Дело № 2-1288/2011 г. И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 05 августа 2011 года. председательствующего судьи Бабеншевой Е.А. при секретаре Царёвой Е.А. с участием помощника прокурора Епифановой Н.А. представителя ответчика Отмаховой Г.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округ Муром к администрации округа Муром и управлению образования администрации округа Муром о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов, У С Т А Н О В И Л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования округа Муром, обратился в суд с иском к администрации округа Муром, управлению образования администрации округа Муром и, уточнив исковые требования, просит: 1) признать незаконным бездействие администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок до 01 января 2011 года здания МДОУ«Детский сад № 6» приборами учета потребляемой холодной воды и тепловой энергии; 2) обязать администрацию округа Муром установить в помещении МДОУ«Детский сад № 6» один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем выполнения обязанностей в части финансирования и контроля за расходованием бюджетных средств; 3) обязать управлением образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ«Детский сад № 6» один прибор учёта тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения и ввести их в эксплуатацию путем заключения муниципального контракта, контроля за выполнением и окончанием работ в срок не позднее 01декабря 2011 года (л.д.50-54). В обоснование требований Муромский городской прокурор в исковом заявлении указал, и помощник прокурора Епифанова Н.А. суду пояснила, что в ходе проведенной Муромской городской прокуратурой проверки соблюдения законодательства об энергосбережении органами местного самоуправления установлен факт несоблюдения администрацией округа Муром в результате бездействия требований действующего законодательства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно, в МДОУ«Детский сад № 6» в предусмотренный законом срок – до 01января 2011 года и в настоящее время не установлены приборы учета тепловой энергии и водоснабжения. По сведениям управления образования администрации округа Муром в детском саду необходимо установить один прибор учета тепловой энергии и один прибор учёта холодного водоснабжения. Не оборудование администрацией округа Муром здания детского сада приборами учёта может привести к излишнему перерасходованию средств муниципального бюджета, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств. Поскольку в силу требований Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов возложена на собственников зданий, а в соответствии с Уставом округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром от 25.08.2009 г. № 855, администрация округа Муром осуществляет полномочия по управлению муниципальной собственностью и является уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных нужд для муниципальных заказчиков округа Муром, считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов в части финансирования и размещения муниципального заказа должна быть возложена на администрацию округа Муром. В соответствии с Положением об управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27 октября 2009 года, и по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», полагает, что на управление образования должна быть возложена обязанность по установке в детском саду приборов учета энергетических ресурсов путем заключения муниципального контракта и контроля за выполнением и окончанием работ. В целях эффективного расходования бюджетных средств иск предъявлен прокурором в интересах муниципального образования округ Муром. Представитель ответчика администрации округа Муром в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представив отзыв по иску, согласно которому исковые требования не признает. В обоснование возражений указал, что администрация округа Муром является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Положением об управлении образования администрации округа Муром, утвержденным решением Совета народных депутатов округа Муром от 27 октября 2009 года № 898, управление образования администрации округа Муром осуществляет обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечение своевременной и качественной подготовки муниципальных учреждений образования к новому учебному году с учетом лицензионных условий и требований государственных надзорных органов. Кроме того, по поручению Главы округа Муром управление образования выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей. Поэтому считает, что именно на управлении образования лежит обязанность по оснащению приборами учета энергетических ресурсов учреждения образования округа Муром (л.д.76-79). Представитель ответчика управления образования администрации округа Муром Отмахова Г.Г., действующая на основании доверенности (л.д.49), против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив, что в соответствии с Положением об управлении образования управление является самостоятельным структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования, в том числе по содержанию муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений образования. В связи с этим управление образования ежегодно составляет смету расходов в пределах выделенной суммы. Однако в 2009 и 2010 годах расходы на установку оборудования по учету тепловой энергии и водоснабжения в смету расходов не включались и дополнительные средства на финансирование этих работ не запрашивались, эти работы стали проводиться только в 2011 году. В настоящее время управление образования занимается данной работой, в ближайшее время будет заключен муниципальный контракт на выполнение работ по установке приборов учета в детском саду в рамках реализации Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», по которому управление образования выступит заказчиком. Поэтому считает, что обязанность по установке приборов учета энергетических ресурсов должна быть возложена на управление образования. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МДОУ«Детский сад № 6» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, оставляя иск на усмотрение суда (л.д.75). Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования к управлению образования администрации округа Муром. В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В судебном заседании установлено, что в здании МДОУ«Детский сад № 6» по состоянию на 01 января 2011 года и в настоящее время не установлены приборы учета используемых тепловой энергии и воды (л.д.5-6). По сведениям Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром здание МДОУ«Детский сад № 6» значится в реестре муниципальной собственности, в котором требуется установить один прибор учёта используемой тепловой энергии и один прибор учёта используемой воды (л.д.7-8). Смета на установку указанных приборов учёта энергетических ресурсов составлена в 2010 году (л.д.36-41). Однако в бюджете Муниципального образования округ Муром на 2010 год и на 2011 год указанные расходы по содержанию муниципального имущества не предусмотрены. Согласно п.2 ст.125, п.1 и п.2 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов, а в случаях и порядке, предусмотренных актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать юридические лица и граждане. Решением Совета народных депутатов округа Муром от 05.08.2009 г. №855 утвержден Устав округа Муром, в соответствии с п.1.4 ст.44 которого к компетенции администрации относятся управление муниципальной собственностью. Согласно ст.45 Устава органами администрации являются созданные в соответствии со структурой органов местного самоуправления округа самостоятельные структурные подразделения, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления округом. Решением Совета народных депутатов округа Муром № 898 от 27.10.2009 г. утверждено Положение об управлении образования администрации округа Муром, в соответствии с которым управление образования является структурным подразделением администрации округа Муром, осуществляющим управление и контроль в сфере образования. Управление образования является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. В соответствии с п.4.7.5 Положения об управлении образования управление образования обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории. По поручению Главы округа выступает субъектом муниципального заказа в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (п.4.9 Положения). Финансово-хозяйственную деятельность управление образования осуществляет в соответствии с утвержденной сметой расходов. В этих целях управление образования организует рациональное и экономное расходование государственных средств, выделяемых на содержание управления, а также обеспечение сохранности основных фондов и товарно-материальных ценностей. Муниципальное образование округ Муром в лице Совета народных депутатов округа Муром делегировало исполнительные и распорядительные полномочия администрации округа Муром в сфере образования, включая правомочия собственника муниципального имущества, управлению образования администрации округа Муром. Следовательно, управление образования, будучи структурным подразделением администрации округа Муром со статусом юридического лица, наделённое специальными полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении муниципального имущества в сфере образования, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Из Положения об управлении образования следует, что именно оно обязано осуществлять функции по содержанию муниципального имущества, используемого в сфере образования на территории округа Муром, в том числе путём установки приборов учета энергетических ресурсов в детском саду № 6. Принимая во внимание, что приборы учёта тепловой энергии и холодного водоснабжения не были установлены в детском саду № 6 в предусмотренный законом срок – до 01 января 2011 года, и каких-либо действий по обеспечению детского сада такими приборами учёта управление образования заблаговременно не предпринимало, обращения в адрес Главы округа Муром о дополнительном выделении денежных средств на установку приборов учета имели место только в 2011 году, в связи с чем внесены изменения в муниципальный заказ управления образования. Суд полагает, что именно со стороны управления образования имело место незаконное бездействие, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок здания МДОУ«Детский сад № 6» приборами учёта потребляемой воды и тепловой энергии, в результате чего нарушается право муниципального образования на результативное и эффективное использование бюджетных средств. В силу ст.12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом. В данном случае защита гражданских прав возможна путем возложения обязанности по установке приборов учета и введению их в эксплуатацию, как предусмотрено в Федеральном законе от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Детализация обязанности по установке приборов учёта (финансирование работ, контроль за бюджетными средствами, заключение муниципального контракта, контроль за выполнением и окончанием работ) не требуется, так как совершение указанных действий не предусмотрено законом в качестве способа защиты нарушенных прав. Кроме того, принятие бюджета и внесение в него изменений является исключительной компетенцией органов местного самоуправления. Суд полагает, что обязанность по установке приборов учёта энергетических ресурсов в МДОУ«Детский сад № 6» должна быть возложена на управление образования администрации округа Муром. С учетом изложенного и на основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округ Муром удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие управления образования администрации округа Муром, выразившееся в не оснащении в установленный законом срок - до 01 января 2011 года здания МДОУ«Детский сад № 6», расположенного по адресу: ...., ...., приборами учёта потребляемой холодной воды и тепловой энергии. Обязать управление образования администрации округа Муром установить в помещении МДОУ«Детский сад № 6», расположенном по адресу: ...., один прибор учёта потребляемой холодной воды и один прибор учёта тепловой энергии и ввести их в эксплуатацию в срок не позднее 01 декабря 2011 года. В удовлетворении иска Муромского городского прокурора в интересах муниципального образования округ Муром о признании незаконным бездействия администрации округа Муром и возложении на администрацию округа Муром обязанности по установке приборов учёта энергетических ресурсов в здании МДОУ«Детский сад № 6» отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 10 августа 2011 года. Судья Е.А. Бабеншева