решение от 04.08.2011 г по делу № 2-1350/2011 о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению действия



Дело № 2-1350/2011Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

4 августа 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Муравьевой Т.А.,

при секретаре Мауровой Е.А.,

с участием прокурора Епифановой Н.А., представителя ответчика Управления образования администрации округа Муром - Отмаховой Г.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округа Муром к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершению действий,

у с т а н о в и л:

Муромский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с иском к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром и, уточнив исковые требования, просит:

- признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: ...., приборами учёта потребляемой холодной воды и тепловой энергии;

- обязать администрацию округа Муром установить в помещении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» по адресу: ...., 1 (один) прибора учёта тепловой энергии и 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения,

- обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» по адресу: г. ...., 1 (один) прибора учёта тепловой энергии и 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путём заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 1 декабря 2011 года.

Определением суда от 28 июня 2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление образования администрации округа Муром.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не установлены в школе приборы учёта тепловой энергии и водоснабжения. Бездействие со стороны администрации округа Муром и необорудование здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» приборами учёта может привести к излишнему расходованию средств муниципального бюджета. В результате нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Прокурор Епифанова Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации округа Муром в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что с иском не согласен, считает, что от имени муниципального образования права собственника, в частности по содержанию здания и помещения, где располагается школа, осуществляет Управление образования администрации округа Муром. Эти обязанности закреплены в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром», утвержденном 27 октября 2009 г. Решением Совета народных депутатов округа Муром за № 898. Соответственно надлежащим ответчиком по данному иску будет Управление образования администрации округа Муром.

Представитель ответчика Управления образования администрации округа Муром - Отмахова Г.Г. исковые требования признала в полном объёме. В представленном суду отзыве указала, что управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром. На Управление Положением «Об управлении образования администрации округа Муром» и другими нормативными актами возложены административно-распорядительные функции в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении школ. Каждый год Управление составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. В 2009 и 2010 годах в смету расходов не были включены расходы на установку оборудования по учёту тепловой и электрической энергии, не запрашивались дополнительные средства на финансирование этих работ. Эта работы стали проводиться только в 2011 году. Считает, что обязанность по установке счётчиков должна быть возложена на Управление. Этой работой они фактически занимаются. Финансирование проведения данных работ осуществляться в рамках Федеральной программы модернизации региональных систем общего образования, из федерального бюджета путем предоставления в 2011-2013 годах субсидий бюджетам муниципальных образований в порядке в порядке, определяемом постановлением Губернатора Владимирской области от 01.07.2011 № 666 «О реализации постановления Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования». В настоящее время во исполнение пункта 2 указанного постановления администрацией о. Муром заключено соглашение с департаментом образования администрацией Владимирской области о предоставлении в 2011 году субсидии из областного бюджета бюджету о. Муром на модернизацию муниципальной системы общего образования. Полученые денежные средства по приказу № 1082 от 29.07.2011 года распределены между общеобразовательными школами на модернизацию общего образования. На школу № 15 выделено *** тыс. руб.

Представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования Муромского городского прокурора, обратившегося в интересах муниципального образования округа Муром, подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействие Управления образования округа Муром, выразившегося в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 г. здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии и обязании Управления образования администрации округа Муром установить в помещении МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения и 1 (один) прибор учёта тепловой энергии и введение их в эксплуатацию в срок не позднее 1 декабря 2011 г. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании установлено, что Муромской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлено, что в здании МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» не установлены приборы учёта тепловой и электрической энергии.

Постановлением Главы администрации о. Муром № 3060 от 25.12.2010 года утвержден перечень муниципальных заказчиков о. Муром осуществляющих формирование и размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд о. Муром. В данный перечень вошло Управление образования администрации о. Муром.

Финансирование проведения работ по установке приборов учета тепловой энергии и приборов учета холодного водоснабжения осуществляется в рамках Федеральной программы модернизации региональных систем общего образования, из федерального бюджета путем предоставления в 2011-2013 годах субсидий бюджету Владимирской области и дальнейшего распределения субсидий бюджетам муниципального образованиям в порядке, определяемом постановлением Губернатора Владимирской области от 01.07.2011 года № 666 «О реализации постановления Правительства РФ от 31.05.2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011-2012 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования».

Согласно приложения № 2 к Постановлению Губернатора Владимирской области от 01.07.2011 № 666 при распределении денежных средств из федерального бюджета на округ Муром выделено *** тыс. руб.

Во исполнение постановления Правительства и постановления Губернатора Постановлением администрации о. Муром № 1990 от 18.07.2011 года утвержден комплекс мер по модернизации общего образования о. Муром. Согласно данного постановление Управление образования определено уполномоченным органом по модернизации общего образования и контролю за использованием субсидий.

29 июля 2011 года Управлением образования администрации о. Муром издан приказ № 1082 о распределении денежных средств на модернизацию общего образования между общеобразовательными школами на 2011 год. На модернизацию общего образования школы № 15, в том числе и на осуществление мер, направленных на энергоснабжение выделено *** тыс. руб.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 1 января 2011 г.

Установлено, что здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» является муниципальной собственностью, находятся в оперативном управлении юридических лиц.

Согласно частям 1,2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьёй 24 Устава округа Муром, утверждённого решением Совета народных депутатов округа Муром от 5.08.2009 № 855, органами местного самоуправления округа Муром Владимирской области являются: Совет народных депутатов округа Муром, Глава округа - глава администрации округа Муром, администрация округа.

В соответствии со статьёй 42 Устава округа Муром и пунктом 1.4 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью округа Муром», утверждённого решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.10.2001 № 109 к компетенции администрации округа Муром относится управление муниципальной собственностью.

Статья 43 Устава округа Муром даёт понятие органов администрации -структурных подразделений, согласно которой органами администрации являются самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренные законом о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округа.

Таким образом, администрация округа Муром делегировала исполнительные и распорядительные полномочия органа местного самоуправления в сфере образования Управлению образования администрации округа Муром, закрепив их в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром» (далее – Положение) утвержденном 27 октября 2009 г. решением Совета народных депутатов округа Муром № 898.

Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения Управление образования администрации округа Муром является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с п.4.7.5 Положения Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.

Таким образом, Управление образования, являющееся структурным подразделением органа местного самоуправления (администрации), является надлежащим ответчиком и в силу выше указанных нормативных актов несёт обязанности собственника в части установки приборов учёта в средней общеобразовательной школе № 15.

Поскольку приборы учёта не были установлены в предусмотренный законом срок (не позднее 1 января 2011 г.), а те действия, которые совершены Управлением, как то: направление писем Главе округа Муром о дополнительном выделении денежных средств в бюджет на установку приборов учёта, были совершены лишь в 2011 году, то со стороны Управления образования администрации округа Муром, как распорядителя бюджетных средств, усматривается незаконное бездействие.

Из объяснений представитель ответчика Управления образования - Отмаховой Г.Г. следует, что ни в 2009, ни в 2010 году Управление не запланировало в смету расходов указанные работы, не запрашивало на них и дополнительное финансирование.

В силу статьи 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путём исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом.

В данном случае защита гражданских прав возможна путём возложения обязанности по установке приборов учёта и введению их в эксплуатацию, как предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Детализация обязанности по установке приборов учета (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений - это исключительная компетенция органов местного самоуправления.

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, признания иска Управлением образования, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Муромского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования округа Муром, удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Управления образования администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: г...., приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии.

Обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: ...., 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения, 1 (один) прибор учёта тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию в срок не позднее 1 декабря 2011 года.

В части признания незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»», расположенного по адресу: ...., приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии - отказать.

На решение сторонами, другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.А. Муравьева