Дело № 2–517/2011 Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
24 мая 2011 года город Муром
председательствующего судьи Беловой Л.А.,
при секретаре Кравченко Е.А.,
с участием представителя истца Тимина В.П. – Тиминой Н.А., действующей на основании доверенности,
ответчицы Смирновой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Тимина В.П. к администрации округа Муром, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Владимирской области, Смирновой Л.В. о признании принявшим наследство и признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
у с т а н о в и л:
Тимин В.П. обратился в суд с иском к администрации округа Муром, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее – МИ ФНС) России № 4 по Владимирской области, Смирновой Л.В. и, уточнив исковые требования, просит признать его принявшим наследство после смерти матери А.С. умершей 5 июля 1982 г., и после смерти сестры В.П. умершей 12 мая 2002 г., признать за ним право собственности на земельный участок площадью 386 кв.м. с кадастровым номером (номер), земельный участок, площадью 386 кв.м. с кадастровым номером (номер) и жилой дом с учётом улучшения жилищных условий, с инвентарным номером (номер), общей площадью 120,7 кв.м., расположенные по адресу: ....
В обоснование заявленных требований истец указал в заявлении, а его представитель Тимина Н.А. пояснила в судебном заседании, что жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу был построен в 1936 году отцом истца - П.Я. который умер 19 сентября 1977 г.
Наследниками после его смерти являлись: его супруга А.С.., дочь Н.П. сын Тимин В.П. (истец) и дочь от первого брака - В.П.
Н.П.. подарила истцу ? долю указанного жилого дома, поэтому истцу в настоящее время принадлежат 2/4 доли жилого дома, другие ? доля принадлежала матери истца А.С. умершей 3 июля 1982 г., и ? доля - сестре В.П. умершей 12 мая 2002 г.
Кроме того истцу принадлежит на праве собственности 772 кв.м. земельного участка, на котором расположен жилой дом. Умершим А.С. и В.П. принадлежало по 368 кв.м. каждой указанных земельных участков.
Наследником после смерти В.П. является её дочь Смирнова Л.В. (ответчица), которая в установленный законом срок вступила в наследство после смерти своей матери. Однако указанные объекты недвижимости не были ею заявлены в качестве наследственного имущества.
В установленный законом срок истец фактически принял наследство после смерти матери и сестры, вступил во владение и управление наследственным имуществом, распорядился личными вещами матери и предметами домашнего обихода, по настоящее время продолжает жить и вести хозяйство по дому, пользуется земельным участком, обрабатывает его, выращивает сельскохозяйственную продукцию, оплачивает налоги.
За это время жилой дом был фактически полностью реконструирован, жилая площадь увеличилась на 21,0 кв.м., общая площадь - на 38,1 кв.м. Были построены: прихожая, ванная и жилая комната.
В судебном заседании представитель истца Тимина Н.П. исковые требования поддержала.
Ответчица Смирнова Л.В. исковые требования Тимина В.П. признала в полном объёме, о чём представила суду соответствующее заявление. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
Представитель ответчика МИ ФНС России № 4 по Владимирской области в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против удовлетворения иска не имеет.
Представитель ответчика администрации округа Муром Гребенчук А.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, разрешение данного спора оставляет на усмотрение суда, с учетом всех обстоятельств по делу.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли – продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: .... был выстроен в 1936 году П.Я.., на основании договора о праве застройки, удостоверенного Муромской госконторой 2 октября 1936 г. за № 45, и справки Муромского бюро технической инвентаризации от 12 сентября 1978 г. (л.д. 18).
19 сентября 1977 г. П.Я. умер (л.д.12).
Наследниками после его смерти являлись: супруга А.С., дочь Н.П. сын Тимин В.П., дочь В.П. на основании свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 18).
Согласно информации нотариуса Муромского нотариального округа после смерти П.Я. было заведено наследственное дело. Было выдано свидетельство о праве на наследство Смирновой В.П. Другая информация не может быть предоставлена, поскольку дела до 1988 года в нотариальной конторе не хранятся (л.д.68).
Согласно договору дарения от 4 декабря 1981 г. Н.П. подарила истцу Тимину В.П. ? долю указанного жилого дома (л.д. 17).
3 июля 1982 г. умерла А.С. (мать истца) (л.д.9).
Согласно информации нотариуса Муромского нотариального округа после смерти А.С. было заведено наследственное дело, в котором имеется заявление от Тимина В.П., других данных нет (л.д. 68).
12 мая 2002 г. умерла В.П. (сестра истца) (л.д. 11).
Согласно информации нотариуса Ковровского нотариального округа после смерти В.П. было заведено наследственное дело. С заявлением о принятии наследства обращалась дочь умершей - Смирнова Л.В. (ответчица), которой были выданы свидетельства на право на наследство по закону: на долю квартиры, денежные вклады (л.д.77-92).
17 января 2008 г. умерла Н.П. (сестра истца) (л.д. 10).
После её смерти было заведено наследственное дело. П.Н. были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады и земельный участок в садоводческом товариществе «Дачный» (л.д.68).
Однако указанные объекты недвижимости: жилой дом и земельный участок, не были заявлены в качестве наследственного имущества.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счёт долги наследодателя.
Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ст.1154 ГК РФ).
Истец Тимин В.П. в установленный законом срок фактически принял наследство после смерти матери и сестры, вступил во владение и управление наследственным имуществом, распорядилась личными вещами матери и предметами домашнего обихода, по настоящее время продолжает жить и вести хозяйство по дому, пользуется земельным участком, обрабатывает его, выращивает сельскохозяйственную продукцию, оплачивает налоги.
Согласно справке Комитета общественного самоуправления № 13, умершая А.С. на момент смерти была зарегистрирована и проживала по адресу: ...., совместно со своим сыном Тиминым В.П. и другими членами семьи (л.д. 70).
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (в редакции Федерального закона от 30.09.2006 № 93-ФЗ).
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, который согласно кадастровым паспортам принадлежит Тимину В.П. – 772 кв.м., А.С. – 386 кв.м., В.П. – 386 кв.м., на основании постановления Главы администрации города Мурома от 4 декабря 1992 г. № 821 «О предоставлении земельных участков в пожизненное наследуемое владение гражданам, имеющим дома на праве личной собственности» (л.д. 15, 23-25).
Техническим паспортом и экспликацией к поэтажному плану от 20 октября 2010 г., выданными Муромским отделением Владимирского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», подтверждается факт проведения самовольной постройки, в результате чего общая площадь дома увеличилась на 38,1 кв.м., жилая - на 21,0 кв.м. (л.д. 26-34).
В соответствии с техническим заключением о состоянии целостности несущих конструкций жилого дома .... после реконструкции, составленным обществом с ограниченной ответственностью «Стройпроект», несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, отвечают требованиям нормальной эксплуатации в соответствии с действующими строительными нормами и правилами, в том числе нормами пожарной безопасности, установленными Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ, СП4.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (л.д. 41-51).
Кроме того в материалах дела имеется заключение о соответствии градостроительной ситуации самовольно взведенного жилого пристроя, который отвечает п. 2.2.42 Областных нормативов градостроительства и проектирования (л.д. 113).
Фактически в настоящее время имеется один жилой дом с инвентарным номером (номер), расположенный по вышеуказанному адресу, общей площадью 120,7 кв.м.
Суд считает, что истцом представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что самовольная постройка не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью.
Исходя из изложенных обстоятельств дела и норм материального права, предусматривающих условия приобретения права собственности в порядке наследования, включая основания приобретения права собственности на самовольные постройки, суд находит иск Тимина В.П. подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Тимина В.П. удовлетворить.
Признать Тимина В.П. принявшим наследство после смерти матери А.С., умершей 3 июля 1982 года и сестры В.П., умершей 12 мая 2002 года.
Признать за Тиминым В.П. право собственности на жилой дом с учётом улучшения жилищных условий, с инвентарным номером (номер), общей площадью 120,7 кв.м., расположенный по адресу: ....
Признать за Тиминым В.П. право собственности на земельный участок, площадью 386 кв.м. с кадастровым номером (номер) и земельный участок, площадью 386 кв.м., с кадастровым номером (номер) расположенные по адресу: ....
Взыскать с Тимина В.П. государственную пошлину в бюджет округа Муром в размере ***
На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 мая 2011 года.
Судья Л.А. Белова