2-2239/2011 от 27 декабря 2011 года о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-2239/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2011 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бибеевой С.Е.

при секретаре Холодиловой О.Ю.

с участием помощника прокурора Лобаненковой И.Ю., истца Паниной Д.А., представителя ответчика Департамента образования администрации Владимирской области Быковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах Паниной Д.А. к администрации округа Муром и Департаменту образования администрации Владимирской области о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Муромский городской прокурор, действуя в интересах Паниной Д.А., обратился в суд с иском к администрации округа Муром о внеочередном предоставлении Паниной Д.А. жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м, за счет средств бюджета Владимирской области.

25 ноября 2011 года Муромский городской прокурор, действуя в интересах Паниной Д.А., уточнил исковые требования, и, указав в качестве второго ответчика Департамент образования администрации Владимирской области, просит:

1) обязать администрацию округа Муром предоставить Паниной Д.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв. м. на семью из 2 человек, за счет средств бюджета Владимирской области;

2) обязать департамент образования администрации Владимирской области передать денежные средства органам местного самоуправления округа Муром, необходимые для приобретения жилого помещения Паниной Д.А.

В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Лобаненкова И.Ю. поддержала исковые требования.

В обоснование иска пояснила, что Панина Д.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Над Паниной Д.А. было установлено попечительство, обязанности попечителя были возложены на ее дядю Бадинер М.А.. Право пользования каким-либо жилым помещением за Паниной Д.А. не закреплялось. В установленном порядке Панина Д.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, и принята на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Панина Д.А. жильем не обеспечена. В настоящее время Панина Д.А. вместе с малолетней дочерью проживает в квартире по адресу: .... которая принадлежит на праве собственности ее родственнице В.А. Поскольку действующим законодательством обязанность по предоставлению жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа возложена на органы местного самоуправления, а обязанность финансирования – на Департамент образования администрации Владимирской области, как на главного распорядителя бюджетных средств, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец Панина Д.А. исковые требования Муромского городского прокурора, предъявленные в ее интересах, поддержала по изложенным помощником прокурора основаниям.

Представитель ответчика администрации округа Муром в судебное заседание не явился, представил суду отзыв по существу заявленного иска, не возражал против удовлетворения исковых требований в уточненной редакции.

Представитель ответчика Департамента образования администрации Владимирской области Быкова Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что Департамент образования является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 г. № 201-ОЗ полномочие по приобретению для предоставления вне очереди по договорам социального найма жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, передано органам местного самоуправления, в том числе муниципальному образованию округ Муром, и в областном бюджете ежегодно предусматриваются финансовые средства для осуществления данных полномочий в виде субвенций.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Панина Д.А., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается постановлением Главы округа Муром Владимирской области от 11 ноября 2002 года № 1655 об установлении над ней попечительства в связи со смертью родителей.

Попечителем Паниной Д.А. указанным постановлением был назначен М.А. Какое – либо жилое помещение за Паниной Д.А. не закреплялось.

(дата) года у истицы родилась дочь Панина К.Э.

Решением жилищной комиссии при администрации округа Муром (протокол заседания от 24 февраля 2010 года № 4), утверждённым постановлением Главы округа Муром от 04 марта 2010 года № 330, Панина Д.А. признана нуждающейся в жилом помещении и принят на учёт для внеочередного обеспечения жилой площадью составом семьи 2 человека.

В настоящее время Панина Д.А. вместе с малолетней дочерью проживает в квартире по адресу: ...., которая принадлежит на праве собственности ее родственнице В.А. Другого жилого помещения у нее имеется.

При установленных судом обстоятельствах объективная нуждаемость Паниной Д.А. в жилом помещении по договору социального найма очевидна.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно абзаца второго п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом определено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено и в п. 4 ст. 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Кроме этого в данной норме указано, что размер и порядок возмещения указанных в настоящей части расходов через выделение органам местного самоуправления субвенции устанавливаются постановлением Губернатора области.

Жилые помещения предоставляются с учетом установленных социальных норм не менее 15 кв. метров общей площади на каждого члена семьи, для одиноких граждан - не менее 26 кв.м.. В случае если органом местного самоуправления установлена норма предоставления жилого помещения выше, чем в настоящем Законе, применяется норма, установленная органом местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов округа Муром № 661 от 28.06.2006 г. норма предоставления жилого помещения установлена в 15 кв.м., т.е. ниже, чем в вышеуказанном Законе.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 13.07.2005г. № 398 (в ред. от 21.03.2006 № 209 и от 26.04.2010 № 497) утверждён Порядок предоставления жилой площади за счёт средств областного бюджета детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, в силу пунктов 2, 5 и 6 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение предоставляется вне очереди в соответствии со ст.57 ЖК РФ тоже при условии отсутствия закрепленного жилого помещения.

При этом департамент образования:

- на основании полученных сведений в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует для распределения средств областного бюджета на очередной финансовый год сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по форме согласно приложению N 2 к Порядку. Сводный список для предоставления жилого помещении вне очереди формируется в хронологической последовательности в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 N 226-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- определяет объем расходов на приобретение жилья с распределением средств муниципальным образованиям для включения в проект областного бюджета на соответствующий год.

Органы местного самоуправления приобретают жилье на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях проведения конкурсных торгов. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта.

Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основание для признания гражданина-получателя жилья нуждающимся в жилом помещении.

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьёй 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закреплённого за ними жилого помещения общей площадью менее учётной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Анализ вышеприведённых законодательных положений свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан возложена на органы местного самоуправления за счет средств областного бюджета, и при этом основанием для внеочередного предоставления таким лицам жилого помещения по договорам социального найма является принятие их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от наличия или отсутствия закреплённого жилого помещения.

А поскольку данные обстоятельства в настоящем судебном заседании нашли своё подтверждение, полномочия администрации округа Муром по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в округе Муром и нуждающихся в улучшении жилищных условий, закреплено и в Уставе округа Муром (пункт 1.40 ст. 44 Устава), истица Панина Д.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не имеет закрепленного жилого помещения, и до настоящего времени жильём не обеспечена, исковые требования Муромского городского прокурора о возложении обязанности по предоставлению ей такого жилья вне очереди являются обоснованными.

При этом суд считает, что жилое помещение ей должно быть предоставлено с учётом установленной Законом Владимирской области от 03.12.2004 г. № 226-ОЗ социальной нормы для одиноких граждан – не менее 26 кв. метров общей площади, поскольку именно Панина Д.А. является лицом из числа детей-сирот и именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, а доводы прокурора о том, что Паниной Д.А. и ее малолетней дочери должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 30 кв.м., т.е. на семью из 2 человек, основаны на ином толковании норм материального права.

Преамбула Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

Наличие на иждивении у Паниной Д.А. малолетнего ребенка не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством.

Вместе с тем требование Муромского городского прокурора о возложении на департамент образования администрации Владимирской области обязанности по передаче денежных средств органам местного самоуправления округа Муром для приобретения квартиры для Паниной Д.А. не подлежит удовлетворению, поскольку данные отношения (между администрацией округа Муром и департаментом образования администрации Владимирской области) выходят за рамки спорного правоотношения - о предоставлении жилого помещения вне очереди, и жилищное законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права истца (ст. 11 ЖК РФ, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Как установлено выше, обязанность по предоставлению истцу Паниной Д.А. вне очереди жилого помещения по договору социального права возникла у администрации округа Муром, следовательно, Департамент образования администрации округа Муром является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Муромского городского прокурора в интересах Паниной Д.А. удовлетворить частично.

Обязать администрацию округа Муром предоставить Паниной Д.А. вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв. метров, в округе Муром Владимирской области, за счёт средств бюджета Владимирской области.

В удовлетворении исковых требований Муромского городского прокурора к департаменту образования администрации Владимирской области о возложении обязанности по передаче денежных средств органу местного самоуправления округа Муром для приобретения жилого помещения отказать.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.Е.Бибеева