Дело № 2-425/2011 г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
11 февраля 2011 года
Муромский городской суд Владимирской области в составепредседательствующего судьи Муравьевой Т.А.,
при секретаре Мауровой Е.А.,
с участием представителей заявителя Шмелькова Н.С. доверенных лиц Кудрявцева М.М. и Савенкова Р.С., представителей заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии округа Муром Захаровой М.Ю. и Мишиной Ю.С., прокурора Митрофановой Н.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по заявлению Шмелькова Н.С. о защите избирательных прав,
у с т а н о в и л :
Заявитель Шмельков Н.С. обратился в суд с заявлением и просил признать незаконным и отменить постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года (номер) об отказе в регистрации его в качестве кандидата на должность Главы округа Муром; обязать Территориальную избирательную комиссию округа Муром зарегистрировать Шмелькова Н.С. в качестве кандидата на должность Главы округа Муром (л.д.3-7).
В обоснование заявления заявитель указал, что 21 января 2011 г. он представил в Территориальную избирательную комиссию округа Муром документы о выдвижении его кандидатом на должность Главы округа Муром. 25 января 2011 года он представил документы для регистрации его кандидатом на должность Главы округа Муром. 28 января 2011 года в Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) получил извещение о назначении заседания комиссии по вопросу о регистрации кандидата на 2 февраля 2011 года. Одновременно в извещении указывалось на необходимость приведения в соответствие с законом представленных в ТИК документов: выписки из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (далее – ЛДПР) от 09 января 2011г.; копии трудовой книжки; копии паспорта. Однако в извещении не указывалось на конкретные нарушения в предоставленных им документах.
29 января 2011г. им в ТИК направлено заявление о разъяснении конкретных недостатков в документах. В 22 часа того же дня председатель ТИК Ш.. привез на домашний адрес заявителя новое извещение с разъяснением указанных недостатков. Однако заявитель находился за пределами г.Мурома, в связи с чем новое извещение было вручено его сожительнице, которая находилась дома. Заявитель же фактически получил данное извещение 30 января 2011г.
Одновременно 29 января 2011г. заявитель направил в избирательную комиссию Владимирской области заявление с просьбой об установлении факта неуведомления его ТИКом и направлении представления в ТИК о недопустимости принятия решения об отказе в регистрации по соответствующим основаниям.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии о. Муром от 2 февраля 2011 г. Шмелькову Н.С. отказано в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром по основаниям: не представлена копия документа, подтверждающая указанные в заявлении сведения о месте работы, занимаемой должности; не представлена официально заверенная копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданная управлением Министерства юстиции РФ, а также наличие документов, оформленных с нарушением требований закона, - выписки из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата; заверенной уполномоченным представителем партии трудовой книжки и паспорта на его имя.
Заявитель считает, что данное постановление принято с нарушением п. 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 23.03.2007г. №203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «3», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Документ, подтверждающий сведения о месте работы, занимаемой должности был представлены заявителем в Территориальную избирательную комиссию: копия трудовой книжки. При приеме документов член ТИКа, осуществлявший прием документов, заверил заявителя о том, что свидетельство о регистрации Шмелькова Н.С. в качестве ИП не требуется, поскольку представлена трудовая книжка. Также заявителем представлены документы: выписка из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования округ Муром с указанием назначенного уполномоченного представителя партии С..; заверенная уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С. копия трудовой книжки Шмелькова Н.С.; заверенная уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С. копия паспорта Шмелькова Н.С.
Если впоследствии комиссия установила, что представленные документы оформлены с нарушением законодательства о выборах, то она обязана была заблаговременно уведомить об этом кандидата.
Поскольку избирательная комиссия в установленный пунктом 1.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок не известила кандидата о выявленных недостатках, комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата.
В судебное заседание заявитель Шмельков Н.С. не явился, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.190).
Представителя заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.
Представители заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии округа Муром Захарова М.Ю. и Мишина Ю.С. возражали против удовлетворения заявления, указывая, что постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года (номер) об отказе в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькова Н.С. является законным и обоснованным.
Представленная в ТИК выписка из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата Шмелькова Н.С. в нарушение п.п.4 п.3 ст.30 ИК Владимирской области не содержит решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения. В связи с чем, представленные в ТИК заверенные копии уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С. копии документов заверены ненадлежащим лицом.
В соответствии с п.4 ст.33 ИК Владимирской области Шмельков Н.С. извещен о недостатках в оформлении документов, о чем ему лично под роспись вручено 28.01.2011г. извещение.
В связи с обращением представителя кандидата с заявлением о разъяснении извещения, ТИКом 29.01.2011г. было подготовлено разъяснение и вручено супруге заявителя по месту его регистрации. Дополнительно кандидату и его представителю направлены телефонограммы.
Заявитель в установленный срок не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, т.е. 31 января 2011г. представил следующие документы:
- выписку из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения;
- трудовую книжку Шмелькова Н.С., заверенную уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С.
- паспорт гражданина РФ Шмелькова Н.С., заверенный уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С.
Указанные действия по исправлению документов также свидетельствуют о получении кандидатом извещения от 29.01.2011г., переданного его супруге. При этом под общепринятым нормам надлежащее извещение подразумевает собой вручение документа по месту жительства лица кому-либо из проживающих с ним совместно.
В представленной вновь 31.01.2011г. выписке из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения указывалось, что вторым вопросом конференция рассматривала вопрос о назначении уполномоченных представителей Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР. Однако по смыслу п.4 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области в протоколе о выдвижении кандидата должны быть указаны сведения, перечень которых определен законом. Отсутствие одного из них влечет признание такого решения оформленным с нарушением закона. Решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения является обязательным для всего протокола, тогда как представленная 21.01.2011г. кандидатом выписка о выдвижении его кандидатом на должность Главы муниципального образования округ Муром решения о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения не содержала. Представленная 31.01.2011г. выписка является новым документом и не заменяет собой представленную ранее выписку и не устраняет нарушения порядка оформления документа, представленного ранее.
Кандидатом не представлен документ, подтверждающий его род занятий. В заявлении кандидат указал, что является индивидуальным предпринимателем, однако соответствующего документа не представил.
Кандидатом было представлено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 12.07.2010г., выданное Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области. Однако, в соответствии с пп.2 п.18 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области необходимо было представить копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного Управлением Министерства юстиции РФ по Владимирской области.
Выявленные три факта нарушений являются двумя самостоятельными основаниями для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктами «в» и «в.1» п.24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктами «в» и «в.1» пункта 23.1 ст.33 Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области» – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего закона.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявления, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Совета народных депутатов округа Муром от 21 декабря 2010 года №1173 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Совета народных депутатов округа Муром пятого созыва и Главы округа Муром. Решение опубликовано в газете «Муромский край» от 24 декабря 2011 г. (л.д.141-142).
Внеочередной конференцией Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. выдвинут кандидата на должность Главы муниципального образования округ Муром Шмельков Н.С. (л.д.71).
21 января 2011 года в Территориальную избирательную комиссию округа Муром кандидатом Шмельковым Н.С. были поданы документы по выдвижению кандидата на должность Главы округа Муром, а именно: заявление о согласии баллотироваться (л.д.60), копия паспорта (л.д.177-188), копия трудовой книжки (л.д.148-176), документ о принадлежности к политической партии (л.д.61), сведения о размере и источниках доходах, имуществе… (л.д.62), копия устава политической партии (л.д.63-69), копия документа о внесении записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.70), выписка из протокола заседания (собрания, конференции) избирательного объединения (л.д.71), в подтверждении чего заявителю выдана расписка от 21.01.2011г. (л.д.72-73).
25 января 2011 года в Территориальную избирательную комиссию округа Муром кандидатом Шмельковым Н.С. были поданы документы на регистрацию кандидата на должность Главы округа Муром, а именно: договор о специальном избирательном счете (л.д.74-75), фотографии, первый финансовый отчет (л.д.76-82), первый финансовый отчет на электронном носителе, выписка из лицевого счета по вкладу (л.д.83), о чем ему выдана расписка от 25.01.2011г. (л.д.84).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 2 января 2011 года № 29 отказано в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькову Н.С. по подпунктам «в» и «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктам «в» и «в.1» п. 23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области (л.д.10-11).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии от 04.02.2011г. постановлено считать датой принятия постановления об отказе в регистрации кандидатов на должность Главы округа Муром 02.02.2011г. (л.д.147).
Таким образом, Постановление Территориальной избирательной комиссии (номер) об отказе в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькову Н.С. следует считать от 02 февраля 2011г.
В соответствии со ст.3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ) и Закон Владимирской области от 13.02.2003 г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» содержат исчерпывающий перечень оснований, по которым возможен отказ в регистрации кандидата. К числу таких оснований относятся обстоятельства, исключающие возможность участия гражданина в выборах в качестве кандидата либо связанные с нарушением им требований избирательного законодательства.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпунктом «в» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области основанием отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названными Федеральным законом и Кодексом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпунктом «в.1» п. 23.1 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области основанием отказа в регистрации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В соответствии с п.2 указанной статьи соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются в числе других сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии и свой статус в этой политической партии. Вместе с заявлением кандидат представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.28 Избирательного кодекса Владимирской области.
При этом согласно п.5 и п.5-1 ст.28 Избирательного кодекса Владимирской области документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи кандидат обязан представить лично или по его просьбе иными лицами в случаях, указанных в законе, в соответствующую избирательную комиссию одновременно не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Пункт 64 ст.3 Избирательного кодекса Владимирской области определяет понятие рода занятий – документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
В заявлении кандидата о согласии баллотироваться Шмельков Н.С. указал род занятий – индивидуальный предприниматель. Такая же информация содержится в выписке из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. (л.д.71), а также в сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе (л.д.62), однако подтверждающего документа о роде занятий кандидатом не представлено.
Документом, подтверждающим факт внесения записи в государственный реестр индивидуальных предпринимателей, является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р61001 (ст.11 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; Постановление Правительства РФ от 19.06.2002г. №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»).
Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р61001 Шмелькову Н.С. выдано Межрайонной ИФНС России №4 по Владимирской области 06.10.2009г., копию которого заявителем представлена суду на подготовке дела к судебному разбирательству 08.02.2011г. (л.д.32).
Отсутствие у заявителя образования, о чем им указано в заявлении кандидата о согласии баллотироваться (л.д.60), не освобождает его от выполнения требований вышеприведенного закона по представлению необходимого перечня документов.
Представленная 21.01.2011г. кандидатом копия трудовой книжки, содержит последнюю запись о его увольнении 29.07.2008г. *** (л.д.106, 159).
Довод представителей заявителя о том, что Шмельков Н.М. мог внести в заявление кандидата о согласии баллотироваться сведения о том, что он не работает, что и подтверждалось бы отсутствием соответствующих записей в трудовой книжке, суд во внимание не принимает, поскольку в таком случае сведения, указанные в заявлении противоречили бы сведениям о предпринимательской деятельности Шмелькова Н.С., содержащимся в выписке из протокола о его выдвижении (л.д.71), сведениям о размере и об источниках доходов, имуществе (л.д.62).
Доводы представителей заявителя о том, что 21.01.2011г. Шмельков Н.С. вместе с документами о выдвижении его представил свидетельство о регистрации в качестве ИП, однако Территориальной избирательной комиссией оно не было принято, никакими доказательствами по делу не подтверждается. В расписке, выданной Территориальной избирательной комиссией, от 21.01.2011г. никаких замечаний или оговорок об отказе в принятии документов не содержится.
Утверждение представителей заявителя о том, что при приеме документов у Территориальной избирательной комиссии не было никаких претензий к представляемым документам, является несостоятельным. Согласно Положения о Территориальной избирательной комиссии округа Муром, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 09.11.2010г. №212, Территориальная избирательная комиссия не наделена полномочиями по консультированию кандидатов о том, какие документы необходимы им (л.д.34-59).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования кандидаты представляют официально заверенную постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения копию документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
На основании п. 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 (в редакции Указов Президента РФ от 02.05.2006 г. № 451, от 14.07.2008 г. № 1079) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, является Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России).
Согласно подпункту 38 п. 6 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 21.05.2009 г. № 147, управление обладает полномочием по выдаче зарегистрированной некоммерческой организации свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученного от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельства о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий.
Выдвинутый на должность главы муниципального образования избирательным объединением Владимирским региональным отделением политической партии ЛДПР кандидат Шмельков Н.С. должен был представить в Территориальную избирательную комиссию округа Муром заверенную копию свидетельства о внесении записи о Владимирском региональном отделении политической партии «Либерально-демократической партии России» (ЛДПР) в Единый государственный реестр юридических лиц, выданную управлением Министерства юстиции во Владимирской области, полученную последним от Управления Федеральной налоговой службы во Владимирской области. Вместо этого заявитель представил заверенную копию свидетельства о государственной регистрации указанного избирательного объединения, выданного управлением Федеральной налоговой службы во Владимирской области.
Доводы представителей заявителя о том, что Избирательным кодексом Владимирской области предусмотрена возможность представления документа, выданного Федеральной налоговой службой, противоречат вышеприведенным положениям закона.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 ст. 30 Избирательного кодекса Владимирской области в случае выдвижения избирательным объединением кандидата на должность главы муниципального образования кандидаты представляют решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального отделения о выдвижении кандидата на должность главы муниципального образования.
Как указывается в пункте 2 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях».
На основании пункта 3 ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области решение о выдвижении кандидата, принятое в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа политической партии;
2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата;
3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому вопросу;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
5) дата принятия решения.
Однако представленная кандидатом 21.01.2011г. выписка из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия» (ЛДПР) от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования округ Муром Владимирской области Шмелькова Н.С. решения о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения не содержала (л.д.71).
Представленная 31.01.2011г. кандидатом выписка о назначении уполномоченных представителей ЛДПР представляет собой новый документ и не заменяет собой представленную ранее (21.01.2011г.) выписку от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата Шмелькова Н.С., оформленную с нарушением вышеприведенных положений ст.30 Избирательного кодекса Владимирской области, и не устраняет нарушения порядка оформления документа, представленного ранее (л.д.91).
Довод представителей заявителя о том, что кандидат Шмельков Н.С. не был официально уведомлен о недостатках в представленных им документах в установленный законом срок, в связи с чем устранить недостатки не представилось возможным, суд также находит несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
Как указывается в пункте 1.1 данной статьи при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, предоставленные в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные положения закреплены и в пунктах 1, 4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.
При этом Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановлением от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 утвердила Разъяснение порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указав следующее:
«Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией об отсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктов «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона».
В результате проверки документов, представленных кандидатом на должность Главы округа Муром Шмельковым Н.С., Территориальной избирательной комиссией округа Муром выявлено несоблюдения требований закона к оформлению документов: выписки из Протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) от 09 января 2011 года о выдвижении кандидата Шмелькова Н.С.; трудовой книжке Шмелькова Н.С., заверенной уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С..; паспорту гражданина РФ Шмелькова Н.С., заверенного уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С.
В соответствии с п.4 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области кандидату Шмелькову Н.С. 28.01.2011г. вручено извещение о выявленных недостатках в оформлении документов (л.д.85-86).
29.01.2011г. (в субботу) кандидат обратился в Территориальную избирательную комиссию за разъяснением конкретных неточностей, которые необходимо исправить (л.д.87).
Одновременно кандидат обратился в избирательную комиссию Владимирской области об установлении факта неуведомления кандидата Шмелькова Н.С. Территориальной избирательной комиссией округа Муром и направлении представления в Территориальную избирательную комиссию округа Муром о недопустимости принятия решения об отказе в регистрации кандидата (л.д.21-22).
В тот же день 29.01.2011г. Территориальной избирательной комиссией было подготовлено новое извещение об устранении недостатков (л.д.18-20).
По указанным кандидатам телефонным номерам никто не отвечал, что подтверждается выпиской из журнала телефонограмм (л.д.88).
Поэтому для вручения ответа председатель Территориальной избирательной комиссии округа Муром Ш.. выехал по адресу места жительства кандидата Шмелькова Н.С., указанному в представленных им в комиссию документах. Кандидата дома не было, извещение было оставлено его сожительнице, которая расписываться в получении отказалась, о чем составлен акт от 29.01.2011г. (л.д.89-90).
Получение указанного извещения кандидатом Шмельковым Н.С. подтверждается, тем, что копию указанного извещения он приложил к заявлению в суд (л.д.18-20), а также фактическими действиями по исправлению отдельных недостатков. Так, кандидатом Шмельковым Н.С. 31.01.2011г. (т.е. в установленный срок не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата,) им в Территориальную избирательную комиссию были представлены в соответствии с полученным извещением следующие документы:
- выписка из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» (ЛДПР) от 09.01.2011 года о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения С. (вх. № 107 от 31.01.2011г.) (л.д.91);
- трудовая книжка Шмелькова Н.С., заверенная уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С. (вх. № 108 от 31.01.2011г.) (л.д.92-121);
- паспорт гражданина РФ Шмелькова Н.С., заверенный уполномоченным представителем ВРО ЛДПР С.. (вх. № 109 от 31.01.2011г.) (л.д.122-133).
Суд считает, что Территориальная избирательная комиссия округа Муром исполнила, возложенную на нее законом обязанность по извещению кандидата о выявленных недостатках в представленных им документах. Вместе с тем отсутствие необходимых документов не может быть расценено как неполнота сведений или несоблюдение требований закона к их оформлению, поэтому правила п.1.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ здесь не могут применяться. Указанная норма не предполагает обязанности избирательной комиссии извещать кандидата об отсутствии необходимых документов, а предписывает сообщать о неполноте сведений о кандидате, а также о несоблюдении требований к оформлению документов. При этом в соответствии с п.1 вышеприведенного Постановления ЦИК от 23.03.2007г. ответственность за представление указанных в законе документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.
В соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при выявлении предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации избирательная комиссия не вправе принять решение о регистрации кандидата. Таким образом, в документах, представленных кандидатом Шмельковым Н.С. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом на должность Главы округа Муром, отсутствовал документ, подтверждающий указанный в заявлении кандидата о согласии баллотироваться род занятий (Свидетельство о государственной регистрации физического лица Шмелькова Н.С. в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р61001, выданное Межрайонной ИФНС России №4 по Владимирской области 06.10.2009г.), а также не представлен документ, необходимый к представлению – заверенная копия свидетельства о внесении записи о Владимирском региональном отделении политической партии «Либерально-демократической партии России» (ЛДПР) в Единый государственный реестр юридических лиц, выданная управлением Министерства юстиции во Владимирской области, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации по подпункту «в» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункту «в» пункта 23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области.
Вместе с тем, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований закона – выписки из протокола внеочередной конференции Владимирского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09.01.2011г. о выдвижении кандидата на должность Главы муниципального образования округ Муром без указания о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, что также является самостоятельным основанием для отказа в регистрации по подпункту «в.1» пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ и подпункту «в.1» пункта 23.1 ст.33 Избирательного кодекса Владимирской области с соблюдением избирательной комиссией установленной пунктом 1.1 ст. 38 данного Федерального закона и п. 4 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области процедуры извещения кандидата о выявленных нарушениях.
Доводы представителей заявителя о том, что вышестоящая Избирательная комиссия Владимирской области посчитала, что Территориальная избирательная комиссия округа Муром ненадлежащим образом уведомила кандидата Шмелькова Н.С. о выявленных в документах, представленных кандидатом, неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов (л.д.23-26), а также о том, что при наличии такого же набора документов Шмельков Н.С. зарегистрирован окружной избирательной комиссией кандидатом в депутаты Совета народных депутатов округа Муром пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 (л.д.33), не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.
Постановление Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года №29 об отказе в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькова Николая Сергеевича принято избирательной комиссией без нарушений требований вышеуказанных законов. Суд считает обжалуемое постановление законным и обоснованным, не нарушающим избирательных прав заявителя Шмелькова Н.С. Поэтому отсутствуют основания для возложения на Территориальную избирательную комиссию обязанности по регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькова Н.С.
В соответствии с ч.2 ст. 261 Гражданского процессуального кодекса РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст.261,194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Шмелькова Н.С. о признании Постановления Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 2 февраля 2011 года (номер) об отказе в регистрации кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькова Н.С. и обязании Территориальной избирательной комиссии округа Муром зарегистрировать кандидата на должность Главы округа Муром Шмелькова Н.С. отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом.
Судья Т.А. Муравьева