Дело № 2-2233/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года. Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Муравьевой Т.А. при секретаре Мауровой Е.А. с участием прокурора Крыловой Т.М., истца Карасева С.С., представителя ответчика администрации Муромского района Смирновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора к интересах Карасева С.С. к администрации Муромского района и департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения и обязанности произвести финансирование приобретения жилого помещения, У с т а н о в и л : Муромский городской прокурор в интересах Карасева С.С. обратился в суд с иском к администрации Муромского района и департаменту образования администрации Владимирской области и просит: обязать администрацию Муромского района предоставить Карасеву С.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., за счет средств бюджета Владимирской области не позднее трехмесячного срока со дня получения денежных средств; обязать департамент образования администрации Владимирской области передать органам местного самоуправления администрации округа Муром в лице администрации Муромского района денежные средства, необходимые для приобретения жилого помещения Карасеву С.С. В обоснование заявленных требований прокурор указал в иске, что постановлением Главы местного самоуправления Муромского района от 25 марта 1996 года № 128 несовершеннолетний Карасев С.С. направлен в детский дом в связи с тем, что мать К. умерла (дата) года, а отец решением Муромского городского суда от 08.10.2002 года лишен родительских прав. (дата) года отец Карасева С.С. – К. умер. Постановлением главы местного самоуправления Земенковского сельского совета Муромского района от 09.04.1996 года № 19 за Карасевым С.С. сохранено жилое помещение по адресу: д.... Постановлением главы о. Муром от 31.03.2009 года № 260 утвержден протокол заседания жилищной комиссии № 3 от 24.03.2009 года о признании Карасева С.С. нуждающимся в жилом помещении и постановке на учет для внеочередного обеспечении жилой площадью по категории лиц, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма возложена на органы местного самоуправления, обязанность финансирования возложена на департамент образования администрации Владимирской области как на главного распорядителя бюджетных средств. В судебном заседании прокурор Крылова Т.М. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить. Истец Карасев С.С. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчика администрации Муромского района Смирнова О.Г. против удовлетворения иска не возражает. Администрация неоднократно направляла в департамент образования администрации Владимирской области списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилья, из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых был указан и Карасев С.С. Представитель ответчика департамента образования администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменные возражения на иск, указав, что в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Владимирской области № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» условием предоставления жилья вне очереди является отсутствие закрепленного жилого помещения. Карасев С.С. имел постоянное место жительства в Муромском районе. Согласно представленных документов за Карасевым С.С. было закреплено жилое помещение. Кроме того, считает себя ненадлежащим ответчиком. Законом Владимирской области от 24.12.2010 г. № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на реализацию в 2011 году государственного полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению вне очереди жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципальному образованию округ Муром выделены субвенции в сумме ***. руб. Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части. В силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу п.4 ст.8 Закона Владимирской области от 03.12.2004г. № 226-ОЗ (в действующей редакции от 03.11.2010 г. № 102-ОЗ) «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договорам социального найма. Постановка на учет в органах местного самоуправления указанной категории лиц в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется после окончания или в течение двух лет до окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, приемных и патронатных семьях при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Согласно Порядку предоставления жилой площади за счет средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, утвержденному постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005 г. № 398 (в ред. постановлений Губернатора Владимирской области от 21.03.2006 № 209, от 26.04.2010 № 497), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется вне очереди по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилое помещение предоставляется по месту первичного выявления и устройства или по месту жительства в случае выявления в другой территории. Департамент образования: - на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина - получателя жилья нуждающимся в жилом помещении. Согласно Уставу Муромского района к полномочиям администрации относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета. В судебном заседании установлено, что 03 октября 2011 года Карасев С.С. обратился к прокурору с заявлением и просил обратиться в суд в его интересах о внеочередном предоставлении жилья. Письменными доказательствами подтверждается, что мать Карасева С.С. – К. умерла (дата) года. Решением Муромского городского суда от 08 октября 2002 года отец Карасева С.С. – К. лишен в отношении него родительских прав. (дата) года К.. умер. Постановлением Главы местного самоуправления Муромского района № 128 от 25.03.1996 года Карасев С.С. направлен для воспитания в государственное учреждение. Постановлением Главы администрации Зименковского сельского совета Муромского района № 19 от 09.04.1996 года за Карасевым С.С. сохранено право на проживание в ..... Данный жилой дом принадлежал бабушке Карасева С.С. З.., которая умерла (дата) года. Наследственное дело после ее смерти не заводилось. Согласно сообщений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области от 28.10.2011 года № 12/005/2011-408, Карасев С.С. не имеет объектов недвижимости на праве собственности. Постановлением Главы Муромского района от 31.03.2009 г. № 260 утвержден протокол № 3 заседания жилищной комиссии при администрации Муромского района от 24 марта 2009 г. о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении Карасева С.С., относящегося к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, на основании личного заявления. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. № 746-О-О «По жалобе гражданина Ю. на нарушение его конституционных прав п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ» закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права…, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Кроме того, на момент принятия органом местного самоуправления решения о признании Карасева нуждающимся в предоставлении вне очереди жилого помещения в 2009 году п.4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ действовал в редакции Закона Владимирской области от 28.12.2006 г. № 192-ОЗ, которая не предусматривала в качестве условия предоставления жилых помещений отсутствие закрепленного жилого помещения, следовательно, устанавливала дополнительные гарантии указанной категории граждан по сравнению с федеральным законодательством. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что Карасев С.С. относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Он является нуждающимся в жилом помещении, проживает в общежитии. Для рассмотрения спора не имеет юридического значения факт закрепления за Карасевым С.С. жилого помещения, поскольку данное жилое помещение не является государственным или муниципальным. Кроме этого в закрепленном жилом помещении невозможно проживать, т.к. дом бревенчатый, входная дверь сломана, печи разрушены, отсутствуют стекла в окнах, электроосвещение отсутствует, что подтверждается актом обследования жилого помещения от 26.12.2011 года составлено комиссией администрации Ковардицкого сельского поселения Муромского района. При таких обстоятельствах, в рамках заявленных требований, у администрации Муромского района возникла обязанность перед истцом о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди за счет средств областного бюджета, не исполненная до настоящего времени. Исковые требования к указанному ответчику подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд находит департамент образования администрации Владимирской области ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку заявленный спор связан с жилищными правоотношениями, нормами ст.11 ЖК РФ не предусмотрен избранный прокурором в отношении департамента способ защиты права. Обязанность по предоставлению жилья истцам возложена на администрацию Муромского района, а не на департамент образования администрации Владимирской области. В случае невозможности исполнения администрацией этой обязанности из-за неправомерных действий (бездействия) департамента, то именно администрация имеет право обратиться к департаменту с соответствующим иском. На основании изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении требований к департаменту образования администрации Владимирской области отказать. Часть 3 статьи 123 Конституции РФ предусматривает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Карасева С.С. удовлетворить в части. Обязать администрацию Муромского района предоставить Карасеву С.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м. за счет средств бюджета Владимирской области не позднее трехмесячного срока со дня получения денежных средств. Муромскому городскому прокурору в удовлетворении исковых требований к департаменту образования администрации Владимирской области об обязании передать денежные средства органам местного самоуправления Муромский район, необходимые для приобретения жилого помещения Карасеву С.С. отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление во Владимирский облсуд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Т.А. Муравьева