решение по делу № 2-1024 от 20 мая 2011 года о включении периодов работы в специальный трудовой стаж.



Дело № 2-1024/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года город Муром

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Беловой Л.А.,

при секретаре Касаткиной Ю.И.,

с участием истца Ватутиной О.И.,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области – Гуреевой И.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Ватутиной О.И. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,

у с т а н о в и л:

Ватутина О.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области и, уточнив исковые требования просит включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды её работы: с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1998 г. в должности м. в МРД в льготном исчислении – год работы как год и шесть месяцев; с 1 апреля 1992 г. по 18 августа 1992 г. - отпуск по беременности и родам; с 19 августа 1992 г. по 31 декабря 1992 г. - отпуск по уходу за ребёнком в календарном исчислении.

В обоснование заявленных требований истец суду пояснила, что длительное время осуществляет медицинскую деятельность. В марте 2011 года она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением по вопросу назначения ей вышеуказанной пенсии. Однако в письменной форме ей было разъяснено, что указанные периоды её работы не могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области - Гуреева И.Н. иск не признала, указав, что период работы Ватуниной О.И. в должности м. в МРД не может быть включён с медицинский стаж в льготном исчислении, поскольку в штатном расписании данное отделение поименовано как наименование, а должно быть указано «наименование» в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа которых засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении, а период отпуска по уходу за ребёнком не предусмотрен действующим законодательством.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального Закона, следующим лицам:

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введён Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ).

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) (далее - Списки должностей и учреждений), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 вышеназванного Закона, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии (далее - Правила) при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Соответствующие Списки должностей и учреждений и Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г., вступившим в действие с 14 ноября 2002 г.

Кроме того, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённые постановлением Правительства № 516 от 11 июля 2002 г., вступившими в действие с 23 июля 2002 г.

Согласно ст.ст. 19,39 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Кроме того, по состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление № 1066).

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 г., был утверждён Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 (далее – Постановление № 464) в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Согласно сведениям трудовой книжки, Ватутина О.И. в период с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1998 г. осуществляла медицинскую деятельность в должности м. в МРД, что также подтверждается приказом № 2 от 27 марта 1991 г. о переводе на указанную должность, приёме на работу.

То обстоятельство, что в штатном расписании в спорный период неточно указано место выполнения трудовой функции истицы: «наименование» вместо «наименование», не может являться основанием к отказу в зачёте спорного периода в специальный стаж Ватутиной О.И. в льготном исчислении, в противном случае её конституционное право на пенсионное обеспечение будет существенно ущемлено, поскольку в указанный период истица осуществляла именно медицинскую деятельность в должности м. в отделении наименование, предусмотренную Списком должностей и учреждений, а не какую-либо иную.

Доводы представителя ответчика о том, что в документах, выданных и оформленных работодателем, в наименование должности, в которой Ватутина О.И. без сомнения осуществляла медицинскую деятельность, имеются несоответствия записям в трудовой книжке, суд не принимает во внимание, поскольку данное обстоятельство свидетельствует лишь о небрежности должностных лиц, ответственных за ведение трудовых книжек, и составление других документов, а также лиц, вносивших записи в трудовую книжку работника без учёта требований, действовавшего в то время законодательства.

Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с п.п. 11 п. 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в посёлках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Вместе с тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 –ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Учитывая изложенные выше нормы, периоды работы истца с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 1998 г. в должности м. отделения МРД, подлежат включению в медицинский стаж в льготном исчислении один год работы как 1 год и 6 месяцев.

В период с 1 апреля 1992 г. по 18 августа 1992 г. истица находилась в отпуске по беременности и родам, а с 19 августа 1992 г. по 31 декабря 1992 г. в отпуске по уходу за ребёнком, что подтверждается свидетельством о рождении ребёка.

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), действующего с 1 февраля 2002 г., отпуска по уходу за ребёнком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).

Согласно ст. 424 ТК РФ настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Следовательно, обратной силы он не имеет.

До вступления в силу с 6 октября 1992 г. Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 ст.167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в стаж работы по специальности дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы во всех случаях без исключения.

Поскольку истица Ватутина О.И. начала использовать предоставленный ей отпуск по уходу за сыном А., (дата) рождения, с 19 августа 1992 г., то есть в период действия старой редакции ст. 167 Кодекса законов о труде РСФСР, и эти отношения носили длящийся характер, этот отпуск в целом не может исключаться из её специального медицинского стажа, дающего право на льготную пенсию, несмотря на то, что указанные отпуска не поименованы в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.

Таким образом, исковые требования Ватутиной О.И. о зачёте спорных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения подлежат удовлетворении.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ватутиной О.И. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области включить Ватутиной О.И. в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы: с 1 апреля 1991 года по 31 декабря 1998 года в должности м. в МРД в льготном порядке исчисления стажа – один год работы как один год и шесть месяцев; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 1 апреля 1992 года по 18 августа 1992 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 19 августа 1992 года по 31 декабря 1992 года в календарном порядке исчислении стажа.

На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 24.05.2011.

Судья Л.А. Белова