решение №2-339/2011 о взыскании денежных средств за просрочку передачи объекта долевого строительства, доплаты, морального вреда.



Дело № 2- 339 /2011 год.

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

26 апреля 2011 год.

Муромский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Бондаренко Е.И.

при секретаре Большаковой Г.В.

с участием истца Маловой Н.В., ее представителя по доверенности Шестак Ф.И., представителя ответчика председателя ЖСПК-76 г.Мурома Мясникова А.К, адвоката Гавриловой Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме дело по иску Маловой Н.В. к ЖСПК-76 г. Мурома о взыскании денежных средств за просрочку передачи объекта долевого строительства, доплаты, морального вреда, суд

у с т а н о в и л :

Малова Н.В. является членом ЖСПК-76 г. Мурома. 25 декабря 2007 года она заключила с ЖСПК- 76 договор, в соответствии с условиями которого внесла паевые взносы на строительство двухкомнатной квартиры в жилом доме (номер) по ул. ...., а ответчик принял на себя обязательство осуществить строительство жилого дома, сдать его в эксплуатацию не позднее 2 квартала 2008 года и передать «пайщику» в течение 3-х месяцев после сдачи дома в эксплуатацию правоустанавливающие документы для регистрации права собственности.

Малова Н.В. обратилась в суд с иском к ответчику о взыскании пени в сумме (данные изъяты) за просрочку передачи объекта в собственность, взыскании уплаченной ей ранее в ЖСПК-76 паевых взносов в сумме (данные изъяты), компенсации морального вреда в сумме (данные изъяты), оплаты судебных расходов.

Исковые требования истец обосновала нормами ФЗ РФ № 214 от 30.12.2004г. «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости » и положениями Закона РФ « О защите прав потребителей».В связи с тем, что жилой дом был сдан в эксплуатацию позднее срока и квартира передана истцу по акту приема-передачи несвоевременно, Малова была лишена возможности зарегистрировать право собственности на квартиру, пользоваться ей, что причинило ей нравственные переживания, отразилось на состоянии ее здоровья, причинило моральный вред.

Представитель ответчика ЖСПК-76 г. Мурома Мясников А.К. иск не признал, полагает, что он заявлен необоснованно, не основан на нормах права.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии с ч. 6 ст. 116 ГК РФ правовое положение потребительских кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ и законами о потребительских кооперативах.

Согласно п.1.1, п.1.6 Устава ЖСПК-76 г. Мурома является добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства с целью строительства жилья для собственных нужд путем объединения его членами имущественных паевых взносов, является некоммерческой организацией и имеет организационно-правовую форму потребительского кооператива.

В силу ч.1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и / или/ юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления жилыми и нежилыми помещениями в кооперативном доме.

В соответствии с п.п. 3.2,3.3 Устава ЖСПК-76 прием в члены ЖСПК осуществляется через подачу заявления. Вступающий приобретает права члена ЖСПК с даты подписания договора о долевом участии в строительстве. /л.д. 53/.

Судом установлено, что 25 декабря 2007 года Малова / Фадеева/ Н.В. подала в ЖСПК заявление о принятии ее в члены пайщиков ЖСПК -76 и выделении двухкомнатной квартиры./л.д. 11/. В этот же день Малова Н.В. с ЖСПК -76 заключила договор, предметом которого являлись порядок и условия участия Маловой в строительстве двухкомнатной квартиры в жилом 104-х квартирном доме ЖСПК по адресу : .....

По условиям договора Малова Н.В. «пайщик» обязуется передать « подрядчику» ЖСПК-76 денежные средства в размере (данные изъяты), а ЖСПК -76 «подрядчик » построить жилой дом, сдать объект в эксплуатацию не позднее 2 квартала 2008 года. После сдачи дома в эксплуатацию « пайщик» имеет право получить документы для регистрации права собственности.

Обязательства по договору Малова исполнила, что подтверждается квитанциями об оплате паевых взносов от 27.12.2007 года в сумме (данные изъяты), 23.01.2008 года в сумме (данные изъяты), 25.03.2008г. в сумме (данные изъяты), 02.05.08г. - (данные изъяты), 03.06.08г.- (данные изъяты).

1 апреля 2008 года Малова Н.В. заключила с ЖСПК-76 г. Мурома и подписала дополнительное соглашение к договору от 25.12.2007 года об удорожании строительства и установления доплаты в размере (данные изъяты) на 1 кв.м. /л.д.15/. 13 апреля 2008 года общим собранием пайщиков ЖСПК-76 г.Мурома было принято решение об удорожании стоимости строительства дома.

Во исполнение дополнительного соглашения к договору истец внесла в кассу ЖСПК паевой взнос (данные изъяты), 29.06.09г. в сумме (данные изъяты).

Согласно справок ЖСПК-76 г. Мурома от 24.08.2009 года, от 05.10.2009г. паевой взнос за квартиру Маловой Н.В. был выплачен 06.06.2009 года в полном объеме в сумме (данные изъяты) /л.д. 23-24/.

27.07.2009 года на квартиру истца был изготовлен и выдан кадастровый паспорт /л.д. 25/.

3 сентября 2009 года Малова /Фадеева/ Н.В. оформила свидетельство о государственной регистрации права на квартиру в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области /л.д. 28/.

В соответствии со ст. 124 ЖК РФ члену ЖСК предоставляется жилое помещение в соответствии с размером внесенного паевого взноса, а согласно ст. 125 ЖК РФ порядок и условия внесения паевого взноса членом ЖСК определяется Уставом жилищного кооператива и могут зависеть от стадий строительства жилого дома.

В силу ст. 129 ч. 1 ЖК РФ, ч. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного кооператива приобретает права собственности на жилое помещение в случае выплаты паевого взноса полностью.

По смыслу указанных выше норм права управление жилищно-строительным кооперативом осуществляется его членами через органы управления кооператива. Деятельность кооператива в полном объеме зависит от личного участия члена кооператива в строительстве /своими средствами/, а сам срок строительства находится в зависимости от исполнения членами кооператива своих обязанностей по своевременной уплате паевых взносов. Соответственно и ответственность за последствия неисполнения обязанностей членами кооператива лежит на них самих.

Таким образом, вступив в члены кооператива, истец приняла на себя обязательства по выполнению решений общего собрания кооператива.

В силу п.1.2. заключенного между истцом и ответчиком договора от 25.12.2007 года размер площади жилого помещения может быть скорректирован после окончания строительства дома по результатам технической инвентаризации.

Как усматривается из кадастрового паспорта на квартиру истца ей передано помещение с лоджией площадью 77,4 кв.м. Какие-либо права истца на переданную квартиру в части ее площади не нарушены. Площадь квартиры Маловой составила 75, 3 кв.м., лоджии -2, 1 кв.м.

Требования истца о том, что произведенная истцом оплата за стоимость двухкомнатной квартиры в сумме (данные изъяты) должна быть признана судом неправомерной, не основаны на законе, материалами дела не подтверждается уменьшении площади переданного истцу объекта. Голословными являются утверждения истца о внесении ею в ЖСПК -76 суммы (данные изъяты) за площадь лоджии. В соответствии с дополнительным соглашением к договору от 01.04.2008года в связи с удорожанием строительства установлена доплата в размере (данные изъяты) на 1 кв.м., которую пайщик Малова /Фадеева/ взяла обязательство произвести в течение 4 месяцев /апрель, май, июнь, июль/ равными долями и возможно досрочное погашение доплаты. /л.д. 15/. В квитанциях об оплате суммы (данные изъяты) также указывается, что истец вносила паевые взносы за стоимость квартиры, а не за площадь лоджии.

Таким образом, истцу ответчиком передана квартира стоимостью, предусмотренной условиями договора от 25.12.2007 года и дополнительного соглашения к нему от 01.04.2008 года. К определению стоимости двухкомнатной квартиры в 1 подъезде на 9 этаже дома стороны пришли обоюдно, о чем свидетельствуют подписи сторон в договоре и дополнительном соглашении к нему, что не противоречит ст. 421 ГК РФ о свободе договора.

Заключив и подписав 25.12.2007 года договор и дополнительное соглашение к договору от 01.04.2008г. истец не оспорила указанные документы в установленном законом порядке. Кроме того, исполнила их, оплатив предусмотренные договором и дополнительным соглашением к договору суммы. В связи с исполнением договора в полном объеме, требование стороны требовать уплаченное в возврат незаконны и необоснованны.

Проанализировав заключенный истцом с ЖСПК договор от 25.12.2007 года, суд приходит к выводу, что его предметом являлось освоение ответчиком объемов строительства жилого дома путем прямого привлечения материальных денежных средств пайщиков, которым по окончании строительства должна была быть предоставлена обозначенная в договоре квартира. На основании содержания п.1. ст. 110, ст. 113, ст. 125 ЖК РФ суд считает, что указанный договор, поименованный как договор долевого участия по своей сути таковым не является, а является договором паевого взноса и влечет возникновение правоотношений между членом кооператива и кооперативом.

В силу п.3, ч. 4 ст. 4 ФЗ от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» договор о долевом участии в строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Обязательным для данного вида договоров является условие о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

Договор, заключенный между Маловой Н.В. и ЖСПК-76 не может являться в силу приведенных положений закона договором о долевом участии в строительстве, поскольку не зарегистрирован в установленном законом порядке, является незаключенным и в нем не содержится условие о сроке передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства.

В силу п.1.3. договора, которым истец мотивирует свои требования, следует, что жилой дом 64 по ул. .... должен быть сдан в эксплуатацию, а акт государственной приемной комиссии подписан не позднее 2 квартала 2008 года. Таким образом, указанный пункт договора предусматривает срок сдачи объекта в эксплуатацию, а не срок передачи объекта пайщику. В силу указанного пункта договора правоустанавливающие документы для регистрации права собственности «подрядчик» обязан передать «пайщику» в течение 3-х месяцев после сдачи дома в эксплуатацию.

Из представленных суду материалов дела усматривается, что разрешение на строительство дома (номер) по ул. .... выдано лишь 19 мая 2008 года.

27.08.2008г. постановлением главы округа Муром 9 этажному жилому дому, расположенному на земельном участке, находящемся в собственности ЖСПК- 76, присвоен адрес .....

29.12.2008 года управлением архитектуры и градостроительства администрации округа Муром было выдано разрешение на ввод объекта дома (номер) по ул. .... в эксплуатацию.

Согласно ч. 2 ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора.

В соответствии со ст. 330 ГК РФ неустойка подлежит уплате в том случае, если такая ответственность /за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств / предусмотрена законом или договором.

Кроме того, в силу ст.129 ЖК РФ, п. 4 ст. 218 ГК РФ до выплаты истцом пая в полном объеме право на квартиру у него не могло возникнуть, а учитывая, что паевые взносы истец выплатила полностью в июне 2009 года, у ЖСК до этого времени не могло возникнуть обязанности передать истцу квартиру.

Не обоснованы и доводы истца о применении к отношениям между истцом и ЖСПК-76 требований закона РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между потребителями и изготовителями /исполнителями/ при выполнении работ, оказания услуг. При этом исполнителем является организация независимо от ее организационной формы, выполняющая работу или оказывающая услугу потребителям по возмездному договору.

Отношения между истцом и ответчиком возникли не в связи с таким возмездным договором на оказание услуги, а в связи с членством истца в ЖСПК /заявление о принятии в члены ЖСПК, договор с ЖСПК, уплата паевых взносов /.

Гражданско-правовые отношения граждан с организациями, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях, не регулируются законодательством о защите прав потребителей.

Поскольку в заключенном между Маловой и ЖСПК договоре не содержится условий уплаты неустойки, а нормы законов «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», «О защите прав потребителей» не могут быть применены к указанным правоотношениям сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ЖСПК-76 пени в размере (данные изъяты) за период с 01.07.2008года по 04.10.2009 года.

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, не установив нарушения ответчиком прав истца, суд не находит оснований для взыскания с ответчика в силу ст. 151 ГК РФ морального вреда. Сдача ответчиком дома в эксплуатацию не находится в прямой причинно следственной связи с наступившими для Маловой последствиями в виде осложнений здоровья после родов ею ребенка в ноябре 2010 года. В судебном заседании истец и ее супруг подтвердили, что трудностей с обеспеченностью жильем не имеют, поскольку истец проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности супругу Малову, оставаясь зарегистрированной в квартире (номер) дома (номер) по ул. ...., где проживала до регистрации брака 28.05.2010 года с родителями.

При этом суд учитывает то обстоятельство, что истец обладала имущественным правом на квартиру (номер) дома (номер) по ул. .... с сентября 2009 года и у нее отсутствовали препятствия в его реализации.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Маловой Н.В. к ЖСПК-76 г. Мурома о взыскании денежных средств за просрочку передачи объекта долевого строительства, доплаты, морального вреда отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд в 10 дневный срок через Муромский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бондаренко Е.И.