Дело № 2-2227/2011 Р Е Ш Е Н И Е 26 декабря 2011 года Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бибеевой С.Е. при секретаре Холодиловой О.Ю. с участием помощника прокурора Лобаненковой И.Ю., истца Ершова С.С., представителя ответчика администрации Муромского района Смирновой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Ершова С.С. к администрации Муромского района и Департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах Ершова С.С., обратился в суд с иском к администрации Муромского района о внеочередном предоставлении Ершову С.С. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. м, за счет средств бюджета Владимирской области. 25 ноября 2011 года Муромский городской прокурор, действуя в интересах Ершова С.С., уточнил исковые требования, и, указав в качестве второго ответчика департамент образования администрации Владимирской области, просит: 1) обязать администрацию округа Муром предоставить Ершову С.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. м, за счет средств бюджета Владимирской области; 2) обязать Департамент образования администрации Владимирской области передать органам местного самоуправления муниципального образования Муромский район в лице администрации Муромского района денежные средства для приобретения жилого помещения Ершову С.С. В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Лобаненкова И.Ю. поддержала исковые требования. В обоснование иска пояснила, что Ершов С.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В установленном порядке Ершов С.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, и принят на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Ершов С.С. жильем не обеспечен, закрепленное за ним жилое помещение не является государственным или муниципальным, а принадлежит СПК «Прудищинский». Поскольку действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложена на органы местного самоуправления, а обязанность финансирования – на департамент образования администрации Владимирской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Истец Ершов С.С. исковые требования Муромского городского прокурора, предъявленные в его интересах, поддержал по изложенным помощником прокурора основаниям. Представитель ответчика администрации Муромского района по доверенности Смирнова О.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований в уточнённой редакции. Представитель ответчика Департамента образования администрации Владимирской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился; представил возражения на иск, указав, что Департамент образования является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передано органам местного самоуправления, в том числе муниципальному образованию Муромский район, и в областном бюджете ежегодно предусматриваются финансовые средства для осуществления данных полномочий в виде субвенций. Кроме того, обращает внимание, что право на внеочередное получение жилья имеют нуждающиеся в улучшении жилищных условий лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в случае отсутствия у них закрепленного жилого помещения, к которым Ершов С.С. не относится. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что истец Ершов С.С., (дата) года рождения, уроженец ...., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением Главы местного самоуправления Муромского района № 329 от 01 июля 1996 года о направлении Ершова С.С. в детский дом в связи лишением его родителей родительских прав на основании решения Муромского городского суда от 20 марта 1996 года. Постановлением Главы местного самоуправления Прудищинской сельской администрации Муромского района № 37 от 21 июня 1996 года за несовершеннолетним Ершовым С.С. было закреплено жилое помещение по адресу: ..... Ершов С.С. значится зарегистрированным по месту жительства в принадлежащей СПК «Прудищинский» .... квартире по адресу: ...., общей площадью согласно плану технической инвентаризации от 16.02.2010 г. – 65,1 кв.м., жилой – 39,9 кв.м.. Кроме него, в указанной квартире зарегистрировано по месту жительства и проживает еще 6 человек. Решением Совета народных депутатов Муромского района Владимирской области № 80 от 24.05.2006 г. в Борисоглебском и Ковардицком сельских поселениях Муромского района учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Решением жилищной комиссии при администрации Муромского района от 30 марта 2010 года № 3, утверждённым постановлением Главы района от 06 апреля 2010 года № 236, Ершов С.С., относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по Борисоглебскому сельскому поселению составом семьи 1 человек для внеочередного предоставления жилого помещения на основании п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения. Согласно Единому списку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденному Протоколом заседания комиссии по предоставлению жилой площади вышеуказанной категории лиц от 05 октября 2011 года № 11, Ершов С.С. состоит в нем под № 6. До настоящего времени Ершов С.С. не обеспечен жилым помещением по договору социального найма. Согласно абзаца второго п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме этого, в данной норме указано, что размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв. метров. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Вышеприведенные положения принимались в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР и в системной взаимосвязи с ним предусматривали в качестве единственного основания внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам - отсутствие у них жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 (в ред. от 21.03.2006 № 209 и от 26.04.2010 № 497) утверждён Порядок предоставления жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в силу пунктов 2, 5 и 6 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ тоже при условии отсутствия закрепленного жилого помещения. При этом департамент образования: - на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина-получателя жилья нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем, с 1 марта 2005 года введён в действие Жилищный Кодекс РФ, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. По смыслу вышеназванной статьи, такого основания внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам, как отсутствие у них закреплённых жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя, Жилищный Кодекс РФ не предусматривает. При этом, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011г. № 746-О-О «По жалобе Юнусова Л.Л. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации», закреплённое данным пунктом правовое регулирование в системной связи с положениями ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. А поскольку Жилищным Кодексом Российской Федерации установлены общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права этих граждан в силу статей 55 (часть3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного Кодекса РФ и положений части 2 статьи 11 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьёй 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закреплённого за ними жилого помещения общей площадью менее учётной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Из материалов дела следует, что за Ершовым С.С. закреплено жилое помещение общей площадью 65,5 кв.м.. На каждого члена семьи, проживающего на указанной жилой площади, приходится около 9,4 кв.м., т.е. менее установленной вышеназванным решением Совета народных депутатов Муромского района учетной нормы (10 кв.м.). Анализ вышеприведённых законодательных положений свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, и при этом единственным основанием для внеочередного предоставления таким лицам жилого помещения по договорам социального найма является принятие их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с ЖК РФ, независимо от наличия или отсутствия закреплённого жилого помещения. Поскольку данные обстоятельства в судебном заседании нашли своё подтверждение, полномочия администрации Муромского района по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в Муромском районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, закреплено и в Уставе муниципального образования Муромский район, истец Ершов С.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до настоящего времени жильём не обеспечен, исковые требования Муромского городского прокурора в его интересах к администрации Муромского района о возложении обязанности по предоставлению ему такого жилья вне очереди являются обоснованными. Однако требование Муромского городского прокурора о возложении на департамент образования администрации Владимирской области обязанности по передаче денежных средств органам местного самоуправления Муромский район для приобретения квартиры для Ершова С.С. не подлежит удовлетворению, поскольку данные отношения (между администрацией Муромского района и департаментом образования администрации Владимирской области) выходят за рамки спорного правоотношения - о предоставлении жилого помещения вне очереди, и жилищное законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права истца (ст. 11 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Как установлено выше, обязанность по предоставлению истцу Ершову С.С. вне очереди жилого помещения по договору социального права возникла у администрации Муромского района, следовательно, Департамент образования администрации Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Ершова С.С. удовлетворить частично. Обязать администрацию Муромского района предоставить Ершову С.С. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. метров, за счёт средств бюджета Владимирской области. В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора к Департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности по передаче денежных средств органу местного самоуправления муниципальному образованию Муромский район в лице администрации Муромского района для приобретения жилого помещения отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья С.Е.Бибеева