решение от 19.01.2011г по делу № 2-161/2011 о возложении обязанности по совершению действий



Дело № 2-162/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,

при секретаре Мауровой Е.А.,

с участием прокурора Крыловой Т.М., представителя ответчика администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района – Сафроновой О.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершению действий.

У С Т А Н О В И Л :

Муромский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района о признании незаконным бездействие в части исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения, обязании исполнить обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

В обоснование исковых требований указал в заявлении, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления администрацией Ковардицкого сельского поселения. В ходе проверки было установлено несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. Проверкой установлено, что по состоянию на 24 декабря 2010 года места складирования отходов в населенных пунктах Ковардицкого сельского поселения, способ уборки и мусора не определены. Кроме того, графики вывоза отходов также отсутствуют в связи с тем, что своевременный их сбор и вывоз не организован, что подтверждается письмом администрации Ковардицкого сельского поселения от 22.12.2010 года. Фактически сбор и транспортировка отходов, мусора от частных домовладений на территории поселения в 2010 году не осуществлялась. В связи с несоблюдением ответчиком норм действующего законодательства в сфере обращения с отходами нарушают права неопределенного круга лиц – жителей и гостей населенных пунктов, в ходящих в состав Ковардицкого сельского поселения.

Прокурор Крылова Т.М. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области- Сафронова О.Ф. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора. Пояснила, что планируется организация вывоза мусора, путем заключения договора между гражданами и ООО «Экотранс». В с. Ковардицы уже такие работы проведены, заключено более 100 договоров. В ближайшее время выйдет постановление об определении способа, места, времени и графика вывоза мусора. В 2011 году планируется *** руб. потратить на ликвидацию несанкционированных свалок, *** руб. потратить на проведение мероприятий по санитарной очистке населенных пунктов.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой в соответствии с планом работы проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления администрацией Ковардицкого сельского поселения.

В ходе проверки установлено несоблюдение ответчиком требований действующего законодательства в сфере сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что сельским поселением является один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, 2 станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеназванного федерального закона к вопросам местного значения поселения, в частности, отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18).

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что граждане имеют, право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 22 вышеназванного федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными

для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 1 указанного закона под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, охрана здоровья 1 человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с ч.1 ст. 8 данного федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в. соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1).

Согласно ч.3 статьи 13 вышеназванного федерального закона порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В ходе проверки установлено, что согласно п.п. 19 ч. 1 ст. 5 Устава муниципального образования Ковардицкое сельское поселение к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 6.3 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования Ковардицкое сельское поселение, утвержденных решением Совета народных депутатов Ковардицкого сельского поселения 30.04.2010 № 12, установлено, что:

владельцы частных домовладений обязаны осуществлять складирование отходов в специально отведенные места, которые организовываются администрацией Ковардицкого сельского поселения;

вывоз отходов с территории частных домовладений осуществляется тарным и бестарным способом. Способ уборки определяется администрацией сельского поселения;

вывоз отходов осуществляется на основании графика.

Судом установлено, что по состоянию на 24.12.2010 места складирования отходов в населенных пунктах Ковардицкого сельского поселения, способ уборки отходов и мусора не определены. Кроме того, графики вывоза отходов также отсутствуют в связи с тем, что своевременный их сбор и вывоз не организован, что подтверждается письмом главы администрации Ковардицкого сельского поселения от 22.12.2010, а также объяснениями заместителя главы поселения от 24.12.2010 и актами обследования лесных площадей в составе земель сельскохозяйственного назначения (л.д.35-39).

Фактически сбор и транспортировка отходов, мусора от частных домовладений на территории поселения в 2010 г. не осуществлялись. Администрацией поселения на протяжении 2010 г. принимались меры только по ликвидации несанкционированных свалок, которые образовывались, в том числе, в связи отсутствием организации, которая бы на постоянной основе обеспечивала сбор и транспортировку отходов на плановой основе (на основе графика).

В связи с несоблюдением ответчиком норм действующего законодательства в сфере обращения с отходами нарушаются права неопределенного круга лиц - жителей и гостей населенных пунктов, входящих в состав Ковардицкого сельского поселения, на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999№З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанности в натуре.

Нарушенные права неопределенного круга лиц могут быть восстановлены путем обязания администрации Ковардицкого сельского поселения выполнить возложенные законом обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Муромского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области в части исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

Обязать администрацию Ковардицкого сельского поселения Муромского района Владимирской области исполнить обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней.

Судья Т.А. Муравьева