Решение № 2-1613/11 от 31.10.11 г. о взыскании денежных средств.



Дело № 2-1613/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года г. Муром Владимирской области

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Кротова С.Л.

при секретаре Луниной М.Н.,

с участием прокурора Крыловой Т.М.,

представителей ответчиков:

Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Жесткова А.С.,

Управления здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области Карпова Д.А.,

представителя третьего лица Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области Туткушбаевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области о взыскании .....,

У С Т А Н О В И Л :

Муромский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области и Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области о взыскании .....

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Муромской городской прокуратурой проверки установлено, что Малхасян С.Р. является (данные изъяты). С августа 2010 года Московским научно-исследовательским институтом им. П.А. Герцена Малхасяну С.Р. назначено лечение препаратом (данные изъяты)

Данный препарат не включен в «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006 г. № 665. В связи с чем Малхасян С.Р. не имеет возможности использовать предоставленное ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 -ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счёт федерального бюджета.

Поэтому он вынужден был приобретать лекарственные препараты на свои денежные средства, в результате чего понёс расходы в сумме .....

Однако обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производить независимо от наличия права истца на бесплатное
получение препаратов за счет федерального бюджета.

В связи с этим Муромский городской прокурор просил взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области в пользу Малхасяна С.Р. .... (л.д.90-92).

В судебном заседании прокурор Крылова Т.М. исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения администрации Владимирской области Жестков А.С. иск не признал, указывая, что Департамент здравоохранения не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия в сфере обеспечения лекарственными средствами лиц, нуждающихся в экстренной медицинской помощи, законодательством возложены на органы местного самоуправления. Поэтому заявленная прокурором сумма должна быть взыскана с Управления здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области.

Представитель ответчика Управления здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области Карпов Д.А., иск не признал, указывая, что Управление здравоохранения ежеквартально получает из Департамента здравоохранения администрации Владимирской области денежные средства на приобретение необходимых лекарственных средств, которые затем перечисляет в соответствующие муниципальные учреждения здравоохранения. Поэтому именно Департамент здравоохранения администрации Владимирской области, не выполнивший требований Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. №890 в части обеспечения Малхасяна С.Р. необходимыми лекарствами, является надлежащим ответчиком по иску прокурора.

Представитель третьего лица Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области Туткушбаева Н.А. считает требования прокурора необоснованными, указывая, что хотя Департамент здравоохранения администрации Владимирской области и является главным распорядителем средств областного бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, однако, заявленная прокурором сумма должна быть взыскана с Управления здравоохранения администрации округа Муром, которое обязано участвовать в софинансировании указанных расходов.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 20 Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, включая меры социального характера.

В соответствии со ст. 26.3.1. Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения» утверждены перечни групп населения и виды заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача бесплатно без ограничений в части ассортимента. Финансирование расходов по оплате лекарственных средств осуществляется за счёт средств субъекта Российской Федерации и иных источников, привлекаемых на эти цели.

Согласно ст. 20.1. Основ законодательства об охране здоровья (введена Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ) Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая определяет условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. Территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2010 г. № 782 утверждена «Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» (далее – Программа).

Согласно разделу III Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно разделу II Программы территориальная программа включает в себя перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в связи с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых «лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Губернатора от 24.01.2011 г. № 23 утверждена Программа государственных гарантий оказания населению Владимирской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год. В соответствии с пунктом 3.4. данной Программы за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и в соответствии с Законом Владимирской области «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан Во владимирской области» обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами отдельные категории граждан при оказании амбулаторной медицинской помощи в порядке, установленном постановлением Губернатора Владимирской области от 21.01.2005 г. № 22.

Согласно статье 57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ (ред. от 03.06.2011) «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» больные, страдающие онкологическими заболеваниями, обеспечиваются бесплатно лекарственными средствами при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи в порядке и объемах, установленных постановлением губернатора Владимирской области.

Указанным выше постановлением Губернатора № 22 от 21.01.2005 г. утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения лекарственными средствами за счет средств областного бюджета. Согласно

Указанному Положению Департамент здравоохранения администрации области по согласованию с Департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление
мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения лекарственными средствами, указанные денежные средства перечисляются в виде субвенций муниципальным образованиям в лице управлений здравоохранения, которые распределяют их среди учреждений здравоохранения. Последние должны заключить договоры с аптечными учреждениями об отпуске отдельным категориям граждан лекарственных средств бесплатно по рецептам врача, выписанным в установленном порядке (пункты 4,6,7,9, 10, 13 Положения).

Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.02.2006 г. № 489-ВС при одновременно наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

Судом установлено, что Малхасян С.Р. является (данные изъяты). С августа 2010 года Московским научно-исследовательским институтом им. П.А. Герцена Малхасяну С.Р. назначено лечение препаратом (данные изъяты)

Данный препарат не включен в «Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 18.09.2006 г. № 665. В связи с чем Малхасян С.Р. не имеет возможности использовать предоставленное ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178 -ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами за счёт федерального бюджета.

17 декабря 2010 года (данные изъяты) Малхасяну СР. назначено дальнейшее лечение с помощью препарата (данные изъяты). Данное назначение подтверждено (данные изъяты). Однако в выдаче рецепта на бесплатное получение лекарства МУЗ «МГБ № 3» было отказано по причине отсутствия финансирования.

Исходя из приведенных выше норм действующего законодательства, суд считает, что Малхасян С.Р. вправе получать назначенное лекарственное средство за счёт бюджета Владимирской области. Причем обеспечение лекарственными средствами за счет бюджета субъекта РФ должно производиться независимо от наличия права истца на бесплатное получение препаратов за счет федерального в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Иное применение указанных нормативных правовых актов означает снижение уровня гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции РФ, Основ законодательства об охране здоровья которые не содержат каких-либо ограничений в области охраны здоровья граждан, проживающих на территории Владимирской области.

В связи с тем, что Малхасян С.Р. не был обеспечен вышеуказанным лекарством в достаточном количестве, он был вынужден приобретать лекарство за наличный расчёт в сумме ....., поскольку ежедневное употребление препарата является для него жизненно необходимым (л.д. 29).

В июне 2011 года Малхасяну СР. также было отказано в выписке бесплатного рецепта, поэтому 11 июля 2011 года он приобрёл указанное лекарственное средство еще на ..... (л.д. 34). Таким образом, всего Малхасяном С.Р. было приобретено необходимого ему лекарственного средства на сумму .....

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Поскольку Малхасян СР. был вынужден нести расходы в связи с необеспечением его лекарственными средствами, то иск Муромского городского прокурора к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, как к главному распорядителю средств областного бюджета, не выполнившему требований Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. №890 в части обеспечения Малхасяна С.Р. необходимыми лекарствами, о взыскании ..... в возмещение расходов на приобретение лекарства за счёт средств бюджета Владимирской области подлежит удовлетворению.

Доводы представителя Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в обоснование возражений по иску являются несостоятельными и не могут быть положены в основу решения суда, поскольку в результате необеспечения Малхасяна С.Р. указанным лекарственным средством нарушаются его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст.ст. 39, 41 Конституции РФ.

В связи с тем, что прокурором не предъявлено к Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области каких-либо материально-правовых требований, то иск в этой части удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Муромского городского прокурора в интересах Малхасяна С.Р. к Департаменту здравоохранения администрации Владимирской области удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения администрации Владимирской области в пользу Малхасяна С.Р. за счёт средств бюджета Владимирской области в возмещение расходов на приобретение лекарственных средств ....

Муромскому городскому прокурору в удовлетворении иска в интересах Малхасяна С.Р. к Управлению здравоохранения администрации округа Муром Владимирской области отказать.

На решение сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья С.Л. Кротов