Дело № 2-2176/2011 Р Е Ш Е Н И Е 19 декабря 2011 года Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Каревой Т.Н. при секретаре Шатаевой М.А., с участием прокурора Караваевой Е.Н., а также истца Караваева Д.В., представителя ответчика администрации округа Муром Гребенчук А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Караваева Д.В. к администрации округа Муром и департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, суд У С Т А Н О В И Л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах Караваева Д.В., обратился в суд с иском к администрации округа Муром о внеочередном предоставлении Караваеву Д.В. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. м, за счет средств бюджета Владимирской области (л.д. 3 - 5) При подготовке дела к судебному разбирательству Муромский городской прокурор, действуя в интересах Караваева Д.В., уточнил исковые требования, и, указав в качестве второго ответчика департамент образования администрации Владимирской области, просит: 1)обязать администрацию округа Муром предоставить Караваеву Д.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. м за счет средств бюджета Владимирской области не позднее трехмесячного срока со дня получения денежных средств; 2)обязать департамент образования администрации Владимирской области передать органам местного самоуправления округа Муром денежные средства для приобретения жилого помещения Караваеву Д.В. (л.д. 52-54). В связи с уточнением исковых требований, определением Муромского городского суда от 24 ноября 2011 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен департамент образования администрации Владимирской области (л.д. 56). В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Караваева Е.Н. поддержала исковые требования. В обоснование иска пояснила, что Караваев Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживал с попечителем, и за ним было сохранено жилое помещение по адресу: .... В установленном порядке Караваев Д.В. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, и принят на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Однако до настоящего времени Караваев Д.В. жильем не обеспечен, временно проживает в общежитии по адресу, так как в закреплённом за ним жилом помещении проживать не имеет возможности. Поскольку действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложена на органы местного самоуправления, а обязанность финансирования – на департамент образования администрации Владимирской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, полагает, что исковые требования должны быть удовлетворены к обоим ответчикам. Истец Караваев Д.В. исковые требования Муромского городского прокурора, предъявленные в его интересах, поддержал по изложенным помощником прокурора основаниям. Представитель ответчика администрации округа Муром по доверенности Гребенчук А.Н. исковые требования Муромского городского прокурора, в интересах Караваева Д.В. в уточнённой редакции - о внеочередном предоставлении жилого помещения за счёт средств бюджета Владимирской области в течение трёх месяцев после получения денежных средств на эти цели от департамента образования администрации Владимирской области, признала. Последствия принятия судом признания ею иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены. Представитель ответчика департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, будучи извещенным о его дате, месте и времени, представил возражения на иск и просит рассмотреть дело в его отсутствие. В обоснование возражений указано, что департамент образования является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передано органам местного самоуправления, в том числе муниципальному образованию округ Муром, и в областном бюджете ежегодно предусматриваются финансовые средства для осуществления данных полномочий в виде субвенций. Кроме того, обращает внимание, что право на внеочередное получение жилья имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, к которым Караваев Д.В. не относится. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Караваев Д.В относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается копией постановления Главы округа Муром Владимирской области от 10.10.2006г. № 2392 об установлении попечительства в отношении несовершеннолетнего Караваева Д.В., в связи с лишением его родителей родительских прав (л.д. 31, 35). Этим же постановлением Главы округа Мурома Владимирской области от 10.10.2006г. № 2392 за несовершеннолетним было закреплено жилое помещение по адресу: .... 08 июня 2010 года управление образования администрации округа Муром, осуществлявшее функции органа опеки и попечительства, в интересах Караваева Д.В. обратилось в жилищный отдел с ходатайством о постановке Караваева Д.В. на учёт для получения жилья в связи с тем, что в закреплённом за ним жилом помещении он обеспечен жилой площадью менее учётной нормы, и данное жилое помещение не соответствует санитарным нормам (л.д. 30-оборот). 16 июня 2010 года с аналогичным заявлением в жилищный отдел администрации округа Муром обратился Караваев Д.В., указав, что он оканчивает обучение в профессиональном училище (л.д. 30) Решением жилищной комиссии при администрации округа Муром (протокол заседания от 30 июня 2010 года № 13), утверждённым постановлением администрации округа Муром от 14.07.2010 № 1547, Караваев Д.В. признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учёт для внеочередного обеспечения жилой площадью по категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», исходя из того, что в жилом помещении, которое за ним закреплено, на одного человека приходится менее учётной нормы общей жилой площади, установленной решением Совета народных депутатов округа Муром № 80 от 28 марта 2006г. (в ред. 2008г.) (л.д. 29, 29-оборот, 32, 33). В апреле 2011 года сведения о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, в числе которых имеется и Караваев Д.В., управлением образования администрации округа Муром, исполняющим функции органа опеки, направлены в департамент образования администрации Владимирской области (л.д. 37-48). Другого жилого помещения у Караваева Д.В. не имеется, до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением по договору социального найма (л.д. 9, 34, 34-оборот). Согласно абзаца второго п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме этого в данной норме указано, что размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Вышеприведенные положения принимались в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР и в системной взаимосвязи с ним предусматривали в качестве единственного основания внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам - отсутствие у них жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 (в ред. от 21.03.2006 № 209 и от 26.04.2010 № 497) утверждён Порядок предоставления жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в силу пунктов 2, 5 и 6 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ тоже при условии отсутствия закрепленного жилого помещения. При этом департамент образования: - на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина-получателя жилья нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем, с 1 марта 2005 года введён в действие Жилищный Кодекс РФ, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. То есть, такого основания внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам, как отсутствие у них закреплённых жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя, Жилищный Кодекс РФ не предусматривает. При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. № 746-О-О «По жалобе Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации», закреплённое данным пунктом правовое регулирование в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. А поскольку Жилищным Кодексом Российской Федерации установлены общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права этих граждан в силу статей 55 (часть3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного Кодекса РФ и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьёй 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закреплённого за ними жилого помещения общей площадью менее учётной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Анализ вышеприведённых законодательных положений свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, и при этом единственным основанием для внеочередного предоставления таким лицам жилого помещения по договорам социального найма является принятие их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ЖК РФ, независимо от наличия или отсутствия закреплённого жилого помещения. А поскольку данные обстоятельства в настоящем судебном заседании нашли своё подтверждение, полномочия администрации округа Муром по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в округе Муром и нуждающихся в улучшении жилищных условий, закреплено и в Уставе округа Муром (пункт 1.40 ст. 44 Устава), истец Караваев Д.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до настоящего времени жильём не обеспечен, исковые требования Муромского городского прокурора в его интересах к администрации округа Муром о возложении обязанности по предоставлению ему такого жилья вне очереди являются обоснованными. Однако требование Муромского городского прокурора о возложении на департамент образования администрации Владимирской области обязанности по передаче денежных средств органам местного самоуправления округа Муром для приобретения квартиры для Караваева Д.В. не подлежит удовлетворению, поскольку данные отношения (между администрацией округа Муром и департаментом образования администрации Владимирской области) выходят за рамки спорного правоотношения - о предоставлении жилого помещения вне очереди, и жилищное законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права истца (ст. 11 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Как установлено выше, обязанность по предоставлению истцу Караваеву Д.В. вне очереди жилого помещения по договору социального права возникла у администрации округа Муром, следовательно, департамент образования администрации округа Муром является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Караваева Д.В. удовлетворить в части. Обязать администрацию округа Муром предоставить Караваеву Д.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. метров, в округе Муром Владимирской области, за счёт средств бюджета Владимирской области. В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора к департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности по передаче денежных средств органу местного самоуправления округа Муром для приобретения жилого помещения отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья Т.Н. Карева