11 августа 2011 года город Муром Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Беловой Л.А., при секретаре Касаткиной Ю.И., с участием помощника Муромского городского прокурора Епифановой Н.А., представителя ответчика Управления образования администрации округа Муром - Отмаховой Г.Г., действующей на основании доверенности, рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округа Муром к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром о признании незаконными бездействия и возложении обязанности по совершению действий, у с т а н о в и л: Муромский городской прокурор, действующий в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с иском к администрации округа Муром, Управлению образования администрации округа Муром и просит: - признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения (далее – МДОУ) «Детский сад № 53», расположенного по адресу: .... приборами учёта потребляемой холодной воды и тепловой энергии; - обязать администрацию округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 53» 1 (один) прибора учёта тепловой энергии и 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств; - обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 53» 1 (один) прибора учёта тепловой энергии и 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путём заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 15 ноября 2011 года. Определением Муромского городского суда по ходатайству администрации округа Муром к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление образования администрации округа Муром. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки Муромской городской прокуратурой установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не установлены в детском саде приборы учёта тепловой энергии и водоснабжения. Бездействие со стороны администрации округа Муром и необорудование здания МДОУ «Детский сад № 53» приборами учёта может привести к излишнему расходованию средств муниципального бюджета. В результате нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств. Прокурор Епифанова Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Представитель ответчика администрации округа Муром Чуцков А.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что с иском не согласен, считает, что от имени муниципального образования права собственника, в частности по содержанию здания и помещения, где располагается детский сад, осуществляет Управление образования администрации округа Муром. Эти обязанности закреплены в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром», утвержденном 27 октября 2009 г. Решением Совета народных депутатов округа Муром за № 898. Соответственно надлежащим ответчиком по данному иску будет Управление образования администрации округа Муром. Представитель ответчика Управления образования администрации округа Муром (далее – Управление) - Отмахова Г.Г. исковые требования признала в полном объёме. Пояснила суду, что Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром. На Управление Положением «Об управлении образования администрации округа Муром» и другими нормативными актами возложены административно-распорядительные функции в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении детских садов. Каждый год Управление составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. В 2009 и 2010 годах в смету расходов не были включены расходы на установку оборудования по учёту тепловой и электрической энергии, не запрашивались дополнительные средства на финансирование этих работ. Эта работы стали проводиться только в 2011 году. Считает, что обязанность по установке счётчиков должна быть возложена на Управление. Этой работой они фактически занимаются, муниципальные контракты, в которых Управление выступает заказчиком, заключены. Заявки на дополнительное финансирование направлены. Постановлением Главы округа Муром внесены изменения в муниципальный заказ. Представитель третьего лица МДОУ «Детский сад № 53» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования Муромского городского прокурора, обратившегося в интересах муниципального образования округа Муром, подлежащими удовлетворению в части признания незаконным бездействие Управления образования округа Муром, выразившегося в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 г. здания МДОУ «Детский сад № 53» приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии и обязании Управления образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ «Детский сад № 53» 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения и 1 (один) прибор учёта тепловой энергии и введение их в эксплуатацию в срок не позднее 15 ноября 2011 г. В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат. В судебном заседании из объяснений сторон, письменных материалов дела усматривается, что Муромской городской прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установлено, что в здании МДОУ «Детский сад № 53» не установлены приборы учёта тепловой и электрической энергии. К моменту рассмотрения дела в суде Управлением образования администрации округа Муром заключены муниципальные контракты на установку приборов учёта, согласно которым работы должны быть проведены в срок до 15 сентября 2011 г. с оплатой работ не позднее 4 квартала 2012 г. Постановлением Главы округа Муром от 17 июня 2011 г. № 1774 в целях обеспечения эффективного расходования средств местного бюджета внесены изменения в муниципальный заказ Управления образования округа Муром на 2012 год. В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию до 1 января 2011 г. Установлено, что здание МДОУ «Детский сад № 53» является муниципальной собственностью, находятся в оперативном управлении юридических лиц. Согласно частям 1,2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. В соответствии со статьёй 24 Устава округа Муром, утверждённого решением Совета народных депутатов округа Муром от 5.08.2009 № 855, органами местного самоуправления округа Муром Владимирской области являются: Совет народных депутатов округа Муром, Глава округа - глава администрации округа Муром, администрация округа. В соответствии со статьёй 42 Устава округа Муром и пунктом 1.4 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью округа Муром», утверждённого решением Совета народных депутатов округа Муром от 29.10.2001 № 109 к компетенции администрации округа Муром относится управление муниципальной собственностью. Статья 43 Устава округа Муром даёт понятие органов администрации -структурных подразделений, согласно которой органами администрации являются самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренные законом о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округа. Таким образом, администрация округа Муром делегировала исполнительные и распорядительные полномочия органа местного самоуправления в сфере образования Управлению образования администрации округа Муром, закрепив их в Положении «Об управлении образования администрации округа Муром» (далее – Положение) утвержденном 27 октября 2009 г. решением Совета народных депутатов округа Муром № 898. Согласно пунктам 1.1, 1.3 Положения Управление образования администрации округа Муром является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом. Управление может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии с п.4.7.5 Положения Управление обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории. Таким образом, Управление образования, являющееся структурным подразделением органа местного самоуправления (администрации), является надлежащим ответчиком и в силу выше указанных нормативных актов несёт обязанности собственника в части установки приборов учёта в детском дошкольном учреждении № 53. Поскольку приборы учёта не были установлены в предусмотренный законом срок (не позднее 1 января 2011 г.), а те действия, которые совершены Управлением, как то: направление писем Главе округа Муром о дополнительном выделении денежных средств в бюджет на установку приборов учёта, были совершены лишь в 2011 году, то со стороны Управления образования администрации округа Муром, как распорядителя бюджетных средств, усматривается незаконное бездействие. Из объяснений представитель ответчика Управления образования - Отмаховой Г.Г. следует, что ни в 2009, ни в 2010 году Управление не запланировало в смету расходов указанные работы, не запрашивало на них и дополнительное финансирование. В силу статьи 12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путём исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом. В данном случае защита гражданских прав возможна путём возложения обязанности по установке приборов учёта и введению их в эксплуатацию, как предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Детализация обязанности по установке приборов учета (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений - это исключительная компетенция органов местного самоуправления. Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, признания иска Управлением образования, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в части. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Муромского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования округа Муром, удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие Управления образования администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53», расположенного по адресу: .... приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии. Обязать Управление образования администрации округа Муром установить в помещении Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53», расположенного по адресу: .... 1 (один) прибор учёта холодного водоснабжения, 1 (один) прибор учёта тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию в срок не позднее 15 ноября 2011 года. В части признания незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в неоснащении в установленный законом срок до 1 января 2011 года здания Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 53», расположенного по адресу: .... приборами учёта потребляемой холодной воды, тепловой энергии и возложения обязанностей по установке в помещении указанного дошкольного учреждения приборов учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения и введения их в эксплуатацию путём выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств - отказать. На решение сторонами, другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 16 августа 2011 года. Судья Л.А. Белова