Решение № 12-85/2011 от 21.07.2011 по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ



Дело № 12-85/2011г.

РЕШЕНИЕ

г. Муром 21 июля 2011 г.

Судья Муромского городского суда Владимирской области Швецова М.Е. с участием заявителя Смирновой В.Н., заместителя главного государственного инспектора округа Муром и Муромского района по пожарному надзору Ярандина Е.С., государственного инспектора округа Муром м Муромского района по пожарному надзору Сытина С.А. рассмотрев в г. Муроме в помещении Муромского городского суда жалобу Смирновой В.Н., персональные данные, на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора округа Муром и Муромского района по пожарному надзору от 30.05.2011г. Смирнова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.4. Кодекса РФ (далее КоАП РФ), а именно в том, что она как физическое лицо - гражданка 26 мая 2011г. на территории населенных пунктов Подболотского сельского округа (п. Муромский, д. Александровка, д.Орлово) нарушила п.90 Правила Пожарной безопасности в РФ, ППБ 01-03(далее Правил), а именно « не обозначены места расположения пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.»

Постановлением Смирнова В.Н. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.

Указанное постановление обжаловано Смирновой В.Н. в суд. В обоснование жалобы заявитель указала, что работает заведующей отделом Подболотского сельского округа муниципального учреждения округа Муром « Управление общественного самоуправления»(далее МУ « УОС»), возглавляемый ею отдел, где кроме неё работают 2 специалиста, и само МУ « УОС») не относятся к органам муниципальной власти, то есть органам местного самоуправления – администрациям сельского поселения. Согласно её должностной инструкции она не обязана обозначать места расположения пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним, это является обязанностью органов местного самоуправления, а именно обязанностью администрации округа Муром. Обозначать места расположения пожарных гидрантов в Подболотском сельском округе в силу действующего законодательства обязано МУП «Водоканал», о чём 21 апреля 2011г. она как руководитель отдела общественного самоуправления направила письмо директору МУП «Водоканал», от руководства которого в июне 2011г. получила ответ, что указанные работы будут осуществлены до 30.06.2011г.. Просит отменить постановление о привлечении её к административной ответственности и прекратить производство по делу за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Государственные инспекторы округа Муром и Муромского района по пожарному надзору обжалуемое постановление считают законным и обоснованным, полагая, что в действиях должностного лица Смирновой В.Н. имеются признаки состава административного правонарушения, поскольку должностной инструкцией на нее возложены обязанности по контролю за соблюдением пожарной безопасности на подведомственной ей территории.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и жалобу, нахожу её подлежащим удовлетворению, а постановление о привлечении заявителя к административной ответственности подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

1. Как указано в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении Смирнова В.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 20.4. КоАП РФ как физическое лицо – гражданин. По действующему законодательству физические лица – граждане не обязаны обозначать места расположения пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним. Поэтому в действиях заявителя отсутствует состав вмененного ей правонарушения.

Кроме того, действия заявителя квалифицированы протоколом об административном правонарушении и постановлением по делу об административном правонарушении как правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.4. КоАП РФ, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима. Однако ни протоколом об административном правонарушении,ни постановлением по делу об административном правонарушении заявителю не вменено в вину нарушение требований пожарной безопасности именно в условиях особого противопожарного режима, а вменена ч.1 ст. 20.4.. КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности без отягчающих обстоятельств.

Из-за указанных существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, допущенных при производстве по делу, устранить которые без ухудшения положения заявителя невозможно, постановление о привлечении заявителя к административной ответственности в силу п.3) ч.1 ст.30.7. КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу.

2. Части 1 и 2 статьи 20.4. КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушения требований пожарной безопасности.

Пункт 90 Правил пожарной безопасности предусматривает, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы местного значения.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселения является вопросом местного значения.

В соответствии со статьями 19 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» именно к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Федеральным законом РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123- ФЗ, установлено, что пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления.

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

Согласно устава муниципального учреждения округа Муром « Управление общественного самоуправления» само МУ «УОС», его отделы, КОСы, не относятся к органам местного самоуправления, МУ «УОС» учреждено муниципальным образованием округ Муром, но не относится, как и его отделы, КоСы, к органам муниципальной власти. Поэтому на должностных лицах МУ « УОС» и его отделов не лежит обязанность обозначать места расположения пожарных гидрантов и других источников противопожарного водоснабжения, а также направления движения к ним.

Подтверждением того, что именно органы местного, а не общественного самоуправления обязаны обозначать места расположения источников противопожарного водоснабжения является п. 87 «Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 (ред. от 23.05.2006), где указано, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, в данном случае МУП « Водоканал», обязана обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным в колодцах, находящихся на обслуживании организации водопроводно-канализационного хозяйства.

3. В силу ч. 1 ст. 2.4. КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно должностной инструкции заведующего отделом Подболотского сельского округа, утвержденной начальником МУ «Управление общественного самоуправления», заведующий отделом вправе осуществлять в пределах своей компетенции общее руководство отделом сельского округа, руководить работой специалистов отдела; издавать приказы, принимать решения в пределах своей компетенции; обязан осуществлять контроль за соблюдением правил пожарной безопасности.

Как следует из пояснений заявителя и представленных ею суду документов она надлежаще в пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в Подболотском сельском округе, а именно как заведующая отделом разработала и 28.01.2011г. утвердила план мероприятий по противопожарной безопасности на территории Подболотского сельского округа на 2011г., что подтверждается приказом и планом; при выявлении в округе нарушений требований пожарной безопасности обращается с ходатайствами в орган местного самоуправления и его отделы об устранении этих нарушений, что подтверждается письменным ходатайством от 21.04.2011г. зав. отделом Подболотского сельского округа Смирновой В.Н. к директору МП « Водоканал» организовать работы по обозначению расположения пожарных гидрантов в д. Александровка и в пос. Муромский, провести проверку их технического состояния; письменным ходатайством зав. отделом Подболотского сельского округа Смирновой В.Н. к председателю Комитета территориального самоуправления администрации округа Муром о надлежащем содержании дорог, водообеспечении, благоустройстве, о проведении работ во исполнение правил противопожарной безопасности : провести опашку населённых пунктов, установить звуковые сигналы, обозначить гидранты и водоёмы.

Из приведенных доказательств следует, что заявитель как должностное лицо надлежаще исполняет свои служебные обязанности по контролю за соблюдением требованием пожарной безопасности в Подболотском сельском округе.

Таким образом, в действиях заявителя отсутствует нарушение требований пожарной безопасности. Поэтому постановление о привлечении заявителя к ответственности за такое нарушение подлежит отмене за необоснованностью и незаконностью, а дело прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья

РЕШИЛА:

Постановление заместителя главного государственного инспектора округа Муром и Муромского района по пожарному надзору от 30.05.2011 г. в отношении Смирновой В.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4. КоАП РФ, отменить, дело об административном правонарушении производством прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии настоящего судебного решения.

Судья: Швецова М.Е.