решение №2-2609/2011 о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения



Дело № 2-2609/2011

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации.

27 декабря 2011 год.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бондаренко Е.И.

при секретаре Большаковой Г.В.

с участием прокурора Крыловой Т.М., истца Зубковой И.А., ответчика представителя администрации о.Муром – Гребенчук А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора к интересах Зубковой И.А. к администрации округа Мурома о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Муромский городской прокурор в интересах Зубковой И.А. обратился в суд с иском к администрации округа Мурома и просит признать за Зубковой И.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к детям-сиротам, обязать администрацию округа Мурома предоставить Зубковой И.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области.

В обоснование заявленных требований прокурор указал в иске, что решением Муромского городского суда от 28.04.1997 года мать истца (данные изъяты) лишена родительских прав, 1.03.2003 года она умерла. В соответствии с решением исполкома Муромского городского совета народных депутатов от 28.06.1990 года №438/6 (данные изъяты) назначена опекуном внучки Зубковой И.А. Истец с рождения проживает и зарегистрирована в двухкомнатной квартире по адресу: ...., где кроме нее зарегистрированы еще 3 человека. При обращении истца в администрацию о.Муром с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей ей было отказано, поскольку она является членом семьи нанимателя жилого помещения. Истец была поставлена на учет нуждающихся на общих основаниях – по причине обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы на каждого члена семьи. Действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма возложена на органы местного самоуправления, в связи, с чем данная организация является ответчиком по настоящему иску.

В судебном заседании прокурор Крылова Т.М. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.

Истец Зубкова И.А. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Пояснила, что с детства проживает с опекуном - (данные изъяты)., поскольку ее мать была лишена родительских прав, а впоследствии умерла, с 18 лет она снимает квартиру.

Представитель ответчика администрации округа Мурома – Гребенчук А.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что Зубкова И.А. имеет жилое помещение в котором зарегистрирована с рождения, в связи с чем она имеет право состоять на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.

Представитель третьего лица Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился по неизвестной причине, отзыв на иск не представил.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ « О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Судом установлено, что 5 декабря 2011 года Зубкова И.А. обратилась к прокурору с заявлением с просьбой обратиться в суд в ее интересах по поводу предоставления внеочередного жилья.

Решением исполнительного комитета от 28.06.1990 года №438/6 (данные изъяты) назначена опекуном над несовершеннолетней Зубковой И.А.

Мать Зубковой И.А. – (данные изъяты) решением Муромского городского суда от 28.04.1997 года лишена родительских прав.

1 марта 2003 года (данные изъяты) умерла.

Согласно копии паспорта Зубкова И.А. зарегистрирована по адресу: .... вместе с опекуном (данные изъяты)., кроме них в указанной квартире зарегистрировано еще 2 человека.

В материалах дела имеется заявление Зубковой И.А. в администрацию округа Мурома с просьбой поставить ее на учет для получения жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей.

На заседании жилищной комиссии при администрации округа от 25 октября 2006 года принято решение об отказе Зубковой И.А. в постановке на учет на льготных основаниях. Истец поставлена на учет на общих основаниях.

В 2011 году Зубкова И.А. повторно обратилась в администрацию о.Муром с заявлением о внеочередном предоставлении жилья, однако решением жилищной комиссии от 20.07.2011 года № 14 ей вновь было отказано.

Согласно уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области, Муромского отделения Владимирского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» какого-либо жилья на праве собственности Зубкова И.А. не имеет.

Согласно Уставу округа Мурома (в редакции от 25.08.2009г.) к полномочиям администрации относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями ( п.п 1.40 п.44 Устава).

Из п.2.1 определения Конституционного Суда РФ от 7.06.2011 г. №746-О-О следует следующее: «Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередность исходя из времени принятия их на учет (ч.1 ст.57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч.2 ст.57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении их учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, как указал Конституционный Суд РФ в определении от 5.03.2009 года № 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49 и ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе РФ правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу ч.2 ст.49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма – как в порядке очереди, так и вне очереди – только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Одновременно ЖК РФ фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п.п.1,3 ч.2 ст.57 данного Кодекса (и учитывая, что в п.2 ч.2 ст.57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в ст.37 ЖК РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях – как на основании п.1 ч.1 ст.51 (отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), которое соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу ЖК РФ, так и на основании п.п. ч.1 ст.51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности).

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права…, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Представленные доказательства свидетельствуют о том, что Зубкова И.А., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Она является нуждающейся в жилом помещении, проживает в квартире общей площадью 38 кв.м., где кроме нее зарегистрировано 3 человека.

Отказ в постановке Зубковой И.А. на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, для обеспечения жильем вне очереди является незаконным.

При таких обстоятельствах, в рамках заявленных требований, у администрации округа Мурома возникла обязанность перед истцом о признании за ней права на внеочередное предоставление жилого помещения и возложении обязанности по внеочередному предоставлению жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Зубковой И.А. удовлетворить.

Признать за Зубковой И.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к детям-сиротам.

Обязать администрацию округа Муром предоставить Зубковой И.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области.

На решение могут быть поданы кассационные жалобы или представление во Владимирский облсуд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.И. Бондаренко.