Дело № 2-171/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
17 января 2011 года.
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.
при секретаре Царевой Е.А.
с участием помощника
Муромского городского прокурора Ерастовой С.М.
заявителя Синева Р.С.
представителя заявителя адвоката Владимирской
областной коллегии адвокатов «Защита» Гавриловой Е.В.
представителя заинтересованного лица Мишиной Ю.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме
гражданское дело по заявлению Синева Р.С. о защите избирательных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Синев Р.С. обратился в суд с заявлением и, с учетом уточнений, просит:
1. признать абзац 2 пункта 2 Постановления Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10.12.2010 г. № 83 « О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года» и Приложение к Постановлению Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10.12.2010 г. № 83 в части определения максимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года, незаконными по одномандатному избирательному округу № 1.
2. обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром в установленном законом порядке принять правовой акт о внесении изменений в Постановление ТИК округа Муром от 10.12.2010г. № 83 в соответствии с требованиями ст.31 Закона Владимирской области « Избирательный кодекс Владимирской области».
3. обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром опубликовать в газете «Муромский край» Постановление ТИК округа Мурома от 10.12.2010г. № 83 с соответствующими изменениями.
В обоснование заявленных требований Синев Р.С. указал в заявлении, что оспариваемым Постановлением Территориальная избирательная комиссия округа Муром ограничила его право на предоставление максимального количества подписей, необходимых для регистрации его в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу № 1, поскольку установила для каждого из 30 избирательных округов максимальное количество подписей менее на 1 подпись, чем предусмотрено п.9 ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области. Так, по одномандатному избирательному округу № 1 комиссия установила максимальное количество подписей равным 41, тогда как в соответствии с указанной нормой закона он имеет право на представление 42 подписей. Такое ограничение может повлиять на его право быть зарегистрированным кандидатом, поскольку недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является основанием для отказа в регистрации кандидата. Кроме того, указал на отсутствие публикации оспариваемого постановления в газете «Муромский край», которая Уставом округа Муром определена официальным печатным изданием.
В судебном заседании заявитель Синев Р.С. заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что (дата) обратился в Территориальную избирательную комиссию округа Муром с письменным заявлением о получении информации по сбору документов, необходимых для выдвижения кандидата. Им был получен письменный ответ комиссии, в котором имелись ссылки, что решения комиссии, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в газете «Муромский край», а также принятые постановления комиссии размещены на официальном сайте в Интернете. Он ознакомился с обжалуемым постановлением на данном сайте, и считает, что оно нарушает его пассивное избирательное право по изложенным выше основаниям. Также пояснил, что в период судебного разбирательства по делу 17 января 2011 года он уведомил окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 1 о своем выдвижении в качестве кандидата в депутаты Совета народных депутатов округа Муром, в связи, с чем приобрел права и обязанности кандидата, в том числе и право на сбор подписей избирателей.
Представитель заявителя адвокат Гаврилова Е.В., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержала по изложенным основаниям, полагает, что обжалуемое постановление противоречит п.9 ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области. Указала, что постановление не опубликовано в официальном печатном издании, чем также нарушены нормы Избирательного кодекса Владимирской области.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии округа Муром Мишина Ю.С., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала. Пояснила суду, что оспариваемое постановление соответствует п.9 ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области, поскольку максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, по каждому округу рассчитано с соблюдением 10 % от минимального количества подписей в соответствии с указанной нормой закона. Считает, что оспариваемое постановление не нарушает права заявителя, поскольку он не приобрел право на сбор подписей из-за отсутствия в настоящий момент у него избирательного фонда. Также указала, что в случае выявления 10% недостоверных или недействительных подписей кандидату будет отказано в регистрации в независимости от количества максимального количества подписей по округу № 1- 41 или 42, в связи, с чем считает, что права заявителя обжалуемым постановлением не нарушены. Указала, что оспариваемое положение не отнесено к тем решениям комиссии, который подлежат обязательному опубликованию в печатном издании, и было доведено сведения избирателей на официальном сайте администрации округа Муром.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Ерастовой С.М., полагавшей об удовлетворении заявленных требований в части признания обжалуемого постановления и приложения незаконными, а в части обязанности опубликовать данное постановление считала требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии со ст.29 Закона Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно п.п.1, 2 ст.28 Избирательного кодекса Владимирской области о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном настоящим Кодексом порядке.
Комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата либо списка кандидатов, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Кодексом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности
В силу п.1 ст.31 указанного Закона в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, определенном настоящим Кодексом.
Согласно п.4 ст.31 данного Закона подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или при реализации инициативы об отзыве депутата, выборного должностного лица в округе, по которому он был избран, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Нормами п.7 ст.17 Избирательного кодекса Владимирской области установлены полномочия территориальных избирательных комиссий, в том числе согласно п.п. «г» комиссия обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, отзыва, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, по п.п. «к» оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям.
Аналогичные положения закреплены в п.п.2.2.1 Положения о Территориальной избирательной комиссии округа Муром, согласно которому комиссия осуществляет функции по обеспечению на территории муниципального образования реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, а также по п. 2.2.6. оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим муниципальным, окружным, участковым избирательным комиссиям.
Для реализации норм ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области в пределах своих вышеуказанных полномочий Территориальная избирательная комиссия округа Муром приняла Постановление № 83 от 10.12.2010г. « О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов на должности Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года», в Приложении к которому установлено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, и максимальное количество подписей, представляемых для регистрации кандидата, по каждому одномандатному избирательному округу.
Так, в абзаце втором пункта второго обжалуемого постановления указано, что количество представляемых для регистрации кандидатов подписей избирателей может превышать количество подписей необходимое для регистрации, но не более чем на 10%.
В Приложении к данному Постановлению определены данные показатели в цифрах, и по одномандатному избирательному округу № 1 с количеством избирателей равным 3804 человек установлено необходимое количество подписей равным 38 и максимальное количество подписей равным 41, то есть превышающим на 3 подписи соответственно.
Таким образом, данным Постановлением определено минимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, равным 1 % от числа избирателей по каждому одномандатному избирательному округу, и установлено максимальное количество данных подписей в размере, превышающим минимальное количество подписей не более, чем на 10 %.
Вместе с тем, нормами п.9 указанной статьи Избирательного кодекса Владимирской области установлено, что количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, для назначения референдума, отзыва депутата, выборного должностного лица подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, отзыва депутата, выборного должностного лица, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, назначения референдума, отзыва, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списков кандидатов, для назначения референдума, голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица не более чем на 4 подписи.
Поскольку число подписей, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 1, составляет 38, то есть менее 40, следовательно, максимальное количество подписей, на представление которых имеет право кандидат по данному округу, является равным 42. Вместе с тем, в обжалуемом постановлении данное количество установлено равным 41 подписи.
Таким образом, оспариваемые постановление и приложение в указанной части противоречит нормам Избирательного кодекса Владимирской области.
Из вышеуказанных норм Закона ( ст.ст.28-29,31) следует, что участник выборов, обладающий пассивным избирательным правом, приобретает права и обязанности кандидата, после совершения им действий по уведомлению комиссии о своем выдвижении, а именно, подачи заявления и соответствующих документов. Только после совершения этих действий кандидат приобретает право собирать подписи, которые могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.
Из пояснений заявителя, а также из представленного им уведомления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 от (дата) следует, что он является кандидатом в депутаты Совета народных депутатов округа Муром, сдал в указанную комиссию заявление и другие документы, необходимые для его регистрации ( копия трудовой книжки, копия паспорта, копия диплома об образовании, сведения о доходах и вкладах).
Следовательно, в силу ст.28, ст.29 и ст. 31 Избирательного кодекса Владимирской области Синев Р.С. уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении в качестве кандидата, и приобрел права и обязанности кандидата, предусмотренные указанным Законом, в том числе и правом на сбор подписей в свою поддержку.
Вместе с тем, оспариваемое постановление, касающиеся условий регистрации кандидата, ограничило право заявителя на представление максимального количества подписей избирателей в количестве 42, установив данное количество равным 41.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление нарушает избирательные права заявителя.
В соответствии с ч.1,ч.2 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Поскольку судом установлены несоответствие оспариваемого постановления нормам Закона и нарушение пассивного избирательного права заявителя, то заявление Синева Р.С. является обоснованным, и заявленные требования подлежат удовлетворению в указанной части.
Вместе с тем, суд находит необоснованным довод представителя Территориальной избирательной комиссии о том, что Синев Р.С. не приобрел право на сбор подписей избирателей, поскольку он не определился по вопросу о создании своего избирательного фонда.
Исходя из положений ст. ст.28, ст.29 и ст. 31 Избирательного кодекса Владимирской области Синев Р.С. приобрел права и обязанности кандидата, в том числе и правом на сбор подписей в свою поддержку.
Положениями п.3 ст. 31, п.1,п.5 ст.56 Избирательного кодекса Владимирской области предусмотрена возможность кандидатом создания избирательного фонда, за счет которого могут изготавливаться подписные листы для сбора подписей избирателей, при наличии открытого специального избирательного счета, об открытии которого кандидат обязан сообщить в комиссию в течение трех дней со дня его открытия.
Согласно п.8 ст.56 указанного Закона при проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах. При этом срок данного уведомления в Законе не указан.
Указанные положения Закона не устанавливают право кандидата на сбор подписей избирателей, а регулируют порядок реализации кандидатом данного права.
То обстоятельство, что Синев Р.С. не уведомил комиссию об открытии специального избирательного счета или об отсутствии избирательного фонда, не свидетельствует об необоснованности заявленных требований, учитывая, что на момент рассмотрения дела срок для совершения данных действий не истек.
Представитель Территориальной избирательной комиссии считает, что установление максимального количества подписей избирателей по округу № 1 равным 41 вместо 42 не нарушает права заявителя, поскольку 10% недостоверных или недействительных подписей в любом случае будет равным 4 подписям, что возможно будет являться основанием для отказа в регистрации кандидата в независимости от количества представленных достоверных подписей избирателей.
Данный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку судом установлено необоснованное ограничение права кандидата Синева Р.С. на предоставление подписей избирателей в максимальном количестве равным 42 подписям.
Кроме того, судом учтено, что в соответствии с п.п. «д» п.23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей ( в данном случае это количество равно 38, то есть менее 200), если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в части возложения обязанности на Территориальную избирательную комиссию округа Муром опубликовать обжалуемое постановление в печатном издании.
В силу п.3 ст.21 Избирательного кодекса Владимирской области решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, установленные настоящим Кодексом.
Положением о Территориальной избирательной комиссии округа Муром в п. 7.7. установлено, что решения Комиссии подлежат опубликованию в случаях, установленных федеральными законами, а также Законом Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области». Официальным опубликованием решений Комиссии считается публикация их текстов в периодических печатных изданиях.
Указаний на обязанность передачи постановления избирательной комиссии по установлению необходимого и максимального количества подписей для регистрации кандидата в средства массовой информации в каких-либо объемах и сроках Избирательный кодекс Владимирской области не содержит, следовательно, требование заявителя о возложении на ТИК обязанности опубликовать данное постановление не основано на Законе.
Обжалуемое постановление было размещено на официальном сайте администрации округа Муром в глобальной сети Интернет, что подтверждено соответствующей выпиской и не оспаривается заявителем, пояснившим, что ознакомился с данным постановлением на сайте.
Следовательно, оспариваемое решение избирательной комиссии доведено до сведения участников выборов иным путем, что не противоречит указанным нормам закона.
Согласно п.3.3 Положения об официальном сайте администрации округа Муром в глобальной сети Интернет, утвержденного Постановлением Главы округа Муром от 19 апреля 2010 года № 758, избирательная комиссия может размещать на сайте информацию о подготовке, проведении и результатах прошедших выборов.
Довод представителя заявителя о том, что оспариваемое постановление размещено на сайте в нарушении указанного Положения, не влечет правовых последствий для разрешения настоящего заявления, поскольку факт доведения обжалуемого постановления до сведений участников выборов имел место. При этом суд учитывает пояснения представителя заинтересованного лица о том, что размещение постановления на сайте без согласия владельца сайта – администрации округа Муром было бы невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 261, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Синева Р.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10 декабря 2010 года № 83 « О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года» в части определения максимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета народных депутатов округа Муром, а именно абзац второй пункта 2 указанного постановления.
Признать незаконным Приложение к Постановлению Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10 декабря 2010 года № 83 « О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года» в части определения максимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета народных депутатов округа Муром по одномандатному избирательному округу № 1.
Обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром внести изменения в Постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10 декабря 2010 года № 83 « О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года» в части определения максимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета народных депутатов округа Муром, установив данное количество подписей в соответствии с п.9 ст.31 Избирательного кодекса Владимирской области.
Обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром внести изменения в Приложение к Постановлению Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 10 декабря 2010 года № 83 « О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром и депутатов Совета народных депутатов округа Муром 13 марта 2011 года» в части определения максимального количества подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов в депутаты Совета народных депутатов округа Муром по одномандатному избирательному округу № 1, установив данное количество равным 42 подписи.
В удовлетворении остальных требований Синеву Р.С. отказать.
На решение могут быть принесены кассационные жалобы и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено судом 20 января 2011 года.
Судья Е.А.Бабеншева