Решение № 2-661/2011 о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии



Дело № 2-661/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 апреля 2011 года.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.

при секретаре Царевой Е.А.

с участием истца Бариновой В.Н., ее представителя адвоката Лапшиной Н.В., представителя ответчика Гуреевой И.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании городе Муроме Владимирской области

гражданское дело по иску Бариновой В.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Баринова В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области и, с учетом уточнений, просит обязать ответчика произвести перерасчет полагающейся пенсии за период с 01 февраля 2003 года по 30 ноября 2010 года как члену семьи военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы.

В обоснование заявленных требований указала в иске, что с 21 августа 1999 года ей назначена пенсия по случаю потери кормильца как супруге умершего инвалида-чернобыльца вследствие военной травмы. Для назначения пенсии она представила в Управление Пенсионного фонда РФ в округе Муром и Муромском районе Владимирской области (далее Пенсионный фонд) решение экспертного совета от 07 октября 1999 года, подтверждавшего причинную связь смерти супруга Б. с выполнением работ по ликвидации последствий аварии. Однако с 01 февраля 2003 года ответчиком был произведен перерасчет пенсии со снижением размера выплат, поскольку в ходе плановой проверки в Пенсионном фонде обнаружена недостаточность доказательств наличия причинной связи смерти ее супруга с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, и указано на необходимость представления заключения государственной службы медико-социальной экспертизы. Только после предоставления данного документа с 01 декабря 2010 года ей возобновлена выплата пенсии в прежнем размере. Считает, что ответчик необоснованно произвел перерасчет пенсии в сторону уменьшения в связи с отсутствием данного документа, поскольку в силу ст.24 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года установление причинной связи с последствиями Чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями. ( л.д.3,23)

В судебном заседании истец Баринова В.Н. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям. Дополнительно пояснила, что в феврале 2003 года узнала о снижении размера пенсии, получив пенсию, а также из телефонного разговора с сотрудниками Пенсионного фонда, по требованию которых она повторно представила в Пенсионный фонд решение экспертного совета от 07 октября 1999 года, о необходимости представить заключение медико-социальной экспертизы ей не сообщили. Однако размер пенсии не был пересчитан в сторону увеличения. В 2010 году она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением по поводу перерасчета размера пенсии в сторону увеличения с предоставлением заключения медико-социальной экспертизы от 10.11.2010г. относительно причинной связи смерти супруга с военной травмой, и с 01 декабря 2010 года выплата пенсии в повышенной размере как вдове умершего военнослужащего возобновилась.

Представитель истца адвокат Лапшина Н.В. (по ордеру л.д.14) исковые требования полагает подлежащими удовлетворению на основании ст.ст.24,29 указанного Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а нормативно-правовой акт, предусматривающий предоставление заключение медико-социальной экспертизы относительно причинной связи смерти инвалида-чернобыльца с военной травмой, противоречащим данному Закону и не подлежащим применению согласно ч.2 ст.11 ГПК РФ.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области Гуреева И.Н., действующая на основании доверенности ( л.д.15), против удовлетворения иска возражала. Считает, что перерасчет размера пенсии истца в сторону уменьшения был произведен в соответствии с действующим законодательством, поскольку с момента введения с 01 января 2002 года Федерального закона « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» до момента спорного перерасчета пенсии с 01 февраля 2003 года истцу ошибочно выплачивалась пенсия по ст.15 указанного Закона без предоставления заключения медико-социальной экспертизы, которое предусмотрено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 года. После вынесения Пенсионным фондом решения о перерасчете пенсии истца, ей выплачивали пенсию по ст.17 указанного Закона. Впоследствии в 2010 года истец обратилась с письменным заявлением о перерасчете пенсии, предоставив заключение медико-социальной экспертизы, в связи, с чем ей была вновь назначена пенсия по ст.15 указанного Закона как супруге погибшего военнослужащего вследствие военной травмы.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст.39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ « О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Данный закон вступил в силу 01 января 2002 года. С указанной даты вопросы, связанные с пенсионным обеспечением регулируются исключительно на основании положений Закона № 166-ФЗ. Применение иных законодательных актов, в том числе изданных ранее, возможно только в части, не противоречащей Закону № 166-ФЗ.

Согласно ст.24 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

Заключения межведомственных экспертных советов и военно-врачебных комиссий являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 ст. 29 указанного Закона гражданам гарантируется:

назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте):

супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

Вместе с тем, применение вышеуказанных норм не может противоречить новым пенсионным законам, и в части определения размера пенсии, порядка ее перерасчета следует строго руководствоваться Законом № 166-ФЗ.

Согласно п.п.1 п.4 ст.15 указанного Закона № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, устанавливается в зависимости от причины смерти кормильца в следующем размере:

пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы на каждого нетрудоспособного члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего - 200 процентов размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона.

Нормами п.3 ст. 17 Закона предусмотрен другой размер пенсии, и указано, что пенсия по случаю потери кормильца членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на каждого члена семьи.( в редакции до Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

Судом установлено, что Баринова В.Н. по достижению возраста .... лет с 21 августа 1999 года является получателем пенсии по случаю потери кормильца за умершего супруга Б., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являвшегося инвалидом .... группы в связи с увечьем, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией ЧАЭС.( л.д.4-6,9,25,32-35)

С 21 августа 1999 года истцу назначена пенсия в соответствии со ст.58 Федерального закона от 20.11.1990г. № 340-1 « О государственных пенсиях в РФ» как члену семьи военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы, которая выплачивалась до 01.01.2002г.

Для выплаты данной пенсии истцом представлено решение Российского межведомственного экспертного совета от 07.10.1999г. о том, что причина смерти Б. связана с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС (сочетание радиационных факторов с иными вредными факторами).( л.д.7)

С момента вступления в силу Федерального закона от 15.12.2001г. № 166- ФЗ истцу продолжена выплата пенсии в повышенном размере как члену семьи военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы, по п.п.1 п.4 ст.15 указанного Закона. В январе 2003 года в ходе плановой проверки выплаты пенсий было установлено, что в пенсионном деле истца отсутствует заключение медико-социальной экспертизы для установления причинной связи смерти кормильца с военной травмой. В связи с этими обстоятельствами распоряжением Пенсионного фонда от 27.01.2003г. произведен перерасчет пенсии истца в сторону уменьшения, и пенсия была назначена по основанию п.3 ст.17 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166- ФЗ как члену семьи погибшего кормильца, пострадавшего в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В результате перерасчета размер пенсии уменьшился с .... ( на 01.08.2002г.) до .... ( на 01.02.2003г.)

( л.д.16,9)

В силу п.1ст.27 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166- ФЗ гражданам, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона (что также относится к истцу), которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Федерального закона, пенсия пересчитывается по нормам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19 па от 27 февраля 2002 года утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами « О трудовых пенсиях в РФ» и « О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Согласно п.9.1 Перечня установлено, что к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие военной травмы или заболевания, в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагается также документы, удостоверяющие причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы.

В соответствии с п.9.2 Перечня к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в пункте 9 настоящего Перечня, прилагаются документы, удостоверяющие причинную связь смерти кормильца с катастрофой на Чернобыльской АЭС или другими радиационными и техногенными катастрофами.

Согласно п.32 Перечня причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы, военно-врачебной комиссии.

Нормами п. 33 Перечня предусмотрено, что причинная связь смерти лица с катастрофой на Чернобыльской АЭС и с другими радиационными или техногенными катастрофами подтверждается заключением учреждения Государственной службы (федерального учреждения - в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ N 141н, ПФ РФ N 53п от 12.03.2010) медико-социальной экспертизы.

Пенсионное обеспечение на территории РФ осуществляется в рамках, установленных Законом № 166-ФЗ, сама пенсия представляет собой меру поддержки, оказываемую государством своим гражданам, связанную непосредственно с личностью того или иного лица.

Нормами п.5 ст.10 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных катастроф, а также членам их семей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанный Перечень не противоречит данному Федеральному Закону, а наоборот разработан в целях его выполнения и в соответствии с данным Законом, следовательно, подлежит применению с момента нового пенсионного регулирования. При таких обстоятельствах довод представителя истца о неприменении данного положения в силу ст.11 ГПК РФ, поскольку оно противоречит ст.24 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является несостоятельным, так как данная статья не регулирует нормы пенсионного обеспечения.

В связи с тем, что в нарушении норм указанного Перечня в пенсионном деле истца отсутствовало заключение государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждавшей причинную связь смерти Б. вследствие военной травмы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС, распоряжение Пенсионного фонда о перерасчете пенсии истца в сторону уменьшения в связи с переходом пенсии по основанию п.3 ст. 17 указанного Закона выполнен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.

12 ноября 2010 года истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии с предоставлением заключения Главного бюро ФГУ « (данные изъяты)» от 10.11.2010г., согласно которому установлена причинная связь смерти Б. с инвалидностью. ( л.д.8,19)

Распоряжением ответчика от 12.11.2010г. произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения и возобновлена выплата пенсии по основанию ст.15 Федерального закона № 166-ФЗ. Других заявлений о перерасчете пенсии в период с 01 февраля 2003 года по 12 ноября 2010 года истец не подавала, что подтверждено ее пояснениями и письменным сообщением ответчика.(26-27,17-18)

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166- ФЗ перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п.27 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 17 и Пенсионного фонда РФ № 19 пб от 27 февраля 2002 года, перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001 в качестве оснований для снижения размера пенсии.

Таким образом, данными Правилами установлен заявительный характер для перерасчета пенсии в сторону увеличения, но не для такого пересчета в сторону уменьшения.

Следовательно, распоряжение Пенсионного фонда о перерасчете пенсии истца в сторону уменьшения выполнено согласно указанным Правилам.

Из смысла п.п.1 п.4, п.п.1 п.2 ст.15 Закона № 166-ФЗ следует, что причинная связь смерти лица вследствие военной травмы может устанавливаться в том случае, если смерть лица связана с причинами инвалидности, наступившей вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причиной инвалидности Б. являлось увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС.

Решением экспертного совета от 07 октября 1999 года не установлено причиной связи смерти Б. с инвалидностью ( увечьем), такая причинная связь установлена заключением Главного бюро ФГУ « (данные изъяты)», представленным в Пенсионный фонд 12 ноября 2010 года.

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, с учетом вышеуказанных установленных судом обстоятельств, иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Бариновой В.Н. в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе о возложении обязанности по перерасчету размера пенсии как члену семьи военнослужащего, погибшего вследствие военной травмы, за период с 01 февраля 2003 года по 30 ноября 2010 года – отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2011 года.

Судья Е.А.Бабеншева