Дело № 2-1686/2011г. И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 28 сентября 2011 года. Муромский городской суд Владимирской области в составе: председательствующего судьи Бабеншевой Е.А. при секретаре Царевой Е.А. с участием помощника Муромского городского прокурора Лейкиной Ю.Н. представителей ответчиков Юньковой Ю.С. и Чуцкова А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора к муниципальному образованию округа Муром в лице администрации округа Муром, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром, У С Т А Н О В И Л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному образованию округа Муром в лице администрации округа Муром и просит обязать администрацию округа Муром ликвидировать незаконно размещенные отходы, расположенные с западной стороны садового товарищества (данные изъяты), расположенного с левой стороны по пути следования из микрорайона ..... Судом привлечено к участию в деле в качестве соответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром. В обоснование требований Муромский городской прокурор в исковом заявлении указал, что Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, которой установлено, что с западной стороны садового товарищества (данные изъяты) на землях, находящихся в ведении муниципального образования округа Муром, расположено несанкционированное место размещения твердых бытовых отходов. В полномочия органов местного самоуправления городских округов входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к компетенции администрации относится благоустройство и озеленение территории округа, организация утилизации и переработки бытовых отходов. Согласно п.12 ст.17 Правил благоустройства и содержания территорий в округе Муром, утвержденных решением Совета народных депутатов округа Муром № 1124 от 28.09.2010 г., ликвидация несанкционированных свалок производится виновными в их организации хозяйствующими субъектами или физическими лицами за свой счет, а при невозможности их выявления -владельцами (пользователями) территории в сроки, установленные уполномоченными органами. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой нарушение установленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку создает угрозу жизни и здоровью граждан, что может стать причиной возникновения пожара (л.д.3-5). В судебном заседании прокурор Лейкина Ю.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить, обязав администрацию округа Муром ликвидировать незаконно размещенные отходы. Представитель ответчика администрации округа Муром Юнькова Ю.С., действующая на основании доверенности (л.д.77), возражала против исковых требований, указав, что администрация округа Муром является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия, связанные с ликвидацией отходов делегированы Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром, которому на указанные цели выделяются денежные средства. Представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром Чуцков А.А., действующий на основании доверенности (л.д.78), исковые требования признал, пояснив, что согласно Правилам благоустройства и содержания территорий округа Муром ликвидация отходов должна осуществляться администрацией, однако данные полномочия осуществляет Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром. В настоящее время денежные средства отсутствуют, в связи с чем обязуются ликвидировать незаконно размещенные отходы в срок до 01декабря 2011 г. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром. В соответствии со ст.51 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. Согласно ст.22 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (ред. от 18.07.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. На основании ст.13 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. (ред. от 18.07.2011) «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. В соответствии со ст.12 указанного Федерального закона создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. В силу п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (ред. от 25.07.2011) к вопросам местного значения городского округа относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. На основании ч.3 ст.8 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии со ст.44 Устава округа Муром, утвержденного решением Совета народных депутатов округа Муром № 855 от 25.08.2009 г., к компетенции администрации относится благоустройство и озеленение территории округа, организация утилизации и переработки бытовых отходов. Согласно п.12 ст.17 Правил благоустройства и содержания территорий в округе Муром, утвержденных решением Совета народных депутатов округа Муром № 1124 от 28.09.2010 г. ликвидация несанкционированных свалок производится виновными в их организации хозяйствующими субъектами или физическими лицами за свой счет, а при невозможности их выявления -владельцами (пользователями) территории в сроки, установленные уполномоченными органами. Муниципальное образование округ Муром в лице Совета народных депутатов округа Муром согласно п.2 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром делегировало полномочия администрации округа Муром по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства по качественному обеспечению жилищными и коммунальными услугами потребителей и надежному функционированию экономики округа Муром; формированию условий, обеспечивающих наиболее эффективное использование имеющегося производственного потенциала жилищно-коммунального хозяйства округа, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром (л.д.16-19). Следовательно, Управление жилищно-коммунального хозяйства, является структурным подразделением администрации округа Муром со статусом юридического лица, наделённое специальными полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении муниципального имущества в сфере жилищно-коммунального хозяйства, является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Из п.3.1 указанного Положения следует, что именно Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром обязано осуществлять функции по взаимодействию с органами и структурными подразделениями администрации области, организациями жилищно-коммунального хозяйства по вопросам функционирования, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, в том числе и по вопросам, связанным с ликвидацией незаконно размещенных отходов. В соответствии с п.3.7 Положения Управление осуществляет функции распорядителя денежных средств в части использования бюджетных средств, направляемых на финансирование жилищно-коммунального комплекса, в том числе по федеральным и областным целевым программам, осуществление в пределах компетенции управления, контроля за их расходованием и освоением. Согласно ст.158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; составляет обоснования бюджетных ассигнований; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета. Также из материалов дела следует, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром является заказчиком по муниципальному контракту на ликвидацию отходов (л.д.88, 89). Факт незаконно размещенных отходов, расположенных с западной стороны садового товарищества (данные изъяты) находящегося с левой стороны по пути следования из микрорайона ...., подтверждается материалами дела, а именно: актом проверки от 29.07.2011 г. (л.д.6), фотографиями (л.д.7-8) и не оспаривается ответчиками. Суд полагает, что именно со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства имело место бездействие по ликвидации незаконно размещенных отходов, расположенных с западной стороны садового товарищества (данные изъяты) находящегося с левой стороны по пути следования из микрорайона ..... В силу ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В судебном заседании представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром обязался исполнить действия по ликвидации незаконно размещенных отходов, однако в связи с отсутствием в настоящее время дополнительных средств, просил установить срок до 01декабря 2011 г. В связи с чем, суд, с учетом мнения прокурора, считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан ликвидировать незаконно размещенные отходы, в срок до 01декабря 2011 г., полагая, что такой срок является разумным и наиболее отвечающим интересам сторон. В силу ст.12 ГК РФ зашита гражданских прав осуществляется путем исполнения обязанности в натуре или иным способом, предусмотренным законом. В данном случае защита гражданских прав возможна путем возложения обязанности по ликвидации незаконно размещенных отходов. Суд полагает, что данная обязанность должна быть возложена на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром. С учетом изложенного и на основании ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации округа Муром ликвидировать незаконно размещенные отходы, расположенные с западной стороны садового товарищества (данные изъяты), находящегося с левой стороны по пути следования их микрорайона ...., в срок до 01 декабря 2011 года. В удовлетворении иска Муромского городского прокурора к администрации округа Муром – отказать. На решение могут быть принесены кассационные жалобы или представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 03 октября 2011 года. Судья Е.А. Бабеншева