Решение № 2-1285/11 от 01.08.2011 г. о возложении обязанности.



Дело № 2-1285/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 августа 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Каревой Т.Н.

при секретаре Шатаевой М.А.,

с участием прокурора Епифановой Н.А.,

а также представителей ответчиков Чуцкова А.А. и Отмаховой Г.Г.,

представителей третьих лиц Дёминой Ю.В., Егоровой Т.А., Буяновой Е.А., Гудиной Е.С., Титовой Е.В., Прониной Е.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме

гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром к администрации округа Муром и управлению образования администрации округа Муром о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов, суд

У С Т А НО В И Л:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с исками к администрации округа Муром и изначально просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок зданий МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 приборами учёта потребляемой воды и тепловой энергии; обязать ответчика установить в помещениях указанных дошкольных учреждений приборы учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию.

Определениями Муромского городского суда от 07 июля 2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление образования администрации округа Муром.

Определением Муромского городского суда от 26 июля 2011 года гражданские дела №№ 2-1240/2011 г., 2-1241/2011г., 2-1242/2011г., 2-1282/2011г., 2-1283/2011г., 2-1284/2011г., 2-1285/2011 г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.

В ходе судебного разбирательства Муромский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования округа Муром, уточнил исковые требования, которые в судебном заседании поддержала помощник прокурора Епифанова Н.А., и просит

признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок до 01 января 2011 года зданий МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 приборами учета потребляемой холодной воды и тепловой энергии;

обязать ответчиков установить в помещениях МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 приборы учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем выполнения следующих обязанностей: администрацией округа Муром - в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств; управлением образования администрации округа Муром - путем заключения муниципальных контрактов, контроля за выполнением и окончанием работ в сроки не позднее 15 ноября 2011 года и 01 декабря 2011 года.

В обоснование исковых требований помощник прокурора Епифанова Н.А. суду пояснила, что в ходе проведенной Муромской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об энергосбережении органами местного самоуправления установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно: в МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 не установлены приборы учета используемых тепловой энергии и водоснабжения.

Не оборудование администрацией округа Муром зданий указанных дошкольных учреждений приборами учёта может привести к излишнему перерасходованию средств муниципального бюджета, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Поскольку в силу требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов возложена на собственников зданий, а в соответствии с Уставом округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009 г. № 855, администрация округа Муром осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью и является уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных нужд для муниципальных заказчиков округа Муром, считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов в части финансирования и размещения муниципального заказа должна быть возложена на администрацию округа Муром.

А так как в соответствии с Положением об Управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27 октября 2009 года, и по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», полагает, что на управление образования должна быть возложена обязанность по установке в детских садах № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 приборов учета энергетических ресурсов путем заключения муниципального контракта и контроля за выполнением и окончанием работ.

В целях эффективного расходования бюджетных средств иск предъявлен прокурором в интересах муниципального образования округ Муром.

Представитель ответчика администрации округа Муром по доверенности Чуцков А.А. исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что администрация округа Муром является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Положением об управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром от 27 октября 2009 года № 898, управление образования администрации округа Муром осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение своевременной и качественной подготовки муниципальных дошкольных учреждений к новому учебному году с учетом лицензионных условий и требований государственных надзорных органов. Кроме того, по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей. Поэтому считает, что именно на управлении образования лежит обязанность осуществлять оснащение приборами учета энергетических ресурсов дошкольные учреждения округа Муром, и такая обязанность имелась у управления по состоянию на 01.01.2011г..

Представитель ответчика управления образования администрации округа Муром (далее управление образования) по доверенности Отмахова Г.Г. исковые требования прокурора признала в полном объеме. Пояснила, что действительно в соответствии с Положением об управлении образования управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования. В связи с этим Управление образования ежегодно составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. Однако в 2009 и 2010 годах расходы на установку оборудования по учету тепловой энергии и водоснабжения в смету расходов не включались и дополнительные средства на финансирование этих работ не запрашивались, эти работы стали проводиться только в 2011 году. В настоящее время Управление образования этой работой занимается, муниципальные контракты на выполнение работ по установке приборов учёта в детских садах № 14, 30, 36, 50, 62, 81 в рамках реализации Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заключены, в них Управление образования выступает заказчиком. Заявки на дополнительное финансирование направлены. Постановлением Главы округа Муром внесены изменения в муниципальный заказ. Поэтому считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов должна быть возложена на Управление образования.

Представители третьих лиц МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида» - Демина Ю.В., МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» - Егорова Т.А., МДОУ «Детский сад № 36» - Буянова Е.А., МДОУ «Детский сад № 50» - Гудина Е.С., МДОУ «Детский сад № 62 комбинированного типа» - Титова Е.В., МДОУ «Детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» - Пронина Е.Г. разрешение спора оставляют на усмотрение суда.

Представитель третьего лица МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 30» в судебное заседание не явился, ранее представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д. 175, том 2).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает, что удовлетворению подлежат исковые требования к управлению образования администрации округа Муром.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В судебном заседании установлено, что в зданиях МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 в предусмотренный законом срок – до 01 января 2011 года, не установлены приборы учета используемых тепловой энергии и водоснабжения.

По сведениям КУМИ администрации округа Муром здания МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 значатся в реестре муниципальной собственности (л.д. 109-110, том 1).

В указанных дошкольных учреждениях в рамках реализации Федерального закона № 261-ФЗ необходимо установить:

в МДОУ детские сады № 14, 26, 36, 50, 62, 81- один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения;

в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 30» - два прибора учёта тепловой энергии и два прибора учёта холодного водоснабжения (л.д. 8-9 том 1).

Из материалов дела усматривается, что в настоящее время управлением образования администрации округа Муром заключены муниципальные контракты на установку приборов учета энергетических ресурсов, в соответствии с которыми работы должны быть проведены в срок до 15 сентября 2011 года с оплатой работ не позднее 4 квартала 2012 года.

Постановлением Главы округа Муром № 1774 от 17 июня 2011 года в целях обеспечения эффективного расходования средств местного бюджета внесены изменения в муниципальный заказ управления образования округа Муром на 2012 год.

Согласно п. 2 ст. 125, п.п. 1 и 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов, а в случаях и порядке, предусмотренных актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица и граждане.

Так, решением Совета народных депутатов округа Муром от 05.08.2009 г. № 855 утвержден Устав округа Муром, в соответствии с п.1.4 ст. 44 которого к компетенции администрации относятся управление муниципальной собственностью.

Согласно ст. 45 Устава органами администрации являются созданные в соответствии со структурой органов местного самоуправления округа самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округом.

Решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27.10.2009 г. утверждено Положение об управлении образования администрации округа Муром, в соответствии с которым Управление образования является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах.

В соответствии с п. 4.7.5 Положения об управлении образования управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории.

По поручению Главы округа выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п. 4.9 Положения).

Финансово-хозяйственную деятельность управление образования осуществляет в соответствии с утвержденной сметой расходов. В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей.

То есть, Муниципальное образование округ Муром в лице Совета народных депутатов округа Муром делегировало исполнительные и распорядительные полномочия администрации округа Муром в сфере образования, включая правомочия собственника муниципального имущества, управлению образования администрации округа Муром.

Следовательно, управление образования, будучи структурным подразделением администрации округа Муром со статусом юридического лица, наделённое специальными полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении муниципального имущества, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. А из Положения об управлении образования следует, что именно оно обязано осуществлять функции по содержанию муниципального имущества, используемого в сфере образования на территории округа Муром, в том числе путём установки приборов учета энергетических ресурсов в вышеуказанных дошкольных образовательных учреждениях.

Принимая во внимание, что приборы учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения не были установлены в МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 в предусмотренный законом срок – до 1 января 2011 года, и каких-либо действий по обеспечению дошкольных учреждений такими приборами учёта управление образования заблаговременно не предпринимало, обращения в адрес Главы округа Муром о дополнительном выделении денежных средств на установку приборов учета имели место только в 2011 году, в связи с чем в июне 2011 года внесены изменения в муниципальный заказ управления образования уже на 2012 год, суд приходит к выводу о том, что именно со стороны управления образования имело место незаконное бездействие, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок зданий МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 приборами учёта потребляемой воды и тепловой энергии, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств.

Представитель ответчика управления образования по доверенности Отмахова Г.Г. подтвердила, что ни в 2009 году, ни в 2010 году, управление образования не включало в смету расходов выполнение указанных работ, и не запрашивало на них дополнительное финансирование.

В силу ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом.

В данном случае защита гражданских прав возможна путем возложения обязанности по установке приборов учета и введению их в эксплуатацию, как предусмотрено в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Детализация обязанности по установке приборов учёта (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений - это исключительная компетенция органов местного самоуправления.

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, признания иска представителем управления образования, суд полагает, что обязанность по установке приборов учёта энергетических ресурсов в МДОУ Детские сады № 14, 26, 30, 36, 50, 62, 81 должна быть возложена на управление образования администрации округа Муром.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром удовлетворить.

Признать незаконным бездействие управления образования администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок - до 1 января 2011 года зданий МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 30», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Детский сад № 36», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Детский сад № 50», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Детский сад № 62 комбинированного типа», расположенного по адресу: ....; МДОУ «Детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», расположенного по адресу: ...., приборами учёта потребляемой холодной воды и тепловой энергии.

Обязать управление образования администрации округа Муром установить в помещениях

МДОУ «Детский сад № 14 комбинированного вида», расположенного по адресу: .... - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 1 декабря 2011 года;

МДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида», расположенного по адресу: .... - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 15 ноября 2011 года;

МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 30», расположенного по адресу: .... - два прибора учёта тепловой энергии и два прибора учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 1 декабря 2011 года;

МДОУ «Детский сад № 36», расположенного по адресу: ...., - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 15 ноября 2011 года;

МДОУ «Детский сад № 50», расположенного по адресу: .... - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 15 ноября 2011 года;

МДОУ «Детский сад № 62 комбинированного типа», расположенного по адресу: .... - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 15 ноября 2011 года;

МДОУ «Детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей», расположенного по адресу: .... - один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию в срок до 15 ноября 2011 года.

В удовлетворении иска Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром о признании незаконным бездействия администрации округа Муром и возложении на администрацию округа Муром обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов в вышеуказанных зданиях Муниципальных дошкольных образовательных учреждений отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Н. Карева