Решение № 2-151/2012 о признании незаконными действий по рассмотрению обращения



Дело № 2-151/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

19 января 2012 года.

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Бабеншевой Е.А.

при секретаре Царевой Е.А.

с участием истца Шапошникова С.Л.

представителя ответчика Чуцкова А.А.

в открытом судебном заседании в городе Муроме Владимирской области рассмотрел гражданское дело по иску Шапошникова С.Л. к администрации округа Муром о признании незаконными действий по рассмотрению обращения, возложении обязанности и взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Шапошников С.Л. обратился в суд с иском к администрации округа Муром и просит:

1.     признать незаконными действия администрации округа Муром по работе с заявлением Шапошникова С.Л. о предоставлении информации состава и стоимости работ, включенных в тариф платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения п.6 Приложения Постановления администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829;

2.     обязать администрацию округа Муром предоставить истцу информацию о составе и стоимости работ, включенных в тариф платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения п.6 Приложения Постановления администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829;

3.     взыскать с администрации округа Муром в пользу Шапошникова С.Л. компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей.

В обоснование заявленных требований указал в иске, что является нанимателем по договору социального найма квартиры .... ...., и оплачивает содержание жилья и текущий ремонт в размере, установленном п.6 Приложения к Постановлению администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829. В ноябре 2011 года он подал в администрацию округа Мурома заявление о предоставлении ему калькуляцию работ, включенных в данную плату. На заявление им был получен ответ с приложением, подписанным руководителями ООО «МЦ ЖКХ» и МУП «МЦ ЖКХ». Считает, что ответ не соответствует ст.156 ЖК РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491,поскольку в приложение приведен перечень работ, отличный от перечня, указанного в данном постановлении. Поскольку ответчиком была предоставлена истцу информация, не соответствующая закону, то нарушено его право на получение от органов местного самоуправления информации в любых формах и из любых источников, предусмотренное ст.8 Федерального закона РФ от 27.07.2006г. № 149-ФЗ « Об информации». ( л.д.3-4)

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, и пояснил, что ответ администрации считает незаконным, поскольку он запрашивал сведения относительно жилых помещений, а ему представлен ответ относительного жилого фонда, то есть ему дали ответ не по существу поставленного вопроса, чем было ограничено его право на доступ к информации. Ответ не соответствовал Правилам делопроизводства и документооборота, поскольку не содержал реквизитов об авторе, виде, месте составления, даты принятия, регистрационного номера, в связи с чем невозможно определить, что приложение относится к Постановлению Главы округа Муром от 13.12.2010г. № 2829. Также сообщил, что поскольку в перечень работ, указанных в приложении к ответу, не указаны определенные виды работ, то он как наниматель лишен возможности требовать об уменьшении платы в случае некачественного оказания работ согласно Постановлению Правительства РФ № 491, поскольку в ответе не указаны стоимости всех работ, предусмотренных данным постановлением. Действиями ответчика причинен истцу моральный вред, так как вызвали его переживания и душевный дискомфорт.

Представитель ответчика администрации округа Муром Чуцков А.А. (по доверенности л.д.17) против удовлетворения требований истца возражал. Пояснил суду, и указал в письменном отзыве на иск ( л.д.20), что Шапошникову С.Л. был направлен ответ, соответствующий ст.165 ЖК РФ с полным перечнем статей затрат, составляющих тариф на содержание и текущий ремонт жилого фонда на 2011 год по жилым домам, имеющим не все виды благоустройства. Считает, что какие-либо права истца действиями ответчика не нарушены, причинной связи между действиями ответчика и наступлением морального вреда не имеется.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

Согласно ст.2 Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

В силу ч.2 ст.8 указанного Закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

В соответствии с ч.1ст.12 данного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В силу ч.2 ст.165 ЖК РФ органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.

Судом установлено, что Шапошников С.Л., являясь нанимателем по договору социального найма квартиры ...., 29.10.2011 года направил в администрацию округа Мурома заявление с просьбой представить калькуляцию работ, включенных в состав платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений по п.6 Приложения к Постановлению администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829. ( л.д.6,10-12,32)

Заявление поступило в администрацию 10.11.2011г., где прошло регистрацию, и в соответствии с резолюцией Главы округа Мурома 10.11.2011г. передано для рассмотрения в отдел цен администрации округа, о чем был уведомлен заявитель. ( л.д.30-31)

05.12.2011г. Шапошникову С.Л. направлен ответ, согласно которому заявителю представлены затраты в тарифе на содержание и текущий ремонт жилого фонда на 2011 г. по жилым домам, имеющим не все виды благоустройства, в соответствии с Постановлением администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829 согласно приложению. Ответ подписан заместителем Главы администрации округа Муром, начальником управления ЖКХ. К ответу приложен перечень статей затрат, включенных в указанный тариф, согласованный первым заместителем Главы администрации по экономике и промышленности. ( л.д.8)

Порядок и срок рассмотрения обращения Шапошников С.Л. не оспаривает.

Согласно ч.2 ст. 156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).

В п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, установлен перечень работ для содержания общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что Постановлением Главы округа Мурома от 13.12.2010 г. № 2829 установлена с 01 января 2011 года плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма согласно приложению. В приложении к постановлению под п.6 для вида жилого фонда – жилые дома, имеющие не все виды благоустройства, указан размер платы за 1 кв.м. в месяц в размере 6,78 руб. ( л.д.9)

Свидетель Л., работник (данные изъяты), пояснила, что для разработки тарифа собиралась информация через ООО «МЦ ЖКХ» и МУП «МЦ ЖКХ» от МУП РЭУ, обслуживающих квартиры муниципального жилищного фонда, о стоимости услуг по статьям затрат, определенных согласно Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства. Размер тарифа определен как средняя величина по представленным цифрам. После чего данный тариф согласован с первым заместителем Главы администрации по экономике и промышленности, и с докладными записками передан Главе округа, который затем утвердил данную величину тарифа постановлением.

В приложении к ответу заявителю имеются данные о величине тарифа 6,78 руб за 1 кв.м. на содержание и текущий ремонт жилого фонда на 2011 г. по жилым домам, имеющим не все виды благоустройства, с указанием перечня статей затрат, включенных в данный тариф. В данный перечень включены: ремонт конструктивных элементов, ремонт инженерного оборудования, благоустройство, оплата труда рабочих, отчисления, материалы, прочие прямые расходы, расходы на электроэнергию, лифт, аварийное обслуживание, услуги Муромгоргаза, вывоз ТБО, общеэксплуатационные расходы, себестоимость услуги, рентабельность, услуги сторонних организаций. Расчет тарифа согласован первым заместителем Главы администрации по экономике и промышленности.( л.д.8,43)

Перечень статей затрат соответствует перечню, указанному в приложении «6ж» Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением государственного комитета РФ по строительству, архитектуре и жилищной политике от 23.02.1999г. № 9 ( в редакции Постановления Госстроя РФ от 12.10.00 № 103). Согласно п.3 указанного Постановления рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях снижения затрат на производство жилищно - коммунальных услуг довести Методику до организаций ЖКХ.

Согласно п. 2.19 должностной инструкции к обязанностям первого заместителя Главы администрации округа Мурома по экономике и промышленности относится руководство проведением единой политики ценообразования в округе, в том числе процессом регулирования тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий. В п. 2.20 инструкции к обязанностям также отнесено осуществление общего руководства по анализу и проверке расчетных материалов в целях утверждения экономически обоснованных тарифов. Согласно п. 2.23 инструкции обязанностями также является руководство разработкой проектов постановлений, распоряжений Главы округа, других нормативных актов, осуществление контроля над исполнением постановлений Главы округа по вопросам своей компетенции. ( л.д.36-41)

Положением о порядке регулирования цен ( тарифов) в округе Муром, утвержденным Постановлением Главы округа Муром от 07.12.2010 г. № 2790, определяется порядок регулирования размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма ( п.п «в» п.1.3). К функциям отдела цен администрации относится рассмотрение проектов цен на товары, работы и услуги муниципальных предприятий, учреждений, надбавок к тарифам и тарифов на подключение организаций коммунального комплекса согласно действующим методикам, рекомендациям, и подготовка предложений для принятия решения органом регулирования, определение методов ценового регулирования для каждого вида предоставляемых работ и услуг (п.п. «а,б» п.3.1) Также в п. 4.9. Положения указано, что сформированное итоговое заключение и проект постановления об установлении цен, указанных в п.п «а,б,в» п.1.3., отдел цен администрации представляет на утверждение Главе округа.( л.д.24-29)

Таким образом, представленные доказательства в своей совокупности подтверждают тот факт, что Шапошникову С.Л. направлен ответ на его обращение по существу заявленного вопроса. Так, заявитель просил в обращении представить ему калькуляцию работ, включенных в состав платы за содержание и текущий ремонт жилых помещений по п.6 Приложения к Постановлению администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829 ( то есть к Постановлению Главы округа от 13.12.2010 г. № 2829. что не оспаривает истец). В ответе ему был представлен перечень работ и затрат, включенный в данный тариф, который был разработан и утвержден Главой округа Мурома в п.6 указанного постановления. Тариф разработан в установленном порядке.

Довод истца о том, что представленный перечень не соответствует перечню работ по Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в связи, с чем ответ является незаконным и свидетельствует о предоставлении истцу недостоверной информации, суд находит необоснованным.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.

Таким образом, указанные нормы Закона во взаимосвязи с ст. ст. 156 -157 ЖК РФ и п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, указывают на то, что утверждение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма относится к компетенции органов местного самоуправления, и объем необходимых мероприятий, обеспечивающих надлежащее состояние данного имущества, и включенных в данную оплату, определяется органами местного самоуправления самостоятельно в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.

Шапошникову С.Л. была представлена достоверная информация о составе работ, включенных в тариф для дома, имеющего не все виды благоустройства, что и запрашивал истец. Постановление Главы округа Муром от 13.12.2010г. № 2829 является действующим, не оспорено истцом или другими заинтересованными лицами, доведено до сведения неопределенного круга лиц путем опубликования.

В случае ненадлежащего содержания общего имущества из-за отсутствия ( или некачественного оказания) необходимого вида работ, повлекшего нарушения прав истца, он имеет право обратиться с соответствующими требованиями. Вопрос о надлежащем (или ненадлежащем) содержании многоквартирного дома, в котором расположена квартира истца, предметом рассмотрения в настоящем судебном заседании не является.

Довод истца о том, что приложение к ответу на его обращение, с расчетом тарифа, не имеет реквизитов, предусмотренных Правилами делопроизводства в федеральных органов исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.06.2009г. № 477, не дает оснований к удовлетворению иска, поскольку отсутствие реквизитов является несущественным недостатком письменного ответа, не повлекшим нарушений прав и свобод Шапошникова С.Л.

Вместе с тем, данный документ, согласованный первым заместителем Главы администрации округа Мурома по экономике и промышленности в пределах его полномочий, соответствует п.11 указанных Правил, согласно которому согласование документа в федеральном органе исполнительной власти оформляется визой уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона « О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. N59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Проанализировав указанные положения законов, нормы Федерального закона РФ от 27.07.2006г. № 149-ФЗ « Об информации», а также обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не было допущено нарушений действующего законодательства при рассмотрении обращения Шапошникова С.Л., поскольку его заявление рассмотрено в установленный законом срок уполномоченными должностными лицами, при этом, в ответе на обращение содержатся подробная и достоверная информация на поставленный заявителем вопрос.

Нарушения каких-либо прав и законных интересов истца указанным ответом судом не установлено.

Следовательно, правовые основания для привлечения ответчика к гражданской ответственности отсутствуют, кроме того, не имеется оснований для компенсации морального вреда, поскольку в ходе рассмотрения спора по существу не был установлен факт виновного поведения ответчика, а истцом не представлено доказательств факта причинения ему морального вреда.

Данные обстоятельства свидетельствует о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Шапошникова С.Л. :

1.     признать незаконными действия администрации округа Муром по работе с заявлением Шапошникова С.Л. о предоставлении информации состава и стоимости работ, включенных в тариф платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения п.6 Приложения Постановления администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829;

2.     обязать администрацию округа Муром предоставить истцу информацию о составе и стоимости работ, включенных в тариф платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения п.6 Приложения Постановления администрации округа Муром от 13.12.2010г. № 2829;

3.     взыскать с администрации округа Муром в пользу Шапошникова С.Л. компенсацию морального вреда в размере 25000 рублей

- оставить без удовлетворения.

На решение могут быть принесены апелляционные жалобы во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 24 января 2011 года.

Судья Е.А.Бабеншева