Решение № 2-478/2011 г. от 02 марта 2011 года о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью



Дело № 2-478/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Каревой Т.Н.

при секретаре Шатаевой М.А.,

с участием истца Благовой Л.И., представителя ответчика Гуреевой И.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме

гражданское дело по иску Благовой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, суд

У С Т А Н О В И Л:

Благова Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области и, уточнив в ходе подготовки дела к судебному разбирательству исковые требования, и поддержав их в судебном заседании, просит

1) обязать ответчика включить в её специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью периоды работы

с 27 мая 1983 года по 30 июня 1994 года в яслях-саду «Кораблик» ОАО «Муромский радиозавод» и с 01 июля 1994 года по настоящее время в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 1» - в должности старшей медицинской сестры,

а также отпуск по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 10 января 1994 года;

2) признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 27 июля 2010 года

3) обязать ответчика назначить ей указанную пенсию с 27 июля 2010 года.

В обоснование исковых требований указала в заявлении и пояснила суду, что с 1 июня 1979 года она осуществляет медицинскую деятельность, в настоящее время работает в должности старшей медицинской сестры в МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 1». Поскольку 1 августа 2010 года исполнилось 30 лет её специального стажа, она 27 июля 2010 года обратилась к ответчику с заявлением, с целью реализации своего права на получение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В письменной форме ей было разъяснено, что указанные в иске периоды её работы не могут быть зачтены в её специальный медицинский стаж, поскольку наименования такого учреждения здравоохранения как «ясли-сад» нет в Списках, с учётом которых назначается льготная пенсия. Период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года ответчик тоже не включает в её специальный стаж по той причине, что это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.

Считает действия ответчика не законными и нарушающими её право на льготное пенсионное обеспечение, поскольку в спорные периоды работы она осуществляла именно медицинскую деятельность, а не какую-либо иную, занимаемая ею должность старшей медицинской сестры относится к среднему медицинскому персоналу, а её обязанности непосредственно являются лечебной и профилактической деятельностью, так как она несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в детском дошкольном учреждении. Полагает, что то обстоятельство, что ясли-сад не относится к учреждениям здравоохранения и не поименован в Списках, с учётом которых назначается льготная пенсия в связи с лечебной деятельностью, не может служить основанием для отказа в зачёте спорных периодов её работы в специальный медицинский стаж.

Отпуск по уходу за ребенком изначально предоставлялся ей, и она начала его использовать в соответствии с положениями КЗоТ РСФСР, которые предусматривали зачёт данного периода в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию. Поэтому, несмотря на последующие изменения трудового законодательства, данный период не должен исключаться из её специального медицинского стажа. Считает, что на момент обращения к ответчику у неё имелся 30-летний стаж лечебной деятельности, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение возникло.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области по доверенности Гуреева И.Н. иск не признала по тем же основаниям, которые изложены ответчиком в письменном разъяснении пенсионного законодательства Благовой Л.И. на её обращение. Полагает, что у истца не имелось необходимого 30-летнего медицинского стажа для назначения досрочной пенсии на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ, и не имеется в настоящее время, поэтому право на такую пенсию у неё не возникло.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2008 года) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального Закона, следующим гражданам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) (далее Списки должностей и учреждений), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27 вышеназванного Закона, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии (далее Правила) при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Соответствующие Списки должностей и учреждений и Правила утверждены Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, вступившим в действие с 14 ноября 2002 года.

Кроме того, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённые Постановлением Правительства № 516 от 11 июля 2002 года, вступившим в действие с 23 июля 2002 года.

В судебном заседании установлено, что истец Благова Л.И.,

с 01 июня 1979 года по 18 мая 1983 года работала ....,

с 27 мая 1983 года по 13 июля 1987 года - .... яслей-сада «Кораблик» Муромского радиозавода (в последствии ОАО «Муромский радиозавод»),

с 13 июля 1987 года по 30 июня 1994 года - старшей медицинской сестрой в этом же учреждении,

а с 01 июля 1994 года по настоящее время работает в должности старшей медицинской сестры в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1» (то же детское дошкольное учреждение после его передачи в муниципальную собственность и переименования).

Кроме того, с 28 октября 1991 года по 10 января 1994 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, и исследованными судом письменными доказательствами, а именно: копией диплома о получении специального медицинского образования (л.д. 10); копией трудовой книжки (л.д. 11-13); справкой ОАО «Муромский радиозавод», которое являлось её работодателем по 30 июня 1994 года (л.д. 16); справкой Муромского родильного дома о специальном стаже истца (л.д.17,18); выписками из приказов о приёме истца на работу в Муромский родильный дом и в ясли-сад «Кораблик» (л.д. 20, 35), справкой управлении образования администрации округ Муром (л.д. 22); копиями штатных расписаний детского учреждения, где истец работала в спорные периоды (л.д. 36-49).

То обстоятельство, что работа истца в должности .... подлежит включению в её специальный медицинский стаж в льготном исчислении (год работы как год и шесть месяцев) - в соответствии с Перечнем к вышеназванному Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, представитель ответчика не оспаривает, и данный период её работы спорным не является.

Что касается периода нахождения истца Благовой Л.И. в отпуске по уходу за ребенком с 06 октября 1992 года по 10 января 1994 года, то он тоже должен был учитываться в её специальном стаже, поскольку до вступления в силу с 6 октября 1992 года Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» от 25 сентября 1992 года № 3543-1 ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение в стаж работы по специальности дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы во всех случаях без исключения. При этом с 1 декабря 1989 года женщины, имеющие малолетних детей, вправе были использовать дополнительный отпуск по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы до достижения им возраста трёх лет (Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677).

Поскольку истец Благова Л.И. начала использовать предоставленный ей отпуск по уходу за сыном Б.И., с 28 октября 1991 года, то есть в период действия старой редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР, и эти отношения носили длящийся характер, этот отпуск в целом не мог исключаться из её специального медицинского стажа, дающего право на льготную пенсию, несмотря на то, что указанные отпуска не поименованы в Правилах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

В соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, работа в должности медицинской сестры (в том числе старшей) в детских яслях, детском саду, яслях-саду включалась в стаж работы работников здравоохранения для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку такие учреждения относились к лечебно-профилактическим, санитарно-профилактическим, учреждениям охраны материнства и детства, предусмотренным разделом II Перечня.

Кроме того, при назначении пенсии за выслугу лет согласно с данным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 возможно было суммирование стажа работы, перечисленной в разделах I (учителя и другие работники просвещения) и II (врачи и другие медицинские работники) вышеназванного Перечня учреждений, организаций и должностей.

Вместе с тем, Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 был утвержден новый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, который с 1 октября 1993 года применялся в редакции Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

Одновременно этим же Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953, вступившим в силу с 1 октября 1993 года прекращено действие Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

В результате изменения законодательства трудовая деятельность в должности медицинской сестры, в том числе старшей, дошкольных учреждений (детского сада, яслей-сада) не подлежала включению в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку такие учреждения являются образовательными, а не учреждениями здравоохранения.

То есть, после принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после вступления его в силу не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. И таким образом для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

В последующем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённом Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 года, и в действующем Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, должности «старшая медицинская сестра» в разделе «наименование должностей» тоже поименованы.

Однако наименования такого учреждения здравоохранения как «ясли-сад», работа в котором засчитывается в специальный медицинский стаж, вышеуказанные Списки тоже не предусматривают, данные учреждения в Номенклатуру учреждений здравоохранения не включены.

Таким образом, работа истца с 27 мая 1983 года по 13 июля 1987 года в должности .... яслей-сада «Кораблик» и с 13 июля 1987 года в должности старшей медицинской сестры в этом же учреждении может быть включена в её специальный медицинский стаж только до 1 октября 1993 года, то есть в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Но даже с учетом этого периода работы, включая отпуск по уходу за ребёнком, а также периода работы в должности .... (в льготном исчислении) общий медицинский стаж истца составит чуть более 16 лет (16 лет 3 месяца 14 дней), вместо требуемого 30-летнего стажа лечебной деятельности.

Каких-либо норм пенсионного законодательства, действовавших в период с 1 октября 1993 года по настоящее время, которые бы предусматривали право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью старших медицинских сестёр, работавших в детских дошкольных учреждениях, не имеется. Поэтому указанный период работы Благовой Л.И. не может быть засчитан в её специальный медицинский стаж.

А поскольку без учёта данного периода у истца Благовой Л.И. значительно не достаёт необходимого для назначения досрочной пенсии стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения (почти 14 лет), и не имелось такого стажа на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ, право на досрочную пенсию у неё не возникло. Соответственно её требование о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью и возложении на ответчика обязанности назначить такую пенсию с 27 июля 2010 года удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что общего пенсионного возраста Благова Л.И. достигнет значительно раньше, суд не находит оснований и для включения в специальный медицинский стаж Благовой Л.И. периода её работы с 27 мая 1983 года по 1 октября 1993 года, а также периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком по 10 января 1994 года, поскольку удовлетворение этого требования даже в части не будет иметь для истца какого-либо правового значения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Благовой Л.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области

о включении периодов работы с 27 мая 1983 года по 30 июня 1994 года в яслях-саду «Кораблик» ОАО «Муромский радиозавод» и с 01 июля 1994 года по настоящее время в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 1» в должности старшей медицинской сестры, а также отпуска по уходу за ребёнком с 06 октября 1992 года по 10 января 1994 года в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью,

о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 27 июля 2010 года

и об обязании назначить досрочную пенсию с 27 июля 2010 года

отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский облсуд через Муромский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н.Карева