместе с тем, заявитель не уведомлял ТИК округа Муром о своём выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов округа Муром, выборы которых состояться 13 марта 2011 года, поэтому он не является кандидатом в силу законодательного определения, и его пассивное избирательное право не могло быть нарушено. Поэтому полагает, что ТИК округа Муром избирательных прав заявителя не нарушал, и незаконного бездействия с её стороны не имелось.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные сторонами доказательства, заслушав заключение прокурора Ерастовой С.М., полагавшей заявление Анисимова А.А. необоснованным, а его избирательные права не нарушенными, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с п. 35 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно ст. 34 и п.п. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 ст. 38 настоящего Федерального закона.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, общественного объединения.
Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону должны быть представлены сведения о размере и об источниках дохода кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Аналогичные положения содержат статья 29 и пункты 2, 3 статьи 28 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (в ред. от 09.12.2010г.).
Из содержания вышеуказанных законодательных положений следует, что лицо реализует своё пассивное избирательное право и приобретает статус кандидата после обращения в соответствующую избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и одновременного предоставления указанных в п.п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и в п.п. 2 и 3 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области документов.
В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и пункта 9 статьи 28 Закона № 10-ОЗ период выдвижения, включающий в себя выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, либо иные формы поддержки выдвижения при проведении выборов в органы местного самоуправления должен составлять не менее 20 дней.
При этом выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам может производиться после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, но не ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов.
В судебном заседании установлено, что решением Совета народных депутатов округа Муром от 21.12.2010г. № 1173 назначена дата выборов депутатов Совета народных депутатов округа Муром пятого созыва и Главы округа Муром – 13 марта 2011 года.
24 декабря 2010 года указанное решение о назначении выборов опубликовано в официальном источнике опубликования муниципальных нормативных актов – газете «Муромский край» (п. 12 ст. 29 Устава округа Муром).
Таким образом, с 24 декабря 2010 года на территории округа Муром началась деятельность по подготовке и проведению выборов (избирательная кампания) (п. 19 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ).
Указанную деятельность на территории округа Муром осуществляет Территориальная избирательная комиссия округа Муром путём обеспечения реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о кандидатах, ходе избирательной кампании, обеспечения реализации мероприятий по правовому обучению избирателей, осуществления контроля за соблюдением избирательных прав, обеспечения открытости, гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и т.д., что отражено в Положении о Территориальной избирательной комиссии округа Муром, утверждённом постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 09.11.2010г. № 212.
Выборы в Совет народных депутатов округа Муром проводятся по 30-ти одномандатным избирательным округам, схема и границы которых утверждены Решением Совета народных депутатов округа Муром от 28.09.2010г. № 1126 и опубликованы в газете «Муромский край» 05.10.2010г., то есть ранее даты опубликования решения о назначении выборов.
Следовательно, в силу п. 9 ст. 28 Закона № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области», начало периода выдвижения кандидатов по соответствующим избирательным округам должно исчисляться со дня опубликования решения о назначении выборов, конец периода выдвижения – не позднее чем за 45 дней до дня голосования (п. 5-1 ст. 28 Закона № 10-ОЗ).
Заявитель Анисимов А.А. обратился в суд с настоящим заявлением об оспаривании бездействия ТИК округа Муром по не утверждению формы списка уполномоченных финансовых представителей кандидата, и по не опубликованию данного документа, ссылаясь на нарушением таким бездействием его права быть избранным в Совет народных депутатов округа Муром, так как при отсутствии данной формы списка уполномоченных финансовых представителей, который, по его мнению, является одним из документов, представляемых при выдвижении кандидата, он не имеет возможности реализовать своё пассивное избирательное право путём самовыдвижения кандидатом.
При этом заявитель и его представитель адвокат Гаврилова Е.В. ссылаются на пункт 4 и 6 Постановления Избирательной комиссии Владимирской области от 06.12.2010г. № 240 «О разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов представительных органов и глав муниципальных образований на территории Владимирской области».
Согласно п. п. 4, 5 и 6 указанных Разъяснений уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов должны пройти регистрацию в соответствующей избирательной комиссии, и одним из документов, представляемых для такой регистрации, является список уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, изготовленный на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по установленной соответствующей комиссией форме.
При этом указано, что документы для регистрации таких представителей представляются в соответствующую избирательную комиссию вместе с представлением документов о выдвижении кандидата.
Аналогичное положение закреплено и в Разъяснениях порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, утверждённых постановлением ТИК округа Муром от 29.12.2010г. № 116.
Вместе с тем, из объяснений заявителя и представителя заинтересованного лица усматривается, что до настоящего времени Анисимов А.А. не обращался в ТИК округа Муром с заявлением в письменной форме о согласии баллотироваться по какому-либо избирательному округу на территории округа Муром, то есть о своём самовыдвижении ТИК округа Муром не уведомлял. Соответственно, не приобрёл статуса кандидата.
Его обращение в ТИК округа Муром 28 декабря 2010 года с запросом определённых документов не является уведомлением комиссии о своём самовыдвижении кандидатом.
Из содержания положений ст. 58 Федерального закона № 67-ФЗ и ст. ст. 56, 56-1 Закона № 10-ОЗ Избирательный кодекс Владимирской области следует, что обязанность создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании возникает у кандидатов после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) и до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией, и только после создания избирательных фондов кандидаты должны назначать своих уполномоченных представителей по финансовым вопросам и представлять в избирательную комиссию документы для их регистрации, в том числе и список назначенных уполномоченных представителей.
Предусмотренный действующим избирательным законодательством порядок уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата и перечень документов, представляемых при таком уведомлении (п.п. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ; п.п. 2 и 3 ст. 28 Закона 10-ОЗ) не предусматривают обязанность лица, выдвигаемого кандидатом, представлять список уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата.
Кроме того, по смыслу вышеприведённых законодательных положений уведомление о выдвижении кандидата носит заявительный характер и не нуждается в получении разрешения или иного действия со стороны избирательной комиссии. На этапе выдвижения избирательная комиссия не наделена полномочиями принимать решение об отказе в приёме заявлений о согласии лица баллотироваться по соответствующему избирательному округу или о приостановлении срока либо об установлении иного момента, с которого кандидат считается выдвинутым, так как этот момент чётко определён избирательным законодательством.
В соответствии с п.п. 2, 3 и 6 ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» этот Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законами субъектов РФ могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить данному Федеральному закону. Если закон субъекта РФ, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдумах противоречит Федеральному закону, применяются нормы Федерального закона.
В связи с этим, положения п. 6 Разъяснений порядка регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидатов, утверждённых Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 06.12.2010г. № 240, и положения п. 6 аналогичных Разъяснений, утверждённых постановлением ТИК округа Муром от 29.12.2010г. № 116, предусматривающие предоставление документов для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, в том числе списка таких представителей, одновременно с предоставлением документов о выдвижении кандидата, не подлежат применению, как не соответствующие положениям Федерального закона № 67-ФЗ и положениям Закона № 10-ОЗ и не являются обязательными для участников избирательной кампании в силу ст. 1 Федерального закона № 67-ФЗ.
К тому же, те же пункты 6 (последние абзацы) вышеуказанных Разъяснений предусматривают предоставление документов для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата на более поздних этапах избирательной кампании, что согласуется с федеральным избирательным законодательством.
Учитывая, что заявитель Анисимов А.А. не уведомлял ТИК округа Муром о своём самовыдвижении кандидатом в установленном порядке, то есть статуса кандидата не приобрёл, соответственно, со стороны комиссии не было каких-либо действий (бездействия), препятствующих ему в этом, и ссылка заявителя на нарушение его избирательного права участвовать в самовыдвижении является несостоятельной.
Соответственно, и отсутствие у заявителя формы списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, который не является документом, представляемым в избирательную комиссию при уведомлении о самовыдвижении, не являлось для него препятствием в реализации пассивного избирательного права.
Кроме того, установлено, что образец данного списка утверждён постановлением ТИК округа Муром от 29.12.2010г. № 116, то есть в разумный срок после начала избирательной кампании на территории округа Муром (с 24.12.2010г.), учитывая, что избирательное законодательство не предусматривает каких-либо сроков утверждения формы данного списка, а кандидатом он представляется в избирательную комиссию после его выдвижения.
Следовательно, довод заявителя о бездействии ТИК, выразившемся в отсутствии утверждённой формы списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, а также о том, что данный документ подлежит предоставлению в ТИК округа Муром при выдвижении, не подтвердился. Отсутствие же данного документа на начало периода выдвижения не противоречит избирательному законодательству.
Что касается доводов заявителя Анисимова А.А. о бездействии ТИК округа Муром, выразившемся в не опубликовании формы списка на момент начала периода выдвижения кандидата, и его требования о возложении на избирательную комиссию опубликовать его, то суд тоже находит их несостоятельным в связи со следующим.
Отсутствие утверждённой формы списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата на начало периода выдвижения само по себе свидетельствует о том, что на этот момент он не мог быть опубликован.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 21 Закона № 10-ОЗ решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объёме и сроки, установленные настоящим Кодексом.
Данное положение закона Владимирской области в полном объёме соответствует положению п. 2 ст. 30 Федерального закона № 67-ФЗ.
Из содержания данных законодательных положений следует, что обязательному опубликованию подлежат те решения избирательных комиссий о подготовке и проведении выборов, на опубликование которых в определённые сроки и в определённом объёме прямо указано в федеральном избирательном законодательстве и законодательстве о выборах Владимирской области.
Однако ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Закон № 10-ОЗ не содержат указания на обязательное опубликование утверждённой избирательной комиссией формы списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата.
Данное решение избирательной комиссии по своему содержанию и форме не является нормативным правовым актом, так как касается определённого числа граждан (кандидатов), в связи с чем официальному опубликованию не подлежит.
Как указано в п. 7.7 Положения о ТИК округа Муром, решения комиссии подлежат опубликованию в случаях, установленных федеральными законами, а также Законом Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области».
То есть, действующее избирательное законодательство не предусматривает обязанности ТИК округа Муром опубликования утверждённого постановлением от 29 декабря 2010г. № 116 образца списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата.
Однако, это не лишает кандидатов возможности получить данную форму списка непосредственно в избирательной комиссии после уведомления об их выдвижении (самовыдвижении), а также права избирательной комиссии в иной форме проинформировать кандидатов о данном решении.
При таких обстоятельствах не опубликование ТИК округа Муром утверждённого образца списка уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата нельзя признать не законным, следовательно, бездействия в данном случае тоже не имеется.
Таким образом, в настоящем судебном заседании обоснованность заявления Анисимова А.А., а также незаконность бездействия ТИК округа Муром не нашла своего подтверждения.
Согласно ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии является законным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Анисимову А.А. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Территориальной избирательной комиссии округа Муром, выразившегося
в отсутствии утверждённой формы списка назначенных уполномоченных представителей по финансовым вопросам, как одного из документов, представляемых для выдвижения кандидата,
в отсутствии на момент начала периода выдвижения кандидата официального опубликования данного правового акта,
и обязании территориальную избирательную комиссию округа Муром опубликовать в установленном законом порядке форму списка назначенных уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Т.Н.Карева