Дело № 2-1311/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е 01 августа 2011 года Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Каревой Т.Н. при секретаре Шатаевой М.А., с участием прокурора Епифановой Н.А., а также представителей ответчиков Чуцкова А.А. и Отмаховой Г.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром к администрации округа Муром и управлению образования администрации округа Муром о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов, суд У С Т А Н О В И Л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с иском к администрации округа Муром и изначально просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок здания МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» приборами учета потребляемой воды и тепловой энергии; обязать ответчика установить в помещении школы два прибора учёта тепловой энергии и два прибора учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию. Определением Муромского городского суда от 11 июля 2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено управление образования администрации округа Муром (л.д. 21). В ходе судебного разбирательства Муромский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования округа Муром, уточнил исковые требования, которые в судебном заседании поддержала помощник прокурора Епифанова Н.А., и просит признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок до 01 января 2011 года здания МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» приборами учета потребляемой холодной воды и тепловой энергии; обязать ответчиков установить в помещении МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» два прибора учёта тепловой энергии и два прибора учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем выполнения следующих обязанностей: администрацией округа Муром - в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств; Управлением образования администрации округа Муром - путем заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 01 декабря 2011 года. В обоснование исковых требований помощник прокурора Епифанова Н.А. суду пояснила, что в ходе проведенной Муромской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об энергосбережении органами местного самоуправления установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром, в результате бездействия, требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно: в МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» в предусмотренный законом срок – до 01.01.2011 года и в настоящее время не установлены приборы учета тепловой энергии и водоснабжения. По сведениям управления образования администрации округа Муром в школе необходимо установить два прибора учета тепловой энергии и два прибора учёта холодного водоснабжения. Не оборудование администрацией округа Муром здания школы приборами учёта может привести к излишнему перерасходованию средств муниципального бюджета, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств. Поскольку в силу требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов возложена на собственников зданий, а в соответствии с Уставом округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009 г. № 855, администрация округа Муром осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью и является уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных нужд для муниципальных заказчиков округа Муром, считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов в части финансирования и размещения муниципального заказа должна быть возложена на администрацию округа Муром. А так как в соответствии с Положением об управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27 октября 2009 года, и по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», полагает, что на управление образования должна быть возложена обязанность по установке в школе приборов учета энергетических ресурсов путем заключения муниципального контракта и контроля за выполнением и окончанием работ. В целях эффективного расходования бюджетных средств иск предъявлен прокурором в интересах муниципального образования округ Муром. Представитель ответчика администрации округа Муром по доверенности Чуцков А.А. исковые требования не признал. В обоснование возражений указал, что администрация округа Муром является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Положением об управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром от 27 октября 2009 года № 898, управление образования администрации округа Муром осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение своевременной и качественной подготовки муниципальных учреждений образования к новому учебному году с учетом лицензионных условий и требований государственных надзорных органов. Кроме того, по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей. Поэтому считает, что именно на управлении образования лежит обязанность по оснащению приборами учета энергетических ресурсов учреждения образования округа Муром, и такая обязанность имелась у управления по состоянию на 01.01.2011г.. Представитель ответчика Управления образования администрации округа Муром (далее Управление образования) по доверенности Отмахова Г.Г. (л.д. 41) исковые требования прокурора, с учётом их уточнения, признала в полном объеме. Пояснила, что действительно в соответствии с Положением об управлении образования управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования. В связи с этим управление образования ежегодно составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. Однако в 2009 и 2010 годах расходы на установку оборудования по учету тепловой энергии и водоснабжения в смету расходов не включались и дополнительные средства на финансирование этих работ не запрашивались, эти работы стали проводиться только в 2011 году. В настоящее время управление образования этой работой занимается, в ближайшее время будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по установке приборов учета в школе № 8 в рамках реализации Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по которому управление образования выступит заказчиком. Поэтому считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов должна быть возложена на Управление образования. Представитель третьего лица МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д. 71, 73, 74). Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования к управлению образования администрации округа Муром. В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В судебном заседании установлено, что в здании МОУ «Общеобразовательная школа № 8» по состоянию на 01.01.2011 года и в настоящее время не установлены приборы учета используемых тепловой энергии и воды. По сведениям КУМИ администрации округа Муром здание школы № 8 значится в реестре муниципальной собственности, и в ней требуется установить два прибора учёта используемой тепловой энергии и два прибора учёта используемой воды. Смета на установку указанных приборов учёта энергетических ресурсов составлена в 2010 году, сметная стоимость данных работ составляет .... (л.д. 6-9, 65-69, 75). Однако в бюджете Муниципального образования округ Муром на 2010 год и на 2011 год указанные расходы по содержанию муниципального имущества не предусмотрены. Согласно п. 2 ст. 125, п.п. 1 и 2 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов, а в случаях и порядке, предусмотренных актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица и граждане. Так, решением Совета народных депутатов округа Муром от 05.08.2009 г. № 855 утвержден Устав округа Муром, в соответствии с п.1.4 ст. 44 которого к компетенции администрации относятся управление муниципальной собственностью. Согласно ст. 45 Устава органами администрации являются созданные в соответствии со структурой органов местного самоуправления округа самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округом. Решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27.10.2009 г. утверждено Положение об управлении образования администрации округа Муром, в соответствии с которым Управление образования является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. В соответствии с п. 4.7.5 Положения об управлении образования управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории. По поручению Главы округа выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п. 4.9 Положения). Финансово-хозяйственную деятельность управление образования осуществляет в соответствии с утвержденной сметой расходов. В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей. То есть, Муниципальное образование округ Муром в лице Совета народных депутатов округа Муром делегировало исполнительные и распорядительные полномочия администрации округа Муром в сфере образования, включая правомочия собственника муниципального имущества, управлению образования администрации округа Муром. Следовательно, управление образования, будучи структурным подразделением администрации округа Муром со статусом юридического лица, наделённое специальными полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении муниципального имущества в сфере образования, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Из Положения об управлении образования следует, что именно оно обязано осуществлять функции по содержанию муниципального имущества, используемого в сфере образования на территории округа Муром, в том числе путём установки приборов учета энергетических ресурсов в средней школе № 8. Принимая во внимание, что приборы учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения не были установлены в школе № 8 в предусмотренный законом срок – до 1 января 2011 года, и каких-либо действий по обеспечению школы такими приборами учёта управление образования заблаговременно не предпринимало, обращения в адрес Главы округа Муром о дополнительном выделении денежных средств на установку приборов учета имели место только в 2011 году, в связи с чем в июне 2011 года внесены изменения в муниципальный заказ управления образования на 2012 год (л.д. 26-29), суд приходит к выводу о том, что именно со стороны управления образования имело место незаконное бездействие, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок здания МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» приборами учёта потребляемой воды и тепловой энергии, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств. Представитель ответчика управления образования по доверенности Отмахова Г.Г. подтвердила, что ни в 2009 году, ни в 2010 году, управление образования не включало в смету расходов выполнение указанных работ, и не запрашивало на них дополнительное финансирование. В силу ст. 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом. В данном случае защита гражданских прав возможна путем возложения обязанности по установке приборов учета и введению их в эксплуатацию, как предусмотрено в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Детализация обязанности по установке приборов учёта (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений - это исключительная компетенция органов местного самоуправления. Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, признания иска представителем управления образования, суд полагает, что обязанность по установке приборов учёта энергетических ресурсов в МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» должна быть возложена на управление образования администрации округа Муром. К тому же, как следует из объяснений представителей ответчиков и материалов дела, финансирование проведения данных работ будет осуществляться в рамках Федеральной программы модернизации региональных систем общего образования, из федерального бюджета путём предоставления субсидий бюджету Владимирской области и дальнейшего перераспределения субсидий бюджетам муниципальных образований посредством перечисления денежных средств непосредственно главному распорядителю бюджетных средств муниципального образования в этой сфере, то есть управлению образования (л.д. 44-58, 79-86). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром удовлетворить. Признать незаконным бездействие управления образования администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок - до 1 января 2011 года здания МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8», расположенного по адресу: ...., приборами учёта потребляемой холодной воды и тепловой энергии. Обязать управление образования администрации округа Муром установить в помещении МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8», расположенном по адресу: .... два прибора учёта потребляемой холодной воды и два прибора учёта тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию в срок до 01 декабря 2011 года. В удовлетворении иска Муромского городского прокурора в интересах Муниципального образования округ Муром о признании незаконным бездействия администрации округа Муром и возложении на администрацию округа Муром обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов в здании МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 8» отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Т.Н. Карева