решение №2-1223/2011 о признании незаконным бездействия



Дело № 2-1223/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

22 июля 2011 год.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бондаренко Е.И.,

при секретаре Большаковой Г.В.,

с участием прокурора Крыловой Т.М.,

представителя ответчика администрации о.Муром Чуцкова А.А., представителя ответчика Управления образования администрации о.Муром Отмаховой Г.Г., представителя третьего лица МДОУ «Детский сад № 40» Бибиной Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округа Муром к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершению действий.

У с т а н о в и л:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования о.Муром, обратился в суд с иском к администрации округа Муром, Управлению образования администрации о.Муром и, уточнив в судебном заседании исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания МДОУ «Детский сад № 40» по адресу: ...., приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии; обязать администрацию округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 40» по адресу: ...., 2 прибора учета тепловой энергии и 2 прибора учета холодного водоснабжения и ввести их эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств; обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад №40» по адресу: ...., 2 прибора учета тепловой энергии и 2 прибора учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 1 ноября 2011 года.

В обоснование исковых требований указал в заявлении, что в ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не установлены в детском саду приборы учета тепловой энергии и водоснабжения.

В результате бездействия со стороны администрации округа Муром и необорудование здания детского сада приборами учета может привести к излишнему перерасходованию средств муниципального бюджета. В результате нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Прокурор Крылова Т.М. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации о.Муром Чуцков А.А. по иску возражал, считает администрацию о.Муром не надлежащим ответчиком, поскольку она не является собственником указанного здания.

Представитель ответчика – Управления образования администрации о.Муром Отмахова Г.Г. исковые требования признала в полном объеме.

Третье лицо - представитель МДОУ «Детский сад № 40» Бибина Е.В. в судебном заседании оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой по заданию прокуратуры Владимирской области проведена проверка соблюдения законодательства об энергосбережении органами местного самоуправления.

В ходе проверки установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются федеральным законом от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» (ст.1 данного закона).

Согласно ст.2 указанного выше федерального закона энергосбережение - это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

В соответствии с ч.4 ст. 13 указанного федерального закона до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно ч.2 ст.215, ч.2 ст. 125 ГК РФ, п. 1.4 статьи 44 Устава округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 5.08.2009 г. № 855, администрация округа Муром осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление исполнение расходных обязательств муниципального образования.

В силу ч.3 ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 40 Устава округа Муром и Положением о бюджетном процессе в округе Муроме, утвержденным решением совета народных депутатов округа Муром от 23.08.2005 г. № 681, предусмотрено, что глава округа Мурома вносит на рассмотрение Совета народных депутатов округа Муром проект бюджета с необходимым документами и материалами, а также отчет об исполнении бюджета (статья 7). Составление проекта бюджета округа Муром - исключительная прерогатива администрации округа Муром (статья 12).

Согласно п.18 ч.1 ст.40 Устава округа Муром глава округа организует исполнение бюджета округа, распоряжается средствами бюджета округа в соответствии с утвержденным Советом бюджетом и бюджетным законодательством РФ;

Согласно ст.44 Устава округа Муром в обязанности администрации входит, в том числе, организация, содержание и развитие муниципальных учреждений школьного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения (пункт 1.33). Администрация округа Муром является уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных нужд для муниципальных заказчиков округа Муром, а также выступает заказчиком муниципального заказа (пункт 1.42).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

С учетом требований действующего законодательства на администрации округа Муром лежит обязанность по внесению в бюджет расходов на установку приборов учета в зданиях, находящихся в муниципальной собственности, передаче проекта бюджета на утверждение Совета народных депутатов, последующий контроль за расходованием бюджетных средств, размещение муниципального заказа.

Здание дома (номер) по ул....., в котором располагается МДОУ «Детский сад № 40» значится в реестре муниципальной собственности. В 2010 году МДОУ «Детский сад № 40» были изготовлены смета и проект на установку приборов учета.

Несмотря на то, что вышеназванным федеральным законом № 261 на собственников зданий возложена обязанность по установке приборов учета до 1 января 2011 года, администрация округа Муром бездействовала и не приняла конкретных мер по внесению в бюджет на 2011 год необходимых расходов согласно имеющейся смете и к размещению муниципального заказа по установке счетчиков в МДОУ «Детский сад №40».

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанности в натуре.

Нарушенные права муниципального образования округа Муром могут быть восстановлены путем возложения обязанности на администрацию о.Муром по установке приборов учета в части финансирования и размещения муниципального заказа.

Принимая во внимание, что полномочия заказчика при размещении муниципального заказа и полномочия главного распорядителя бюджетных средств переданы управлению образования администрации округа Муром, здания муниципальных учреждений находятся у управления образовании на праве оперативного управления, на последнее должна быть возложена обязанность по установке приборов учета путем заключения муниципального контракта, контроля за проведением и приемкой выполненных работ (ст.6 Положения о бюджетном процессе в округе Муроме, пункты 1.3, 4.7.5 Положения об Управлении образования администрации округа Муром).

Согласно представленному в материалы дела протоколу подведения итогов открытого аукциона на выполнение работ по установке узла учета тепловой энергии и расхода воды в детских садах, срок выполнения работ муниципального контракта №115-к от 21 июля 2011 года определен – до 1 ноября 2011 года.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Муромского городского прокурора действующего в интересах муниципального образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания МДОУ «Детский сад № 40» по адресу: ...., приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии.

Обязать администрацию округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 40» по адресу: ...., 2 прибора учета тепловой энергии и 2 прибора учета холодного водоснабжения и ввести их эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств.

Обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 40» по адресу: ...., 2 прибора учета тепловой энергии и 2 прибора учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 1 ноября 2011 года.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.И. Бондаренко.