Дело № 2-2515/2011г. Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 03 декабря 2011 года. Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бабеншевой Е.А. при секретаре Царевой Е.А. с участием помощника Муромского городского прокурора Филатовой С.М. заявителя Киренковой В.А. представителей заинтересованных лиц Мишиной Ю.С., Карпова Д.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Киренковой В.А. о признании незаконными и отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 30 ноября 2011 года о создании избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, У С Т А Н О В И Л: Киренкова В.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области по одномандатному избирательному округу № 10, обратилась в суд с заявлением и просит: признать незаконными и отменить постановления Территориальной избирательной комиссии округа Муром Владимирской области от 30.11.2011г. об образовании избирательных участков на территории филиала Московского психолого-социального института г.Мурома, Муромского института филиала Владимирского государственного университета г.Мурома, ОАО «Муромский хлебокомбинат», МУП «Тепловые сети», МУП «Городская электросеть», МУП «Водопровод и канализация». В обоснование заявленных требований указала, что обжалуемыми постановлениями Территориальной избирательной комиссии округа Муром ( далее ТИК) от 30.11.2011г. для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей образованы указанные избирательные участки со ссылкой на ч.4 ст.13 Федерального закона « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Данная норма закона предусматривает создание избирательных участков по месту временного пребывания избирателей, например, больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы и прочее, то есть такие места, нахождение в которых объективно исключает возможность избирателя проголосовать по месту жительства. По мнению заявителя, к таким местам временного пребывания не могут быть отнесены те организации, на территории которых организованы избирательные участки обжалуемыми постановлениями. Работники предприятий, работники и студенты институтов имеют возможность проголосовать на своем избирательном участке или воспользоваться открепительным удостоверением, с помощью которого избиратель имеет возможность проголосовать в любом удобном для него избирательном участке. Графики работы указанных организаций были искусственно изменены приказами руководителей с целью совмещения со временем голосования. Вопрос о законности такого увеличения рабочего времени находится на рассмотрении в прокуратуре области и в государственной инспекции по труду Владимирской области по заявлению регионального отделения политической партии «Коммунистическая партия РФ» ( далее КП РФ). Из содержания обжалуемых постановлений не следует, что имеются исключительные обстоятельства для создания таких избирательных участков. На территории Владимирской области проходят кроме выборов в Государственную Думу еще и выборы в Законодательное собрание Владимирской области по трем избирательным округам, в том числе и в округе Муром. Владимирский региональным отделением политической партии КП РФ выдвинут заявитель как кандидат на данных выборах. При включении избирателя в списки избирателей на избирательном участке, образованным ТИК округа Муром по месту их временного пребывания, он исключается из списков избирателей, в которые он был включен по месту своего жительства. В день голосования он получит только один избирательный бюллетень – по выборам в Государственную Думу, бюллетень по выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области им выдаваться не будет. Таким образом, будут нарушены не только активные избирательные права избирателей, но и пассивное право кандидата Киренковой В.А., а также избирательного объединения Владимирского регионального отделения политической партии КП РФ. Кроме того, указала, что избирательные комиссии на указанных избирательных участках сформированы в усеченные сроки, в связи с чем Владимирское региональное отделение политической партии КП РФ не смогло реализовать свое право предложения кандидатур в составы указанных избирательных комиссий. В судебном заседании заявитель Киренкова В.А. заявленные требования поддержала. Дополнительно пояснила, что полагает о нарушении процедуры принятия решения об образования данных избирательных участков, поскольку за согласованием по вопросу образования временных участков в Избирательную комиссию Владимирской области обращался председатель ТИК округа Муром, тогда как ТИК является коллегиальным органом и решение об обращении за согласованием должно было приниматься коллегиально. Кроме того указала, что о заседании ТИК, на котором принято решение об образовании временных избирательных участков, проходило без извещения членов ТИК с правом совещательного голоса Ф. и Х. Представители заинтересованного лица ТИК округа Мурома Мишина Ю.В. и Карпов Д.А. ( по доверенностям) против удовлетворения заявленных требований возражали. Полагают, что избирательные участки образованы в соответствии с положениями п.4 ст.13 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Основаниями для вынесения обжалуемых постановлений послужили обращения руководителей предприятий и институтов, указавших о необходимости создания таких участков в связи с непрерывностью производственного процесса в день выборов. Образование избирательных участков согласовано с Избирательной комиссией Владимирской области. Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Владимирской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть заявление в свое отсутствие, против удовлетворения требований заявителя возражает. Считает, что обжалуемые постановления вынесены в полном соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и направлены на реализацию избирательных прав граждан. Списки избирателей по избирательному участку, образованному в месте временного пребывания избирателей, составляется соответствующей избирательной комиссией на основании сведений об избирателях, представляемых руководителями организаций, в которой избиратели временно пребывают. Одновременно в участковую комиссию передаются личные заявления избирателей о включении их в список избирателей по месту временного пребывания. В список избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей при его составлении участковой избирательной комиссией включаются находящиеся в месте временного пребывания избиратели, не имеющие возможности получить открепительные удостоверения и подавшие не позднее чем за 3 дня до дня голосования личные письменные заявления о включении в данный список. Таким образом, у избирателя имеется право выбора голосовать по месту жительства или по месту временного пребывания, в последнем случае это право реализуется на основе его собственного заявления. На основании сведений об избирателях, включенных в указанный список, в списке делается соответствующая отметка, поскольку избирательные участки по месту временного пребывания предусмотрены только по выборам депутатов Государственной Думы. Таким образом, данный избиратель не лишается права принять участие в голосовании по дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Владимирской области по месту своего жительства. Законом Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не предусмотрена возможность голосования по открепительным удостоверениям, то есть не допускает возможность голосования вне места жительства. Создание избирательных участков местах временного пребывания позволяет избирателям, которые не имели возможности получить открепительные удостоверения, реализовать свое активное избирательное право хотя бы на федеральных выборах и не лишает их права участвовать в выборах депутатов Законодательного Собрания. Избиратель, включенный в список избирателей по месту временного пребывания, вправе придти в день голосования на избирательный участок по месту жительства, и участковая комиссия, удостоверившись, что он не реализовал свое избирательное право на территории временного участка, включает данного избирателя в список по месту жительства, а из списка избирателей временного участка исключается. Указал, что действующее законодательство предусматривает прием предложений в состав участковой избирательной комиссии в сокращенные сроки. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заключение прокурора, полагавшей об отказе в удовлетворении заявления, суд приходит к следующему. Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Установлено, что в ТИК округа Мурома поступили обращения директора МУП «Тепловые сети», директора МУП «Городская электросеть», директора ОАО «Муромский хлебозавод», директора МУП «Водопровод и канализация» с просьбами рассмотреть вопрос об образовании временных избирательных участков на территории данных предприятий ввиду сменного графика работы, не позволяющего работникам предприятий реализовать свое активное избирательное право по месту регистрации. Также поступили обращения директора филиала «Московского психолого-социального института» в г.Муроме, директора Муромского института ( филиала) ВлГУ о том, что в связи с непрерывностью учебного процесса, не позволяющего работникам образовательных учреждений и студентам реализовать свое активное избирательное право по месту регистрации, просят организовать временные избирательные участки на территориях институтов. Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011г. № 445 « О согласовании образования избирательных участков» на основании обращения ТИК округа Мурома согласовано образование избирательных участков в зданиях указанных предприятий и учреждений ( на территории Муромского института ( филиала) ВлГУ - два участка) для организации голосования избирателей в месте временного пребывания избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва 4 декабря 2011 года. Постановлениями ТИК округа Мурома от 30 ноября 2011 года образованы избирательные участки в местах временного пребывания избирателей соответственно: · избирательный участок № 1044 на территории МУП «Тепловые сети» по адресу: г.Муром, ул. Первомайская, 110-а ( постановление № 79/517-3); · избирательный участок № 1047 на территории Муромского института ( филиала) ВЛГУ в корпусе № 8 по адресу: г.Муром, ул.Карачаровское шоссе, д.5е ( постановление № 79/515-3); · избирательный участок № 1048 на территории Муромского института ( филиала) ВЛГУ в корпусе № 10 по адресу: г.Муром, ул.Карачаровское шоссе, д.5е ( постановление № 79/516-3); · избирательный участок № 907 на территории МУП «Городская электросеть» по адресу: г.Муром, ул.Владимирская,д.8-а ( постановление № 79/511-3); · избирательный участок № 904 на территории ОАО «Муромский хлебозавод» по адресу: г.Муром, ул.Куйбышева, д.1а ( постановление № 79/512-3); · избирательный участок № 914 на территории МУП «Водопровод и канализация» по адресу: г.Муром, ул.Владимирская, д.10-а ( постановление № 79/510-3); · избирательный участок № 1078 на территории филиала «Московского психолого-социального института» в г.Муроме по адресу: г.Муром, ул.Карачаровское шоссе, д.5д, ( постановление № 79/514-3) Постановлениями ТИК округа Мурома от 30.11.2011г. №№ 80/544-3,80/543-3,80-542-3,80/541-3,80/540-3,80/539-3,80/538-3,80/537-3,80/536-3 назначены председатели участковых комиссий. В силу п.10 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» с жалобами на решения и действия ( бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 18.05.2005г. № 51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» в местах временного пребывания избирателей ( больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, избирательные участки могут образовываться территориальной избирательной комиссией в срок, установленный ч.2 настоящей статьи, а в исключительных случаях – по согласованию с избирательной комиссией субъекта РФ не позднее, чем за три дня до дня голосования. Согласно ч.6 ст.15 указанного закона списки избирателей по избирательным участкам, образованным в местах временного пребывания избирателей ( больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и других местах временного пребывания), на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, составляются соответствующими участковыми избирательными комиссиями не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с ч.4 ст.13 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах РФ, составляются по обращениям указанных избирателей, поданным в соответствии с ч.7 ст.16 настоящего Федерального закона. Согласно постановлению Центризбиркома РФ от 10.08.2011 г. № 24/248-6 « О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва» к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания. Обжалуемыми постановлениями ТИК округа Мурома к местам временного пребывания граждан отнесены места работы и обучения избирателей, которые, по мнению заявителя, не относятся к категории мест временного пребывания лица. Вместе с тем, указанными нормативно-правовыми актами предусмотрен открытый перечень временного пребывания избирателей. Данные нормы закона направлены на обеспечение избирательных прав граждан, которые по объективным причинам не могут проголосовать по своему месту жительства либо не имеют возможности получить открепительные удостоверения. При этом суд учитывает, что данные нормы Федеральных законов находятся во взаимосвязи с положениями ч.7 ст.16 Федерального закона от 18.05.2005г. № 51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и ч.17 ст.17 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», согласно которым избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывном циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшей возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до голосования. Таким образом, оценив установленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что формирование избирательных участков по месту работы граждан на предприятиях с непрерывном циклом работы, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) не противоречит нормам федерального законодательства. Этим требованиям отвечают обжалуемые постановления, поскольку из обращений руководителей данных предприятий и организаций установлен непрерывный цикл работы с невозможностью уменьшения продолжительности рабочей смены. Так, дежурные МУП «Водопровод и канализация» 4 декабря 2011 года будут работать с 8.00 до 20.00, диспетчерские службы и аварийные бригады – круглосуточно. На ОАО «Муромский хлебокомбинат» для отдельной категории рабочих установлен сменный график работы, продолжительность рабочей смены – с 7.00 до 19.00 и с 19.00 до 7.00. На МУП « Городская элекстросеть» в день выборов организованы дежурства работников с 8.00 до 20.00 и аварийных бригад –круглосуточно. Аналогичный трудовой режим в день выборов установлен вМУП «Тепловые сети». Из заявления директора Муромского института (филиала) ВлГУ и представленных документов следует, что в период с 04.12. по 05. 12. 2011 года организовано контрольные тестирования студентов с 8.30. до 19.30. Также судом обозрен список избирателей, находящихся в институте по месту временного пребывания, количество которых по двум временным избирательным участкам составляет 2987 и 1992 человек. Список представлен в ТИК и подписан руководителем института. Из заявления директора филиала «Московского психолого-социального института» в г.Муроме следует, что директор сообщает о непрерывности учебного процесса, который не позволяет работникам учреждения и студентам заочной формы обучения реализовать свое активное избирательное право по месту регистрации. К заявлению в ТИК представлены документы, подтверждающие, что 4 декабря 2011 года включен в период учебной сессии института. Также судом обозрен список избирателей, находящихся в институте по месту временного пребывания, количество которых составляет 1106 человек. Список представлен в ТИК и подписан руководителем института. Нарушения каких-либо прав заявителя обжалуемыми постановлениями не установлено. Избирательные участки открыты на доступных для входа избирателей и наблюдателей местах, что обеспечивает возможность их участия и контроля за работой, в том числе и общественных наблюдателей, а целью их создания является обеспечение гарантированного избирательного права работников и студентов указанных организаций. Законом Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» не предусмотрена возможность голосования по открепительным удостоверениям, и не допускается возможность голосования вне места жительства. Избирательные участки по месту временного пребывания, образованные обжалуемыми постановлениями, предназначены исключительно для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, созданы в соответствии с указанными Федеральными законами, и являются дополнительными гарантиями для реализации избирательных прав граждан и не означают невозможность избирателя принять участие в выборах депутатов Законодательного Собрания Владимирской области по месту своего жительства. Действующее избирательное законодательство позволяет создавать избирательные участки не позднее чем за три дня до дня голосования ( ч.4 ст.13 Федерального закона от 18.05.2005г. № 51-ФЗ « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»), а также участковые избирательные комиссии в те же сроки – не позднее чем за три до дня голосования ( ч.4 ст.21 указанного закона). Следовательно, действия ТИК округа Мурома по созданию участков и формированию комиссий в сокращенные сроки соответствуют закону. О данном исключении из общих требований указано и в п.8.4 постановления Центризбиркома РФ от 10.08.2011 г. № 24/248-6 « О Методических рекомендациях по организации голосования в местах временного пребывания избирателей при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва», согласно которому допускается прием предложений в состав УИК в сокращенные сроки. Доводы заявителя о том, что нарушена процедура принятия обжалуемых постановлений суд находит необоснованными. Согласно п.8 ст.19 Закона Владимирской области от 13.02.2003г. № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» председатель избирательной комиссии осуществляет полномочия: представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления, другими избирательными комиссиями, политическими партиями, общественными объединениями, их должностными лицами, а также с иными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, без доверенности действует от имени избирательной комиссии; Следовательно, обратившись в Избирательную комиссию Владимирской области по вопросу согласования временных избирательных участков, председатель ТИК округа Мурома действовал в пределах своих полномочий. Кроме того, согласование утверждено постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 30.11.2011г. № 445, законность которого заявителем не оспаривается. Обжалуемые постановления опубликованы 30.11.2011 г. в электронном средстве массовой информации «Вестник Избирательной комиссии Владимирской области», о чем в материалах дела имеется соответствующее подтверждение. Решение об образовании временных избирательных участков принято на заседании ТИК 30.11.2011г. большинством голосов членов ТИК с правом решающего голоса. В деле имеется акт секретаря ТИК об извещении членов ТИК с правом совещательного голоса Ф. и Х. по мобильному телефону. Представленные заявителем детализации звонков мобильных телефонов Ф. и Х. суд не может принять как доказательство отсутствия такого извещения, поскольку данные документы не удостоверены кампаниями сотовой связи. Следовательно, факт извещения данных членов ТИК не опровергнут. Каких-либо нарушений при вынесении обжалуемых постановлений судом не установлено, а заявителем не указаны. Согласно ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. При таких обстоятельствах, исходя из интересов законности, суд не находит оснований для отмены обжалуемых постановлений, в связи с чем заявление Киренковой В.А. удовлетворению не подлежит. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 259-262 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований зарегистрированного кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 10 Киренковой В.А. о признании незаконными и отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии округа Муром от 30 ноября 2011 года о создании избирательных участков по месту временного пребывания избирателей – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 5 дней во Владимирский областной суд через Муромский городской суд. Судья Бабеншева Е.А.