решение №2-646/2011 о признании бездействия незаконным.



Дело № 2- 646/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

28 марта 2011 год

Муромский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.И.,

при секретаре Большаковой Г.В.,

с участием прокурора Крыловой Т.М.,

представителя заинтересованного лица Управления образования администрации о.Муром – Отмаховой Г.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме дело по заявлению Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования округ Муром о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

В суд с заявлением обратился Муромский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования округ Муром и, уточнив в судебном заседании заявленные требования, просит признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в не проведении торгов по организации горячего питания в общеобразовательных школах г.Мурома, обязать устранить допущенное нарушение закона путем проведения торгов по организации горячего питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях – средних общеобразовательных школах г.Мурома №№ 10, 7, 8, 12, 3, 20, 4, 15, 1, 5, 6, 14, 16, 33, 13, 19, 28 на 2011-2012 учебный год.

Муромский городской прокурор указал в заявлении, что проведенной проверкой соблюдения законодательства при организации питания в общеобразовательных учреждениях установлены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего размещение заказа для муниципальных нужд. Установлено, что управлением образования был проведен аукцион по организации горячего питания в средних школах №№ 2, 18 и Якимано-Слободской средней школе, по результатам аукциона заключены муниципальные контракты соответственно с ФГУП «МПЗ» и Муромским райпо.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме и без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Размещение заказов иным способом не допускается.

Однако торги по обеспечению горячего питания в остальных 17-ти общеобразовательных школах города управление образования не проводило. Выполнение данных функций возложено на созданное постановлением главы администрации округа Муром № 744 от 15.07.2010г. муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат школьного питания» (далее МБУ «КШП»), учредителем которого является управление образования.

01.09.2010 г. МБУ «Комбинат школьного питания» заключило соглашения с МОУ средними общеобразовательными школами о взаимодействии по организации питания в общеобразовательном учреждении, срок действия соглашений установлен до 01.09.2012 г. Согласно условиям данных соглашений МБУ «КШП» разрабатывает двухнедельное или месячное меню, калькуляцию, доводит ее до шеф-поваров школьных столовых, обеспечивает своевременное приготовление пищи с учетом режима работы школы, несет ответственность за обеспечение школьных столовых инвентарем и его сохранность. На школы возлагается обязанность обеспечения оснащения пищеблока холодильным и технологическим оборудованием, обеденного зала - мебелью, разработки графика организованного питания школьников, обеспечение бракеража готовой продукции, утверждения меню и пр.

С целью выполнения предусмотренных соглашениями обязательств комбинатом школьного питания приняты на работу 99 поваров, 2 водителя, получены от учредителя посуда и другой инвентарь, необходимый для приготовления питания.

Однако возложение функций по приготовлению питания на МБУ «КШП» произведено в нарушение требований указанных выше норм закона, предусматривающих обязательность проведения торгов или запроса котировок.

В судебном заседании Муромский городской прокурор Крылова Т.М. поддержала заявление.

Заинтересованное лицо представитель Управления образования администрации о.Муром – Отмахова Г.Г. в судебном заседании возражала против заявления, пояснив, что поскольку МУТП «Общепит» вступило в процедуру банкротства, выполнение функций организации питания в общеобразовательных школах в 2010-2011 учебном году было возложено на муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат школьного питания», созданное учредителем – управлением образования администрации о.Муром. Торги по размещению муниципального заказа на проведение услуг по организации питания в указанных школах не проводились, так как МБУ «КШП» является специализированной организацией, осуществляющей указанный вид деятельности по Уставу.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных округов в том числе относится - организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

В соответствии с п. 19 ч.2 ст. 32 Закона № 3266-1 от 10.07.1992 « Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе, создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от
24.07.2009 г. № 613, постановлением главы округа Муром от 29.12.2010 года №
3157, п.5.1.2 Положения об организации образования в округе Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от
16.11.2004 г. № 508, финансирование общественного питания в общеобразовательных школах осуществляется за счет средств местного бюджета и бюджета Владимирской области.

В соответствии с постановлением главы округа Муром от 27.09.2004 г. № 2023 управление образования администрации округа Муром является одним из главных распорядителей средств бюджета округа. Средства на общественное питание заложены в бюджетную роспись управления образования. Согласно постановлению главы округа Муром от 29.12.2005 г. № 3759 на главных распорядителей средств бюджета возложены полномочия муниципальных заказчиков на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Согласно ч.2 ст. 3 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005г. « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, согласно ст. 5 вышеназванного федерального закона, понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном Федеральным законом, действия заказчиков в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Судом установлено, что управлением образования по результатам аукциона были заключены 20.12.2010 года и 24.12.2010 года муниципальные контракты с ФГУП «МПЗ» на (данные изъяты) и Муромским райпо на сумму (данные изъяты) по организации горячего питания в средних школах №№ 2, 18 и Якимано-Слободской средней школе.

Постановлением администрации о.Муром № 1555 от 15.07.2010 года создано муниципальное бюджетное учреждение «Комбинат школьного питания», учредителем которого является управление образования администрации о.Муром.

В соответствии с п.2.1. Устава учреждения, утвержденного приказом
Управления образования № 744 от 16.08.2010г., основными целями деятельности учреждения является, в том числе, обеспечение обучающихся общеобразовательных учреждений округа Муром сбалансированным горячим питанием, адекватным возрастным и физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии. Согласно пункту 2.2 Устава для достижения уставных целей учреждение осуществляет организацию горячего питания (завтраки, обеды, полдники) учащихся 1-11 классов и групп продленного дня 17

муниципальных общеобразовательных учреждений (за исключением средних общеобразовательных школ № 2 и № 18 микрорайона Вербовский и Якимано-Слободской средней общеобразовательной школы).

Согласно п. 4.1. Устава деятельность учреждения финансируется из бюджета округа на основании утвержденного бюджета. В соответствии с бюджетной сметой от 11.01.2011 года на обеспечение деятельности МБУ «Комбинат школьного питания» выделено из местного бюджета (данные изъяты)., в том числе на заработную плату поваров, водителей, услуги связи, по содержанию имущества, транспортные, коммунальные услуги и пр.

01.09.2010г. МБУ «Комбинат школьного питания» заключило соглашения с МОУ средними общеобразовательными школами о взаимодействии по организации питания в общеобразовательном учреждении, со сроком действия до 01.09.2012 г.

Однако возложение функций по приготовлению питания на МБУ «КШП» произведено в нарушение требований указанных выше норм закона, предусматривающих обязательность проведения торгов или запроса котировок.

В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Согласно ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О
некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Таким образом, деятельность учреждения носит управленческий характер, в то время как деятельность по приготовлению питания не является управленческой, в связи с чем не может выполняться учреждением.

Статья 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции» содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

В соответствии с ч.1 названной выше статьи запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора подано в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку не проведение торгов по организации горячего питания в образовательных учреждениях в установленном порядке, нарушает права неопределенного круга лиц - субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере общественного питания, а также муниципального образования округ Муром, из бюджета которого финансируется приготовление питания, поскольку в случае проведения торгов их участниками могла быть предложена более низкая цена, чем предусмотрено бюджетной сметой для МБУ «КШП».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Заявление Муромского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в не проведении торгов по организации горячего питания в общеобразовательных школах г.Мурома.

Обязать устранить допущенное нарушение закона путем проведения торгов по организации горячего питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях – средних общеобразовательных школах г.Мурома №№ 10, 7, 8, 12, 3, 20, 4, 15, 1, 5, 6, 14, 16, 33, 13, 19, 28 на 2011-2012 учебный год.

На решение может быть подана кассационная жалоба и кассационное представление во Владимирский областной суд в 10 дней через Муромский городской суд.

Судья Е.И. Бондаренко.