Дело № 2-2514/2011 Р Е Ш Е Н И Е. Именем Российской Федерации. 27 декабря 2011 год. Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бондаренко Е.И. при секретаре Большаковой Г.В. с участием прокурора Крыловой Т.М., истца Горчакова Д.В., ответчика представителя администрации о.Муром – Гребенчук А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора к интересах Горчакова Д.В. к администрации округа Мурома, Департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Муромский городской прокурор в интересах Горчакова Д.В. обратился в суд с иском к администрации округа Мурома и Департаменту образования администрации Владимирской области и просит обязать администрацию округа Мурома предоставить Горчакову Д.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области не позднее трехмесячного срока со дня получения денежных средств, обязать Департамент образования администрации Владимирской области передать денежные средства органам местного самоуправления о. Муром, необходимые для приобретения жилого помещения для Горчакова Д.В.. В обоснование заявленных требований прокурор указал в иске, что в соответствии с постановлением главы Муромского района от 30.07.1999 года № 271 несовершеннолетний Горчаков Д.В. был направлен в детский дом, поскольку его родители лишены родительских прав решением суда от 15.07.1999 года. Постановлением главы о. Муром от 2.12.2009 года Горчаков Д.В. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет для внеочередного обеспечения жилой площадью как лицо, оставшееся без попечения родителей, поскольку не имеет установленной учетной нормы жилой площади – 10 кв.м. на человека в закрепленном за ним жилом помещении. Истец проживает и зарегистрирован по адресу: .... в квартире общей площадью 23,56 кв.м., где кроме него зарегистрировано 6 человек. Действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма возложена на органы местного самоуправления, обязанность финансирования возложена на Департамент образования администрации Владимирской области как на главного распорядителя бюджетных средств, в связи, с чем данные организации являются ответчиками по настоящему иску. В судебном заседании прокурор Крылова Т.М. заявленные требования поддержала по изложенным основаниям. Истец Горчаков Д.В. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Пояснил, что он после выпуска его из детского дома учился в училище, после окончания зарегистрировался к матери в квартиру. Представитель ответчика администрации округа Мурома – Гребенчук А.Н. в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, пояснила, что представление жилых помещений детям–сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ. Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Органы местного самоуправления муниципального образования о. Муром наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, за счет средств бюджета Владимирской области. Горчакову Д.В. не предоставлено жилье до настоящего времени из-за отсутствия финансирования со стороны Департамента образования администрации Владимирской области, хотя администрация округа неоднократно направляла в департамент списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых был указан Горчаков Д.В. Представитель ответчика Департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменные возражения на иск, указав, что исковые требования прокурора необоснованны и не подлежат удовлетворению. Указывает, что Департамент образования является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. полномочия в сфере обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в полном объеме переданы для исполнения органам местного самоуправления. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ « О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Согласно п.2, п.5, п.6 Порядка предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется вне очереди по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Департамент образования: - на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 21.03.2006 N 209, от 26.04.2010 N 497); - определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина - получателя жилья нуждающимся в жилом помещении. Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета. Судом установлено, что 9 ноября 2011 года Горчаков Д.В. обратился к прокурору с заявлением с просьбой обратиться в суд в его интересах по поводу предоставления внеочередного жилья. Постановлением главы Муромского района № 271 от 30.07.1999 года Горчаков Д.В. был направлен в детский дом. Родители Горчакова Д.В. - Горчаков В.Н., Горчакова М.М. были лишены родительских прав в отношении него решением Муромского городского суда от 16 июля 1999 года. Горчаков Д.В. был оставлен на попечение органов опеки и попечительства. Согласно копии паспорта Горчаков Д.В. зарегистрирован по адресу: ...., данный адрес является адресом его матери. В материалах дела имеется заявление Горчакова Д.В. в администрацию округа Мурома с просьбой поставить его на учет для получения жилья, как воспитанника детского дома. На заседании жилищной комиссии при администрации округа от 11 ноября 2009 года принято решение о признании Горчакова Д.В. нуждающимся в жилом помещении и принятии его на учет для получения жилого помещения по договору социального найма с учетом льготы. Постановлением главы округа Мурома от 2.12.2009 г. за № 3031 протокол жилищной комиссии утвержден. Согласно уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Владимирской области какого-либо жилья на праве собственности Горчаков Д.В. не имеет. Согласно Уставу округа Мурома (в редакции от 25.08.2009г.) к полномочиям администрации относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями ( п.п 1.40 п.44 Устава). Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав п.2ч.2ст.57 ЖК РФ» закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права…, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что Горчаков Д.В., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Он является нуждающимся в жилом помещении, проживает в квартире общей площадью 23,56 кв.м., где кроме него зарегистрировано 6 человек. При таких обстоятельствах, в рамках заявленных требований, у администрации округа Мурома возникла обязанность перед истцом о предоставлении ему благоустроенного жилья по договору социального найма вне очереди за счет средств областного бюджета. Вместе с тем, суд находит Департамент образования администрации Владимирской области ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку заявленный спор связан с жилищными правоотношениями, нормами ст.11 ЖК РФ такого способа защиты права, о котором просит прокурор в отношении департамента, не предусмотрено. Обязанность по предоставлению жилья истцу возложена на администрацию округа Мурома, а не на Департамент образования администрации Владимирской области. Если же администрация не может выполнять свою обязанность из неправомерных действий (бездействия) департамента, то именно администрация имеет право обратиться к департаменту с соответствующим иском. При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении требований к Департаменту образования администрации Владимирской области отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Горчакова Д.В. удовлетворить в части. Обязать администрацию округа Муром предоставить Горчакову Д.В. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области не позднее трехмесячного срока со дня получения денежных средств. В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора в интересах Горчакова Д.В. к Департаменту образования администрации Владимирской области об обязанности передать денежные средства органам местного самоуправления о. Муром, необходимые для приобретения жилого помещения для Горчакова Д.В., отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалобы или представление во Владимирский облсуд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Е.И. Бондаренко.