Дело № 2-2450/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 декабря 2011 года Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Муравьевой Т.А., при секретаре Мауровой Е.А., с участием истца Кузнецовой Т.Н., представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области – Гуреевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Кузнецовой Т.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о признании отказа во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периодов работы, обязании включить периоды работы в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, обязании назначить досрочную трудовую пенсию У С Т А Н О В И Л : Кузнецова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области и, уточнив исковые требования, просит: 1. Признать незаконным отказ Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в о. Муром и Муромском районе во включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы. 2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в о. Муром и Муромском районе Владимирской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды ее работы: - с 10.09.1981 года по 01.07.1982 года в должности Ф. Станции скорой медицинской помощи в г. Иваново, - с 25.07.1982 года по 31.07.1983 года в должности В. в Детской больнице Муромской Центральной районной больницы, - с 01.02.2002 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2009 года по настоящее время в должности З. Детской Поликлиники № 1. 3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в о. Мурома и Муромском районе назначить ей трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 14.10.2011 года. В обоснование исковых требования истец указала в заявлении, что 14 октября 2011 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в о. Муром и Муромском районе с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в течении 30 и более лет. Письмом Управление от 27.10.2011 года фактически отказало ей в назначении трудовой пенсии в связи с тем, что в ее стаж не могут быть зачтены периоды работы с 25.07.1982 года по 31.07.1983 года в должности В. в Деткой больнице Муромской ЦРБ и период работы с 01.02.2002 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2009 года в должности З. в Детской Поликлинике № 1», т.к. данная должность не поименована в Списке должностей, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года. Также в ее стаж не может быть зачтен период работы с 10.09.1981 года по 01.07.1982 года на станции Скорой помощи г. Иваново в должности Ф., поскольку запись о работе в указанный период в трудовой книжке заверена печатью с названием «Станция скорой помощи», кроме этого данное учреждение не поименовано в Списках учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года. С банным отказом она не согласна, в связи с чем вынуждена обратиться в суд. В судебном заседании Кузнецова Т.Н. поддержала исковые требования. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области Гуреева И.Н. иск не признала, указав, что вышеуказанные периоды работы не могут быть включены в специальный стаж, так как должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Наименование учреждения Станция скорой помощи не поименована в Списке учреждений и не указано в перечне учреждений. Кроме этого отказа в зачете спорных периодов не было, поскольку истец обращался не за назначением пенсии, а за разъяснением пенсионного законодательства. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящее Федерального Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, имеются наименование учреждения «станции скорой медицинской помощи», «больницы всех наименований» и наименование должности «Ф.» и «З.». Кроме того, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной вышеуказанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утверждённые Постановлением Правительства № 516 от 11 июля 2002 года, вступившими в действие с 23 июля 2002 года. Согласно ст.ст.19, 39 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Записями в трудовой книжке, копией приказа № 76 от 04.09.1981 года подтверждается, что Кузнецова Т.Н. с период с 10.09.1981 года по 01.07.1982 года была принята на должность Ф. Станции скорой медицинской помощи г. Иванова и осуществляла деятельность по охране здоровья населения. Неточное наименование должностей и наименования учреждения в приказах и трудовой книжке истца не зависит от истца и не может являться основанием для отказа в назначении пенсии. Согласно приказа № 345-к от 26.10.2011 года МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Иваново была признана недействительной запись о наименовании должности Кузнецовой Т.Н., как несоответствующая штатному расписанию и номенклатуре должностей врачей и среднего медицинского персонала. В соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом МЗ СССР от 06.08.1968 г. № 608 приказ от 04.09.1981 года изложен в следующей редакции: «Кузнецову (Тимофееву) Т.Н. принять Ф.. На основании чего внесены соответствующие изменения в трудовую книжку Кузнецовой Т.Н. Кроме этого, согласно письма МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Иваново от 26.10.2011 года № 76-к была исправлена ошибка и в наименовании учреждения оно указано как МУЗ «Станция скорой медицинской помощи». В связи с этим указанный период работы должен включаться в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Как усматривается из материалов дела, Кузнецова Т.Н. работала в Детской больнице Муромской Центральной районной больнице в период с 25.07.1982 года по 31.07.1983 года в должности В.. Данные обстоятельства подтверждаются как объяснениями истца, так и письменными материалами дела, а именно: копией трудовой книжки, приказами по Муромской Центральной районной больнице, приказами по Детской больнице, справкой МУЗ «Детская больница о. Муром». Интернатура - это первичная годичная послевузовская специализация. Обучение в интернатуре с целью получения практических навыков проходит под контролем преподавателей медицинского института (факультета) непосредственно на рабочем месте (в больнице, поликлинике и других учреждениях здравоохранения) с одновременным зачислением на должность врача-педиатра, что отражается в трудовой книжке. По завершении подготовки в интернатуре сдается выпускной экзамен по специальности и выдается документ о присвоении звания врача-специалиста. В соответствии с п. 15 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного Приказом Министра здравоохранения СССР и Министра высшего и среднего специального образования СССР от 04 сентября 1972 года № 730/670, во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача интерны обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного лечебно-профилактического учреждения. Списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, поименованы должности врачей-специалистов всех наименований (кроме, врачей-статистиков), к которым, несомненно, относится и должность В.. С учетом изложенного период прохождения истцом В. с одновременным выполнением должностных обязанностей В. подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Кроме того, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица периоды работы до 1.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31.12.2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1.11.1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 (далее – Постановление № 464). Пункт 1 Списка, утвержденного Постановлением № 464, включает средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Период работы истца с 01.02.2002 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2009 года по настоящее время в должности З. Детской поликлиники № 1 также подлежит зачету в специальный стаж. Как следует из трудовой книжки истца в данные периоды Кузнецова Т.Н. выполняла функции, как врача специалиста, так и врача-руководителя структурного подразделения и осуществляла врачебную деятельность, что соответствует наименованию должности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Таким образом, исковые требования о зачете спорных периодов в стаж подлежат удовлетворению. Изложенная судом в настоящем решении правовая позиция соответствует правовой позиции Верховного Суда РФ, содержащейся в п.п.10,11,15 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Исчисленный стаж работы истца по осуществлению медицинской деятельности в учреждениях здравоохранения с учетом включения спорных периодов, на дату обращения истца в Пенсионный фонд (14.10.2011г) составляет 30 лет 10 дней, т.е. дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью. Однако суд считает возможным назначить досрочную пенсию с даты постановления решения, т.е. с 05.12.2011 года. поскольку не было надлежащего обращения истца в УПФ за назначением досрочной трудовой пенсии. Следовательно, требования истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения подлежит удовлетворению. Требование истца о признании незаконным отказа УПФ РФ (ГУ) в о. Муром и Муромском районе во включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не подлежит удовлетворению. Из представленной ответчиком копии индивидуального обращения Кузнецовой Т.Н. усматривается, что 14 октября 2011 года она обращалась за консультацией о назначении льготной пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. На данное обращение УПФ РФ (ГУ) в о. Муром и Муромском районе 27 октября 2011 года за № К-132-3318 было дано разъяснение пенсионного законодательства по вопросу того, какие периоды работы Кузнецовой Т.Н. могут быть включены в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, а какие нет. Следовательно, никакого отказа не было. Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Кузнецовой Т.Н. удовлетворить в части. Включить Кузнецовой Т.Н. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, следующие периоды работы: - с 10.09.1981 года по 01.07.1982 года в должности Ф. Станции скорой медицинской помощи в г. Иваново, - с 25.07.1982 года по 31.07.1983 года в должности В. в Детской больнице Муромской Центральной районной больницы, - с 01.02.2002 года по 31.12.2004 года и с 01.01.2009 года по настоящее время в должности З. Детской Поликлиники № 1. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в о. Муром и Муромском районе назначить Кузнецовой Т.Н. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности с 05 декабря 2011 года. В удовлетворении требования Кузнецовой Т.Н. о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в о. Муром и Муромском районе о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения согласно п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периодов работы отказать. На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Т.А. Муравьева