Дело № 2-2572/2011 г. Именем Российской Федерации 27 декабря 2011 года председательствующего судьи Бибеевой С.Е. при секретаре Холодиловой О.Ю. с участием истца Майоровой С.В., представителя ответчика Гуреевой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Майоровой С.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, назначении пенсии, у с т а н о в и л : Майорова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в округе Муром и Муромском районе Владимирской области (далее УПФ) и с учетом уточнений исковых требований просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы: с 01.07.1982 г. по 31.08.1982 г. в должности старшей пионервожатой в средней школе № 28 г. Мурома, с 11.09.2000 г. по 13.04.2005 г. в должности учителя в МОУ медико-педагогическая школа г. Мурома; признать право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; назначить пенсию и взыскать судебные расходы на общую сумму 1700 руб. В обоснование исковых требований Майорова С.В. указала, что в мае 2011 года она обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» и получила ответ, что перечисленные в исковом заявлении периоды не могут быть зачтены в педагогический стаж, поскольку должность старшей пионервожатой и учреждение медико-педагогическая школа не поименованы в Списке Постановления Правительства № 781 от 29.10.2002 г. Истец считает, что указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, поскольку она занималась педагогической деятельностью, что подтверждается и переименованием в 2005 году медико-педагогической школы, а работа в должности старшей пионервожатой подлежала зачету в педагогический стаж согласно действовавшему в период работы законодательству. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе Гуреева И.Н. иск не признала, пояснив, что должность старшей пионервожатой и учреждение медико-педагогическая школа не поименованы в Списке Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г.. Медико-педагогическая школа была реорганизована с изменением Устава, 14.04.2005г. зарегистрировано муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – Центр психолого-медико-социального сопровождения. Цели и основные направления деятельности учреждения изменились, что подтверждается Уставами. Работа в должности старшей пионервожатой может быть зачтена в педагогический стаж в соответствии с действовавшим в период ее выполнения законодательством, но лишь при назначении пенсии. В настоящее время при зачете указанного периода специальный стаж на 28 сентября 2011 года составит 20 лет 6 месяцев и 6 дней, что не дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, зачет одного периода работы в должности старшей пионервожатой не имеет для истца юридического значения. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (далее Список), отсутствуют наименования должности «старшая пионервожатая» и учреждения «медико-педагогическая школа». В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правого регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Из трудовой книжки Майоровой С.В. усматривается, что в период с 01 июля 1982 года по 31 августа 1982 года она работала старшей пионервожатой в средней школе № 28 г.Мурома. В указанный период работы Майоровой С.В. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.2 Положения которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. На основании п.4 указанного Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходила в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет. Стаж работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на получение пенсии за выслугу лет у Майоровой С.В. с учетом не оспариваемых ответчиком периодов составляет более 20 лет, вместо требуемых 2/3 (16,8 лет). С учетом изложенных обстоятельств, Майорова С.В. имеет право на включение данного периода в ее специальный стаж. С 11 сентября 2000 года по 13 апреля 2005 года Майорова С.В. работала учителем предмета культуры быта в муниципальном образовательном учреждении Медико-педагогическая школа г.Мурома. Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1.-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 «Наименование учреждений» Списка. Занимаемая истицей должность «учитель» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка. Наименование учреждения, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии как «Медико-педагогическая школа» в указанном Списке действительно отсутствует. Однако, как указывает истица, а также усматривается из материалов дела, должностные обязанности Майоровой С.В., как учителя предмета культуры быта, в медико-педагогической школе, впоследствии в Центре психолого-медико-социального сопровождения вообще не изменялись. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела должностными инструкциями учителя Центра и учителя Медико-педагогической школы, они являются идентичными (л.д.30-31). В п.1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, поименованы «Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи: «Центр психолого –медико-социального сопровождения. Из материалов дела следует, что с 14 апреля 2005 года МОУ «Медико-педагогическая школа г.Мурома переименована в Центр психолого-медико-социального сопровождения». В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.1 ст.27 и пп.7-13 п.1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий, осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Действующим законодательством РФ также не предусмотрены какие – либо ограничения работникам образовательных учреждений в зависимости от их организационно – правовых форм. Из материалов дела следует, что постановлением Главы местного самоуправления города Мурома Владимирской области от 29 января 1996 года № 97 на основании Закона «Об образовании» были зарегистрированы образовательные учреждения, в том числе и Медико – педагогическая школа. Устав муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Медико-педагогическая школа» (далее МПШ) был принят 15 февраля 1997 года и утвержден Управлением образования администрации города Мурома. Согласно п.1.2. Устава Центра психолого-медико-социального сопровождения (далее Центр), он разработан в соответствии с Законом «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 года № 867, принят 28 января 2005 года и утвержден Управлением образования администрации округа Муром. Таким образом, Устав МОУ Медико-педагогической школы был утвержден в 1997 году, когда документов, регламентирующих деятельность таких учреждений, в установленном порядке принято не было. С 01 сентября 2008 года Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детский оздоровительно-образовательный центр реорганизован путем присоединения к нему муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи – Центр психолого – медико-социального сопровождения. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей – детский оздоровительно-образовательный центр переименовано в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 03 июня 2009 года (далее ДООЦ). Устав данного учреждения принят 14 августа 2009 года и утвержден Управлением образования администрации округа Муром. Как усматривается из Устава МПШ, указанное образовательное учреждение является учреждением дополнительного образования для учащихся 7-11 классов (п.1.2. и 2.2). Центр является образовательным учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, создан для детей и подростков в возрасте от 13 – 18 лет, основным контингентом являются учащиеся 7 – 11 классов) (п.2.2., 3.2 Устава). В ДООЦ участниками образовательного процесса могут являться дети, как правило, до 18 лет (п.3.1. Устава). В соответствии с Уставом МПШ основными видами деятельности учреждения являются учебная, консультативная, методическая, исследовательская и досуговая. Учебная деятельность осуществляется на основе учебной программы, разработанной педагогическим советом учреждения и утвержденной Управлением образования. Деятельность школы предполагает также медицинскую и психологическую коррекцию совместно с органами здравоохранения. Основной базой МПШ являются общеобразовательные школы (п.1.8, 2.1, 2.2,2.3 Устава). В состав педагогического Совета включены, в том числе педагоги и психологи (п.5.9. Устава). Центр также реализует общеобразовательные программы (основные и дополнительные) (п.1.3 Устава). Участниками образовательного процесса являются учащиеся, их родители (законные представителя), педагогические, медицинские работники, социальные педагоги, педагоги-психологи учреждения. ДООЦ реализует дополнительные образовательные программы и услуги в интересах личности, ее развития и оздоровления (п.1.7 Устава). Участниками образовательного процесса в учреждении, в том числе являются педагоги-психологи, учителя – логопеды, учителя – дефектологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, медицинские работники Учреждения. (п.3.1 Устава). Целью МПШ являлась совместная деятельность с органами и учреждениями системы образования и здравоохранения по формированию навыков общения обучающихся в собственной среде, формированию умения понимать психологию других людей, основных представлений о культуре семейно-брачных отношений; учреждение реализовала программу по курсу «Школа молодой семьи», утвержденную управлением образования г. Мурома и согласованную с главным врачом центральной районной больницы (п.п.1.6, 1.10 Устава). Основным направлением деятельности Центра является организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным), касающимся формирования у учащихся приоритета здорового образа жизни; образовательный процесс строится на базе образовательной программы «Основы здорового образа жизни», изучение которого является обязательным для учащихся 7-11 классов образовательных школ, часы на его изучение выделяются из школьного компонента учебного плана общеобразовательных учреждений (п.п.1.5, 2.1,2.2 Устава). Указанные различия в деятельности суд не может считать определяющими при разрешении вопроса о тождественности данных учреждений, поскольку конкретизация и формулировка целей определялась образовательными программами, утверждаемыми вышестоящими учреждениями, в зависимости от устанавливаемых приоритетов в сфере образования детей и подростков, которые не могут являться одинаковыми в различные периоды времени. Вместе с тем, несмотря на некоторые различия образовательных программ, которыми определены формулировки целей данных учреждений, общим для МПШ, Центра и ДООЦ являются их функции, в том числе реализация общеобразовательных программ, социальная адаптация детей и подростков к жизни в обществе, образовательная деятельность по формированию общечеловеческих и нравственных ценностей, культуры, оказание консультативной помощи по данным вопросам, в частности комплексной психолого-педагогической и медицинской помощи, организации досуга, что усматривается из п.1.7 Устава МПШ, п. 1.4-1.5 Устава Центра, п. 1.8 Устава ДООЦ. Формулировки целей и задач данных учреждений определяются конкретными образовательными программами, которые они реализуют в своей образовательной деятельности. Кроме того, в соответствии с уточняющей справкой № 15 от 11 марта 2011 года в период с 11 сентября 2000 года по 13 апреля 2005 года Майорова С.В. работала в должности учителя культуры быта в МОУ Медико-педагогической школе (л.д.18). Вместе с тем, в материалах дела имеется уточняющая справка № 9, согласно которой в указанной период истец работала в той же должности в Центре психолого-медико-социального сопровождения (л.д.17). С учетом изложенного, суд полагает, что Школа, переименованная в Центр, а затем в ДООЦ являются муниципальными образовательными учреждениями, выполняющими тождественные функции, в которых истец выполняла одинаковые должностные обязанности учителя. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой – либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений. С учетом изложенного, работа истца в вышеуказанный период в должности учителя культуры быта подлежит включению в специальный стаж, поскольку в противном случае ее конституционное право на льготное пенсионное обеспечение будет существенно ущемлено. Согласно п.1 ст.19 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Поскольку специальный педагогический стаж Майоровой С.В. на день принятия решения составляет более 25 лет, что свидетельствует о возникновении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», следовательно, требования о признании права на указанную пенсию в связи с педагогической деятельностью и о назначении пенсии являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины – 200 рублей и за составление искового заявления – 1500 рублей, а всего 1700 рублей. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Майоровой С.В. удовлетворить. Включить в специальный стаж работы Майоровой С.В. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды ее работы с 01 июля 1982 года по 31 августа 1982 года в должности старшей пионервожатой в средней школе № 28 г.Мурома, с 11 сентября 2000 года по 13 апреля 2005 года в должности учителя предмета культуры быта в МОУ Медико-педагогической школе г.Мурома. Признать за Майоровой С.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в округе Муром и Муромском районе назначить Майоровой С.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в округе Муром и Муромском районе судебные расходы в сумме 1700 рублей. На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья С.Е.Бибеева