Решение № 2-1359/2011 об оспаривании решения призывной комиссии округа Муром



Дело № 2- 1359/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

06 июля 2011 года.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.

при секретаре Царевой Е.А.

с участием заявителя Бухарова А.В.

представителя заинтересованных лиц Чайцыной Е.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по заявлению Бухарова А.В, об оспаривании решения призывной комиссии округа Муром,

У С Т А Н О В И Л:

Бухаров А.В. обратился в суд с заявлением и, с учетом уточнений, просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии округа Мурома Владимирской области от 24 июня 2011 года.

В обоснование своих требований Бухаров А.В. указал в заявлении, что в 2005 году по направлению УВД округа Мурома поступил на обучение по очной форме на факультет МВД во Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний РФ. За пять лет обучения он прошел полный курс военной подготовки. В 2010 году после окончания института и получения высшего юридического образования по уголовно-правовой специализации он был распределен на службу в УВД о.Мурома в подразделение уголовного розыска на должность (данные изъяты) где работает до настоящего времени. Полагает, что в силу п.п. «з» п.1 ст.24 Федерального закона « О воинской обязанности и воинской службе» имеет право на предоставление отсрочки от призыва на воинскую службу. ( л.д.3,63)

В судебном заседании заявитель Бухаров А.В. требования подержал по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что является сотрудником органов внутренних дел с 2005 года, заключив контракт о службе в ОВД. При поступлении на обучение в институт ему была предоставлена отсрочка, основания которой подтверждены справкой из института. Впоследствии аналогичные справки направлялись руководством института каждый год в военкомат для подтверждения оснований предоставления отсрочки. После окончания института в августе 2010 года он приступил к обязанностям оперуполномоченного УВД о.Мурома, о чем представил справку на призывную комиссию в октябре 2010 года, когда был вызван в военкомат и прошел медицинскую комиссию. 24 июня 2011 года призывная комиссия приняла решение о призыве его на воинскую службу, с чем он не согласен, поскольку полагает о своем праве на предоставление отсрочки в соответствии с п.п. «з» п.1 ст.24 указанного Закона. Указал, что обучался в институте на специализированном курсе для сотрудников МВД РФ, что также дает ему право на предоставление отсрочки.

Представитель заинтересованных лиц военного комиссариата Владимирской области и отдела военного комиссариата Владимирской области по г.Мурому и Мурмскому району Чайцына Е.А. (по доверенностям л.д. 10-11) против удовлетворения требований заявителя возражала. Суду пояснила и указала в письменном отзыве, что Бухаров А.В. состоит на воинском учете с 19.04.2004г. с присвоением категории годности А – годен к военной службе. В октябре 2005 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании ст.24 п.1 п.п. «з» Федерального закона « О воинской обязанности и воинской службе» на срок обучения во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний до 30.08.2010 года, основанием предоставления отсрочки послужила справка института, впоследствии данные справки поступали в военкомат ежегодно из института. В ноябре 2010 года заявитель, окончивший обучение, повторно прошел медицинскую комиссию, подтвердив категорию годности А. 24 июня 2011 года призывной комиссией принято решение о призыве его на воинскую службу. Срок предоставленной отсрочки закончился, а права на отсрочку по ст.24 п.1 п.п. «з» указанного Закона в действующей редакции он не имеет, поскольку заявитель получил образование в институте ФСИН, а работает в системе МВД РФ, тогда как для предоставления отсрочки должен работать в системе ФСИН. ( л.д.26-27)

Представитель заинтересованного лица администрации округа Муром Гребенчук А.Н. ( по доверенности л.д. 71) в судебное заседание не явилась. О слушании дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение требований заявителя оставила на усмотрение суда. ( л.д.70)

Выслушав пояснение заявителя и представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд нашел заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ст.22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат:

граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу п.п. «з» п.1 ст. 24 указанного Закона (в редакции Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 17.12.2009 N 312-ФЗ) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:

поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.

Судом установлено, что Бухаров А.В., (дата) года рождения, поставлен на воинский учет 19 февраля 2004 года с категорией годности к военной службе «А». ( л.д.17 оборот)

В 2005 году заявитель поступил в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» по очной форме обучения по специальности 021100-юриспруденция, о чем представил на призывную комиссию справку с указанием срока окончания образовательного учреждения – август 2010 года. ( л.д.22)

05 мая 2005 года между Министерством внутренних дел РФ в лице начальника УВД округа Мурома УВД Владимирской области и заявителем заключен контракт о службе внутренних дел на срок пять лет, по условиям которого заявитель был обязан после окончания учебного заведения служить на любой должности в интересах службы, в случае отчисления из института обязан был возместить расходы на обеспечение его обмундирования. Впоследствии 01 ноября 2005 года между Министерством внутренних дел РФ в лице начальника УВД Владимирской области и Бухаровым А.В. заключен повторный контракт о службе в органах внутренних дел, согласно которому заявитель был обязан служить по контракту сроком 5 лет после окончания учебного заведения, а также положения данного контракта содержат те же обязательства заявителя относительно места службы и возмещения расходов на обучение в случае досрочного расторжения контракта по вине Бухарова А.В. ( п. 9.4.1.). ( л.д.42-47)

С 19 августа 2005 года по 30 июля 2010 года Бухаров А.В. проходил обучение в ГОУ «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», 30 июля 2010 года ему выдан диплом о высшем профессиональном образовании. ( л.д.7,38,22)

Из послужного списка заявителя следует, что с 01 сентября 2005 года ему присвоено специальное звание рядового внутренней службы, с 30 августа 2010 года имеет специальное звание ...., с 01.09.2005г. по 30.08.2010 г. являлся курсантом указанного образовательного учреждения, с 30 августа 2010 года по настоящее время является .... уголовного розыска УВД по округу Мурома. ( л.д.48-51)

В октябре 2010 года Бухаров А.В. предоставил в военный комиссариат г.Мурома справку о том, что походит службу в ОВД с 2005 года, а также приказ о присвоении ему специального звания ..... ( л.д.23-24)

В соответствии с подп. «з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» ( в действовавшей редакции до 01.01.2008года) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ на должностях рядового ( младшего) и начальствующего состава, а также обучающимися в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания – на время службы в этих органах и учреждениях.

Из материалов дела установлено, что 25 октября 2005 года, то есть в период действия указанной редакции Закона, решением призывной комиссии округа Мурома Бухарову А.В. предоставлена отсрочка по ст.24 п.1 п.п. «з» указанного Закона до 30 августа 2010 года, то есть до окончания образовательного учреждения. ( л.д.18 оборот, 65-67).

Между тем из смысла указанной нормы Закона следует, что отсрочка от призыва на военную службу по данному основанию предоставлялась гражданам не на период обучения, а на время прохождения службы в указанных органах. Таким образом, ограничение срока отсрочки периодом обучения, а не периодом службы в органах, противоречило закону, действовавшему в тот период времени.

Следовательно, Бухарову А.В. 25 октября 2010 года предоставлена отсрочка по указанному основанию на время службы в органах внутренних дел, что соответствовало требованиям законодательства, действующего в указанный период времени.

При таких обстоятельствах суд находит несостоятельным довод представителя заинтересованных лиц о том, что заявителю предоставлена отсрочка на период обучения, поскольку нормами подп. «з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» такого срока действия отсрочки не предусмотрено. В случае предоставления отсрочки в связи с обучением в вузе основанием являлись нормы п.п. «а» п.2 ст.24 Закона, однако, такого основания в решении призывной комиссии от 25 октября 2010 года не указано. По этим же основаниям суд не принимает во внимание довод представителя заинтересованного лица о том, что заявитель на момент предоставления отсрочки не представил документы, подтверждающие его службу в органах внутренних дел, поскольку основания предоставления отсрочки (подп. «з» п.1 ст.24 Закона) не оспариваются ни заявителем, ни заинтересованными лицами.

Материалами дела установлено, что на момент предоставления отсрочки Бухаров А.В. заключил контракт о службе в органах внутренних дел, действие которого окончанием учебы не прекращено, а также заявитель имел специальное звание.

В соответствии со ст.2 п.5 Федерального закона от 06 июля 2006 года № 104 ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с сокращением срока военной службы по призыву» подп. «з» изложен в следующей редакции:

-поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы РФ непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них специальных званий – на время службы в этих органах и учреждениях.

В силу ст.5 данного Закона граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии со ст.ст.23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Статья 5 и п.5 ст.2 вступили в силу с 01 января 2008 года.

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года № 312- ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2010 года в п.п «з» п.1 ст.24 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» внесено изменение- после слов « при наличии у них» подпункт дополнен словами « высшего профессионального образования и».

Статьей 2 данного Закона установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п.п «з» п.1 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.

Также в ст. 59 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» указано, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" и Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.

Поскольку Бухаров А.В. поступил на службу в органы внутренних дел с 05 мая 2005 года, после окончания обучения 30 августа 2010 года назначен на должность (данные изъяты) ОУР УВД по о.Мурома, где проходит службу до настоящего времени, то суд пришел к выводу, что основания отсрочки, предоставленной по решению призывной комиссии от 25 октября 2005 года, не отпали, и срок действия отсрочки ( время прохождения службы) не истек.

При наличии отсрочки от прохождения военной службы на период службы в органах внутренних дел решение призывной комиссии округа Мурома от 24 июня 2011 года, которым заявитель призван на военную службу, является незаконным.

Кроме того, суд учитывает и то обстоятельство, что 17 июля 1998 года между Министерством внутренних дел РФ и Министерством юстиции РФ заключено соглашение о порядке решения вопросов по передаче в ведение уголовно-исполнительной системы образовательных учреждений МВД России, закреплении за УИС квоты обучающихся в учебных заведениях МВД России и организации обучения начальствующего состава УИС. По условиям данного соглашения ( п.8) предусмотрено обеспечение обучения специалистов для органов внутренних дел в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования УИС Минюста России на компенсационной основе, в том числе во Владимирском юридическом институте согласно квоте очных мест 125 по специальности 021100, то есть по той специальности, обучение которой освоил заявитель. ( л.д. 36-37)

При таких обстоятельствах, суд полагает, что действие п.п «з» п.1 ст.24 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе» ( в редакции от 17.12.2009г. № 312- ФЗ) распространяется на заявителя.

В силу ст.255 ГПК РФ для удовлетворения требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, необходима совокупность двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону, и нарушение этим решением, действиями ( бездействием) прав и законных интересов гражданина.

Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение является незаконным и нарушает право заявителя на предоставление отсрочки от военной службы, предусмотренное Законом.

Следовательно, требования Бухарова А.В. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Бухарова А.В, удовлетворить.

Решение призывной комиссии округа Муром от 24 июня 2011 года в части призыва на военную службу Бухарова А.В, признать незаконным и отменить.

На решение могут быть поданы кассационные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2011 года.

Судья Е.А.Бабеншева