Дело № 2-1291/2011г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 24 июня 2011 года. Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бабеншевой Е.А. при секретаре Царевой Е.А. с участием представителя заявителя Фокеевой В.Б. представителя заинтересованного лица Гребенчук А.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по заявлению Железкиной А.Ф. об оспаривании постановления администрации округа Муром, У С Т А Н О В И Л: Железкина А.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации округа Муром № 706 от 10марта 2011 года в части отказа в принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и просит постановление признать необоснованным, обязать администрацию округа Муром поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления. В обоснование требований Железкина А.Ф. указала в заявлении, что в феврале 2011 года она обратилась в администрацию округа Муром с заявлением о признании её нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет как ветерана Великой Отечественной Войны. 16 февраля 2011 года решением жилищной комиссии при администрации округа Муром ей отказано. Данное решение утверждено обжалуемым постановлением. Она проживает и зарегистрирована в жилом помещении, находящимся в муниципальной собственности, состоящего из двух комнат пятикомнатной коммунальной квартиры жилой площадью 17,0 кв.м и 12,3 кв.м по адресу: ..... Является (данные изъяты). В данных комнатах также проживает и зарегистрировано семь человек. В этой же коммунальной квартире зарегистрирован и проживает Е., который болен (данные изъяты). Согласно решения Совета Народных депутатов округа Муром Владимирской области от 28 июня 2005 года № 661 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» по округу Муром установлена учетная норма в размере 10 кв.м общей площади на одного члена семьи. Кроме того, еще одним основанием нуждаемости является проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе одной из них есть больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Таким образом, заявитель полагает, что имеет право в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, для чего ей представлены подтверждающие документы (л.д.3-4). В судебное заседание заявитель Железкина А.Ф. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. Представитель заявителя Фокеева В.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по изложенным основаниям. Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром Гребенчук А.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявления. В письменных возражениях на заявление, а также суду пояснила, что Железкина А.Ф. имеет удостоверение, согласно которому она является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 года № 5-ФЗ. 09.02.2011 года Железкина А.Ф. обратилась в жилищный отдел администрации округа Муром с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ветерана ВОВ 1941 -1945 гг.Постановлением администрации округа Муром № 706 от 10.03.2011 года был утвержден протокол заседания жилищной комиссии от 16 февраля 2011 года, согласно которого Железкиной А.Ф. было отказано в постановке ее на учет для получения жилого помещения по категории ветеран ВОВ, так как она имеет право на льготы, установленные ст. 20 ФЗ «О ветеранах», которая не предусматривает право на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах». Для постановки заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, предусмотренном п.п.4 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, заявителем не был предоставлен документ, что диагноз Е. подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г. № 378. Также заявителем не был представлен документ, подтверждающий ее регистрацию по месту жительства за период до 02.02.2001г., решение о признании ее (данные изъяты). Указанные документы заявителем были предоставлены 22 июня 2011 года с соответствующим заявлением, на другое заседание жилищной комиссии, которая рассмотрела заявление Железкиной А.Ф. и в течение 30 календарных дней заявителю будет сообщено о принятом решении. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. Согласно ч 1ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Указом Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено обеспечить жильем ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону № 5 от 12.01.1995г. « О ветеранах». В силу ст.2 указанного Закона « О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно ст.20 Закона меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Заявитель является ветераном ВОВ на основании ст.20 указанного Закона и в соответствии со ст.ст.23.1, 23.2 Закона не относится к ветеранам ВОВ, которые обеспечиваются жильем. Судом установлено, что заявитель с 02.02.2011г. зарегистрирована и проживает в коммунальной квартире .... с семьей .... Фокеевой В.Б. совместно с .... А., .... Б., В., Г., Д. Семья заявителя в коммунальной квартире занимает две комнаты общей площадью 44 кв.м. ( л.д.12) 09 февраля 2001 года Железкина А.Ф. обратилась в администрацию округа Муром с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ветерана ВОВ 1941-1945г.г. Заявителем представлено удостоверение от 30.01.2008г. о том, что она является ветераном ВОВ и имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ « О ветеранах». Решением жилищной комиссии при администрации округа Муром от 16 февраля 2011 года ей отказано в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, постановлением Главы округа Мурома от 10 марта 2011 года данное решение комиссии утверждено. Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке. Поскольку в соответствии ст.ст.23.1,23.1 и ст.20 ФЗ « О ветеранах» заявитель не пользуется льготой по обеспечению жилья, то у администрации округа Мурома не имелось оснований ставить заявителя на учет по данной категории граждан. В соответствии с п.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Основания, по которым граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Статья 52 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в Согласно п.6-9 данного Порядка ведение учета граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления по месту их жительства с соблюдением гласности путем принятия решений по данным вопросам на заседаниях жилищной комиссии, состав и положение о которой утверждается постановлением Главы муниципального образования. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется исполнительным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. К заявлению граждан о принятии на учет прилагаются: -документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, - решение уполномоченного органа о признании гражданина малоимущим; - документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: - выписка из домовой книги или похозяйственной книги; - документы, подтверждающие право пользования жилым помещением -выписка из технического паспорта БТИ с поэтажным планом и экспликацией; -справка органа государственной регистрации о наличии или отсутствии, жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя; - документы, подтверждающие отношение гражданина к иной, Порядок определения размера дохода и стоимости имущества граждан и признания их малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда утвержден Законом Владимирской области от 08 июня 2005 года № 77-03. Заявитель указала, что, она имеет право встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в порядке, Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378. Вместе с тем, в заявлении от 09 февраля 2011 года Железкина А.Ф. не просила поставить ее на учет по данному основанию. К заявлению заявителем приложена справка ГУЗ ВО (данные изъяты) от 09.02.2001г. о том, что ее семья находится в бытовом контакте по коммунальной квартире с больным (данные изъяты) Е., (дата) рождения, заболевание которого зарегистрировано 30.11.2010г. Однако данная справка не содержала сведений о том, что заболевание Е. относится к перечню заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан, утвержденном указанным Постановлением. Таким образом, на момент вынесения обжалуемого решения жилищной комиссии и постановления, заявитель не представила документы, подтверждающие ее право по предоставлению жилья по п.п.4 п.1 ст.51 ЖК РФ. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Заявителем на заседание жилищной комиссии от 16 февраля 2011 года для разрешения вопроса о постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении по категории малоимущих граждан не было представлено решение уполномоченного органа о признании ее малоимущей, а также отсутствовала справка о периодах регистрации по месту жительства до 02.02.2001г. для определения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст.53 ЖК РФ. В связи с данными обстоятельствами у жилищной комиссии при администрации округа Муром на момент рассмотрения заявления Железкиной А.Ф.16.02.2011г. не имелось оснований поставить ее на учет как (данные изъяты) гражданина, проживающего в жилом помещении площадью менее учетной нормы площади жилого помещения на каждого члена семьи. Обжалуемое постановление Главы округа Муром и решение жилищной комиссии при администрации округа Муром вынесено уполномоченным органом в пределах его компетенции, что подтверждается п.1.4, п.1.23, п.1.40 Устава муниципального образования округ Муром, Положением о жилищной комиссии при администрации округа Муром, и соответствует п.12 раздела II Порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденного Законом Владимирской области от 6 мая 2005 года Обращение в орган местного самоуправления по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении носит заявительный характер, при этом Железкина А.Ф. просила поставить ее на учет как ветерана ВОВ, тогда как о наличии других оснований для постановки на учет Железкина А.Ф. не указала в своем заявлении. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует закону, вынесено в пределах полномочий органа местного самоуправления и не нарушает права и законные интересы заявителя. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-257 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Железкиной А.Ф. в удовлетворении заявления о признании постановления администрации округа Муром по Владимирской области от 10 марта 2011 года № 706 в части отказа в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необоснованным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении – отказать. На решение могут быть принесены кассационные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято судом 29 июня 2011года. Судья Е.А.Бабеншева
качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма утвержден Законом Владимирской области от 6 мая 2005 года
№ 49-03 « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении, и т.д.);
занимаемым заявителем и членам его семьи (договор, ордер, решение о
предоставлении жилого помещения);
определенной федеральным законом или законом Владимирской области,
категории граждан, имеющих право быть принятыми на учет в качестве
нуждающихся в жилых помещениях.
предусмотренном п.п.4 п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, как являющейся членом
семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма,
проживающей в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи
имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при
котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не
имеющей иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма
или принадлежащего на праве собственности.
№ 49-03.