дело 2-1234/2011 от 01.08.2011 по искам прокурора о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершщению действий



Дело № 2-1234/2011г.Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

1 августа 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бочкаревой Л.В.,

при секретаре Беспаловой И.С.,

с участием прокурора Ерастовой С.М.

представителя ответчика администрации округа Муром Чуцкова А.А., представителя ответчика Управления образования администрации округа Муром Отмаховой Г.Г., представителей третьих лиц МДОУ «Детский сад № 48» Алексеевой И.Ю., МДОУ «Детский сад № 44» Семейкиной Е.С., МДОУ «Детский сад № 54» Николаевой Е.Е., МДОУ «Детский сад № 32» Семьяновой О.А., МДОУ «Детский сад № 5» Фридкиной Т.Н., МДОУ «Детский сад № 9» Мироновой В.В., МДОУ «Детский сад № 29» Гонцовой О.А.,

рассматривая в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округа Муром к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершению действий.

У с т а н о в и л:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с исками к администрации округа Муром и просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок зданий МДОУ Детские сады № 48, 44, 54, 32, 29, 5, 9 приборами учета потребляемой холодной воды и тепловой энергии; обязать ответчика установить в помещениях указанных дошкольных учреждений один прибор учета тепловой энергии и один прибор учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию.

Определениями Муромского городского суда по ходатайству администрации округа Муром к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление образования администрации округа Муром.

Определением от 25 июля 2011 года гражданские дела №№ 2-1234/2011 г., 2-1235/2011г., 2-1236/2011г., 2-1258/2011г., 2-1259/2011г., 2-1261/2011г., 2-1262/2011г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В ходе судебного разбирательства Муромский городской прокурор уточнил исковые требования и просит

признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года зданий МДОУ Детские сады № 48, 44, 54, 32, 29, 5, 9, приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии;

обязать администрацию округа Муром установить в помещениях указанных дошкольных учреждений один прибор учета тепловой энергии и один прибор учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств;

обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещениях указанных дошкольных учреждений один прибор учета тепловой энергии и один прибор учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 1 декабря 2011 года.

В обоснование исковых требований прокурор указал в заявлении, что в ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не установлены в детских садах приборы учета тепловой энергии и водоснабжения. В результате бездействия со стороны администрации округа Муром и необорудование зданий МДОУ Детские сады № 48, 44, 54, 32, 29, 5, 9 приборами учета может привести к излишнему перерасходованию средств муниципального бюджета. В результате нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Прокурор Ерастова С.М. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации округа Муром Чуцков А.А. по иску возражал, считает, что от имени муниципального образования права собственника, в частности по содержанию зданий и помещений, где располагаются детские сады, осуществляет Управление образования администрации округа Муром, эти обязанности закреплены в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром» утвержденное 27 октября 2009 года Решением Совета народных депутатов округа Муром за № 898, соответственно надлежащим ответчиком по данному иску будет Управление образования администрации округа Муром.

Представитель ответчика Управления образования администрации округа Муром (далее Управление) Отмахова Г.Г. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром. На Управление Положением «Об управлении образования администрации округа Муром» и другими нормативными актами возложены административно-распорядительные функции в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении детских садов. Каждый год Управление составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. В 2009 и 2010г.г. в смету расходов они не включали расходы на установку оборудования по учету тепловой и электрической энергии, не запрашивали дополнительные средства на финансирование этих работ. Эта работы стали проводиться только в 2011 году. Считает, что обязанность по установке счетчиков должна быть возложена на Управление, этой работой они фактически занимаются, муниципальные контракты заключены, в которых Управление выступает заказчиком. Заявки на дополнительное финансирование направлены. Постановлением Главы округа Муром внесены изменения в муниципальный заказ.

Третьи лица - представители МДОУ «Детский сад № 48» Алексеева И.Ю., МДОУ «Детский сад № 44» Семейкина Е.С., МДОУ «Детский сад № 54» Николаева Е.Е., МДОУ «Детский сад № 32» Семьянова О.А., МДОУ «Детский сад № 5» Фридкина Т.Н., МДОУ «Детский сад № 9» Миронова В.В., МДОУ «Детский сад № 29» Гонцова О.А. в судебном заседании поддержали позицию представителя Управления образования администрации округа Муром.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования Муромского городского прокурора, обратившегося в интересах муниципального образования округа Муром, подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействие Управления образования округа Муром, выразившегося в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года в зданиях детских садов приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии и обязании Управление образования администрации округа Муром установить в помещениях детских садов приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения и введения их в эксплуатацию в срок не позднее 1 декабря 2011 года. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании из объяснений сторон, письменных материалов дела усматривается, что Муромской городской прокуратурой в ходе проверок соблюдения требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлено, что в зданиях детских садов №№ 48, 44, 54, 32, 29, 5, 9 не установлены приборы учета тепловой и электрической энергии.

К моменту рассмотрения дела в суде Управлением образования администрации округа Муром заключены муниципальные контракты на установку приборов учета, согласно которых работы должны быть проведены в срок до 15 сентября 2011 года с оплатой работ не позднее 4 квартала 2012 года (л.д.70-77,137-142,187-194, 274-281 том 1; л.д. 54-56, 134-136, 161-168, 206-208 том 2; л.д. 47-49, 73-80 том 3).

Постановлением Главы округа Муром от 17 июня 2011 года № 1774 в целях обеспечения эффективного расходования средств местного бюджета внесены изменения в муниципальный заказ управления образования округа Муром на 2012 год (л.д. 48 том 2).

В соответствии с ч.4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 января 2011 года.

Установлено, что здания детских садов являются муниципальной собственностью, находятся в оперативном управлении юридических лиц, соответственно МДОУ Детские сады № 48, 44, 54,32,5,9,29 (л.д. 33 том 1)

Согласно ч.1,2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 24 Устава округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 5.08.2009 г. № 855, органами местного самоуправления округа Муром Владимирской области являются: Совет народных депутатов округа Муром, Глава округа-глава администрации округа Муром, администрация округа.

В соответствии со ст. 42 Устава округа Муром и п.1.4 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью округа Муром», утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.10.2001г. № 109 к компетенции администрации округа Муром относится управление муниципальной собственностью.

Статья 43 Устава округа Муром даёт понятие органов администрации -структурных подразделений, согласно которой органами администрации являются самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренные законом о местном самоуправлении, а также настоящим уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округа.

Таким образом, администрация округа Муром делегировала исполнительные и распорядительные полномочия органа местного самоуправления в сфере образования Управлению образования администрации округа Муром, закрепив их в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром» утвержденного 27 октября 2009 года решением Совета народных депутатов округа Муром № 898.

Согласно п.1.1, п.1.3 Управление образования администрации округа Муром является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (л.д. 35 том 2).

В соответствии с п.4.7.5 указанного Положения Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.

Таким образом, Управление образования, являющееся структурным подразделением органа местного самоуправления (администрации), является надлежащим ответчиком и в силу выше указанных нормативных актов несёт обязанности собственника в части установки приборов учета в детских дошкольных учреждениях №№ 48, 44, 54,32,5,9,29.

Учитывая, что приборы учета не были установлены в предусмотренном законом срок (не позднее 1 января 2011 года), а те действия, которые совершены Управлением, как то направление писем Главе округа Муром о дополнительном выделении денежных средств в бюджет на установку приборов учета, были совершены только в 2011 году (л.д. 143-145 том 1), следовательно, усматривается со стороны Управления образования администрации округа Муром, как распорядителе бюджетных средств, незаконное бездействие.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика Управления образования Отмахова Г.Г., ни в 2009 году, ни в 2010 году, Управление не запланировало в смету расходов указанные работы, не запрашивало на них и дополнительное финансирование.

В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ зашита гражданских прав осуществляется путем исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом.

В данном случае защита гражданских прав возможна путем возложения обязанности по установке приборов учета и введение их в эксплуатацию, как предусмотрено в Федеральном законе РФ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Детализация обязанности по установке приборов учета (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений - это исключительная компетенция органов местного самоуправления.

Таким образом с учетом установленных обстоятельств, признания иска Управлением образования, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Муромского городского прокурора действующего в интересах муниципального образования удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Управление образования администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года в зданиях: МДОУ «Детский сад № 48» расположенного по адресу: ... МДОУ «Детский сад № 44» по адресу: ... МДОУ «Детский сад № 54» ... МДОУ «Детский сад № 32» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 5» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 9» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 29» по адресу: ..., приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии.

Обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещениях МДОУ «Детский сад № 48» расположенного по адресу: ... МДОУ «Детский сад № 44» по адресу: ... МДОУ «Детский сад № 54» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 32» по адресу: г.Муром, ..., МДОУ «Детский сад № 5» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 9» по адресу: ..., МДОУ «Детский сад № 29» по адресу: ..., по 1 (одному) прибору учета тепловой энергии и по 1 (одному) прибору учета холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок не позднее 1 декабря 2011 года.

В части признания незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года зданий МДОУ Детские сады № 48, 44, 54, 32, 29, 5, 9 приборами учета потребляемой холодной воды, тепловой энергии и возложения обязанностей по установке в помещениях указанных дошкольных учреждений приборов учета тепловой энергии и холодного водоснабжения и введения их в эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств отказать.

На решение сторонами, другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В.Бочкарева