Дело № 2-2367/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е 26 декабря 2011 года Муромский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Бибеевой С.Е. при секретаре Холодиловой О.Ю. с участием помощника прокурора Лобаненковой И.Ю., истца Майоровой М.Е., представителей ответчиков Смирновой О.Г., Быковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Майоровой М.Е. к администрации Муромского района и Департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Муромский городской прокурор, действуя в интересах Майоровой М.Е., обратился в суд с иском к администрации Муромского района о внеочередном предоставлении Майоровой М.Е. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 45 кв. м. на семью из трех человек, за счет средств бюджета Владимирской области. 25 ноября 2011 года Муромский городской прокурор, действуя в интересах Майоровой М.Е., уточнил исковые требования, и, указав в качестве второго ответчика Департамент образования администрации Владимирской области, просит: 1) обязать администрацию Муромского района предоставить Майоровой М.Е. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, на состав семьи из трех человек, общей площадью не менее 45 кв. м, за счет средств бюджета Владимирской области; 2) обязать Департамент образования администрации Владимирской области передать органам местного самоуправления муниципального образования Муромский район в лице администрации Муромского района денежные средства для приобретения жилого помещения Майоровой М.Е. В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Лобаненкова И.Ю. поддержала исковые требования. В обоснование иска пояснила, что Майорова М.Е. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением суда ее родители были лишены родительских права, она воспитывалась бабушкой, находилась на государственном обеспечении, проживает по адресу: .... Закрепленного жилья Майорова М.Е. не имеет, зарегистрирована по месту жительства ее бабушки, фактически проживает с новорожденным ребенком и мужем на частной квартире по адресу: ..... В установленном порядке Майорова М.Е. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и принята на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Майорова М.Е. жильем не обеспечена. Поскольку действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложена на органы местного самоуправления, а обязанность финансирования – на департамент образования администрации Владимирской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Истица Майорова М.Е. исковые требования Муромского городского прокурора, предъявленные в ее интересах, поддержала по изложенным помощником прокурора основаниям. Представитель ответчика администрации Муромского района по доверенности Смирнова О.Г. не возражала против удовлетворения исковых требований. Представитель ответчика Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В. возражала против удовлетворения иска, указав, что Департамент образования является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передано органам местного самоуправления, в том числе муниципальному образованию Муромский район, и в областном бюджете ежегодно предусматриваются финансовые средства для осуществления данных полномочий в виде субвенций. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Майорова М.Е., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается решением Муромского городского суда от 30 декабря 2004 года о лишении ее родителей родительских прав. Указанным решением она была передана на попечение органа опеки и попечительства. Майорова М.Е. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...., по месту жительства ее бабушки, которая владеет и пользуется указанным жилым помещением на основании договора социального найма жилого помещения с СПК «Мир». Жилое помещение за Майоровой М.Е. не было закреплено. Указанная квартира состоит из 2 комнат, общая площадь квартиры 37,3 кв.м., жилая – 23,1 кв.м. В квартире зарегистрировано по месту жительства 5 человек. (дата) года истица зарегистрировала брак с Майоровым А.А. (дата) года у них родился сын Майоров М.А. В настоящее время Майорова М.Е. вместе с семьей снимает частную квартиру по адресу: ..... Другого жилого помещения у истицы не имеется. Решением жилищной комиссии администрации Муромского района от 14 декабря 2010 года № 13, утверждённым постановлением Главы района от 20 декабря 2010 года № 1181, Майорова М.Е. принята на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по Борисоглебскому сельскому поселению для внеочередного предоставления жилого помещения на основании пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, для последующего обеспечения жильем в рамках реализации постановления Губернатора Владимирской области от 13 июля 2005 года № 398 «О предоставлении жилой площади за счет средств областного бюджета детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения». При установленных судом обстоятельствах объективная нуждаемость Майоровой М.Е. в жилом помещении по договору социального найма очевидна, представитель администрации Муромского района данное обстоятельство признаёт. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Согласно абзаца второго п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Кроме этого в данной норме указано, что размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области. Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м.. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления. Решением Совета народных депутатов Муромского района № 80 от 24.05.2006 г. норма предоставления жилого помещения установлена в 15 кв.м., т.е. ниже, чем в вышеуказанном Законе. Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 (в ред. от 21.03.2006 № 209 и от 26.04.2010 № 497) утверждён Порядок предоставления жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в силу пунктов 2, 5 и 6 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди в соответствии со ст.57 ЖК РФ тоже при условии отсутствия закрепленного жилого помещения. При этом департамент образования: - на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; - определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год. Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина-получателя жилья нуждающимся в жилом помещении. Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьёй 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закреплённого за ними жилого помещения общей площадью менее учётной нормы, приходящейся на одного члена семьи. Анализ вышеприведённых законодательных положений свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, и при этом основанием для внеочередного предоставления таким лицам жилого помещения по договорам социального найма является принятие их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от наличия или отсутствия закреплённого жилого помещения. А поскольку данные обстоятельства в настоящем судебном заседании нашли своё подтверждение, полномочия администрации Муромского района по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в Муромском районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, закреплено и в Уставе, истица Майорова М.Е. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет закрепленного жилого помещения, и до настоящего времени жильём не обеспечена, исковые требования Муромского городского прокурора о возложении обязанности по предоставлению ей такого жилья вне очереди являются обоснованными. При этом суд считает, что жилое помещение ей должно быть предоставлено с учётом установленной Законом Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ социальной нормы для одиноких граждан – не менее 26 кв. метров общей площади, поскольку именно Майорова М.Е. является лицом из числа детей-сирот и именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, а доводы прокурора о том, что Майоровой М.Е., ее малолетнему ребенку и супругу должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 45 кв.м., т.е. на семью из 3 человек, основаны на ином толковании норм материального права. Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Наличие у Майоровой М.Е. супруга и малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством. Вместе с тем требование Муромского городского прокурора о возложении на департамент образования администрации Владимирской области обязанности по передаче денежных средств органам местного самоуправления Муромского района для приобретения квартиры для Майоровой М.Е. не подлежит удовлетворению, поскольку данные отношения (между администрацией Муромского района и департаментом образования администрации Владимирской области) выходят за рамки спорного правоотношения - о предоставлении жилого помещения вне очереди, и жилищное законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права истца (ст. 11 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»). Как установлено выше, обязанность по предоставлению Майоровой М.Е. вне очереди жилого помещения по договору социального права возникла у администрации Муромского района, следовательно, департамент образования администрации Владимирской области является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Майоровой М.Е. удовлетворить частично. Обязать администрацию Муромского района предоставить Майоровой М.Е. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. метров, за счёт средств бюджета Владимирской области. В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора к Департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности по передаче денежных средств органу местного самоуправления Муромский район в лице администрации Муромского района для приобретения жилого помещения отказать. На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья С.Е.Бибеева