решение по иску прокурора в интересах Шарапова А.Н.



                                                                       РЕШЕНИЕ

                                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июля 2010 года судья Муравленковского городского суда, Ямало-Ненецкого автономного округа, Кочнева М.Б., при секретаре судебного заседания Грековой Е.А., с участием помощника прокурора г.Муравленко Берсенева С.С., истца Шарапова А.Н., представителя ответчика администрации г.Муравленко и третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Муравленко Вологин Д.П., действующего на основании доверенностей от 01.06.2010 г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-307/2010 по иску прокурора г.Муравленко, действующего в интересах Шарапова А.Н. к администрации г.Муравленко, Агентству жилищной политики Администрации ЯНАО о включении в списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения,

                                                                    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Муравленко, действующий в интересах Шарапова А.Н. обратился в суд с иском к Администрации г.Муравленко о включении в списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска изложил, что Шарапов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается свидетельством о смерти матери - Ш1. и решением суда о признании отца Ш. безвестно отсутствующим. Шарапов А.Н. проживает по адресу: <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Х. и Л. Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). В соответствии с п. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005№ 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (далее - Закон) право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют, в том числе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из положений ст. 10 Закона в случае наступления в году, следующего за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список №, 3- При этом в окружном бюджете на следующий год предусматриваются средства для обеспечения жильем граждан данной категории исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исходя из количества и с учетом состава семьи лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в Список N 3. Из смысла правовых норм следует, что для получения гражданином, являющимся лицом из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей необходима определенная процедура, как-то включение данного лица в список № 3, предусмотренный ст. 10 Закона. В соответствии со ст. 18 Закона при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет на одного человека - 33 кв. метра общей площади жилого помещения. В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.12.2007 № 115-ЗАО с 01.01.2009 отдельные государственные полномочия автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Учитывая, что Шарапов А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у него наступило право на внеочередное получение жилого помещения, администрация г. Муравленко обязана обеспечить его вне очереди жилым помещением по договору социального найма в черте г. Муравленко исходя из нормы 33 кв. метра общей площади на одного человека. При этом обеспечение вне очереди жилым помещением Шарапова А.Н. не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Основанием для обращения прокурора г. Муравленко в суд является обращение Шарапова А.Н. о защите нарушенного права на предоставление жилого помещения. Просит обязать администрацию МО г.Муравленко включить Шарапова А.Н. в список № 3 - список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений в 2010 году. Обязать администрацию МО г. Муравленко предоставить Шарапову А.Н. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся в черте г. Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа общей площадью не менее 33 квадратных метра. Взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора г.Муравленко Берсенев С.С. и истец Шарапов А.Н., настаивают на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, изложив сведения и доводы описанные выше.

Представитель ответчика администрации г.Муравленко и третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Муравленко Вологин Д.П., возражает против удовлетворения исковых требования, поскольку истец не обращался к администрации г.Муравленко по вопросу предоставления жилого помещения и постановки на учет как лица из числа детей-сирот. Кроме того, истец состоит на учета как лицо данной категории в Тюменской области, где и должен по мнению представителя получать жилое помещение.

Представитель Агентства жилищной политики Администрации ЯНАО в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, предоставили мнение по иску, с исковыми требованиями не согласны.

Свидетель Х., допрошенная в судебном заседании суду пояснила, что работает в УЖКХ, к ней обратились знакомые с просьбой посоветовать и помочь человеку, который является сиротой с детства, но живет и работает в городе уже много лет, она после собеседования с истцом поняла, что он достиг возраста 23 лет и поставить его на учет детей-сирот, по Закону ЯНАО невозможно, хотя он имеет право на получение жилого помещения. В то же время у него еще были утеряны все документы, подтверждающие факт его сиротства, воспитания в детском доме, паспорт, ему было предложено обратиться в прокуратуру, а затем ему понадобилась регистрация в городе Муравленко, свидетель согласилась зарегистрировать его по своему месту жительства, приняла такое решение по причине сострадания к тому, что он пережил.

Суд, заслушав стороны, свидетеля Х., изучив материалы, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В соответствии со ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В силу ст. 16 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в редакции от 01.03.10. право на получение по договору социального найма жилых помещений жилищного фонда автономного округа имеют, в том числе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из положений ст. 10 Закона в случае наступления в году, следующего за текущим, обстоятельств, дающих право на внеочередное получение жилых помещений, лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в список №, 3- При этом в окружном бюджете на следующий год предусматриваются средства для обеспечения жильем граждан данной категории исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исходя из количества и с учетом состава семьи лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в Список N 3. В соответствии со ст. 18 Закона при предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, норма предоставления составляет на одного человека - 33 кв. метра общей площади жилого помещения. В соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.12.2007 № 115-ЗАО с 01.01.2009 отдельные государственные полномочия автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления.

Так, из свидетельства о рождении Шарапова А.Н., выданного повторно <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что родителями Шарапова А.Н.,ДД.ММ.ГГГГ г рождения, являются Ш1., Ш. ( л.д.16). Согласно свидетельству о смерти Ш1., ДД.ММ.ГГГГ. г рождения умерла ДД.ММ.ГГГГ. года в <адрес> (л.д.17). Отец истца был осужден, что подтверждается приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. по <данные изъяты>. ( л.д.37-38). Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.отец истца был признан безвестно отсутствующим, что подтверждается копией решения суда( л.д.85). Из распоряжения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.следует, что Шарапов А.Н.был помещен в <данные изъяты> среднюю школу-интернат (л.д.7). По сообщению исходящий номер от ДД.ММ.ГГГГ.Шарапов А.Н.был снят с полного государственного обеспечения <данные изъяты> школы -интернат и зачислен в <данные изъяты>.( л.д.8). Кроме того, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по <данные изъяты> следует, что Шарапов А.Н. значится под номером , дата постановки ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.20) Однако, жилым помещением по месту постановки на учет Шарапов А.Н.обеспечен не был по причине неизвестности его местонахождения, что подтверждается копиями ответов из Главного управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.93) и ответа Управления опеки и попечительства и охране прав детства по <данные изъяты> ( л.д.94). Какого либо жилого помещения на условиях договора найма жилого помещения, праве собственности в <данные изъяты> истец не имеет, что подтверждается материалами дела, сообщениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, картографии, кадастра по ЯНАО, Тюменской области и органами технической инвентаризации ( л.д.29-32, 45-50).

Из объяснений истца следует, что в составе строительной бригады прибыл из города Тюмени в город Муравленко для строительства школы, проживает в городе Муравленко около 5 лет, после сдачи данного объекта вновь трудоустроился, выезжать по прежнему месту жительства не намерен, так как не имеет жилья ни в городе Тюмени, где проживал в общежитии в период учебы в училище, ни в <данные изъяты>, а так же отсутствует возможность оформить где либо регистрацию по месту жительства, которую он имеет в городе Муравленко а так же возможность иметь постоянную работу.

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что истец должен быть обеспечен жильем по месту его постановки на учет является несостоятельной и не может принята судом во внимание, поскольку отказ по данному основанию в предоставлении жилого помещения фактически лишает Шарапова А.Н.социальной поддержки органов власти, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства. Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено в ч.2 ст.19 Конституции РФ. Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан-недопустимо. В силу ст. 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Учет, а так же предоставление жилых помещений вышеуказанным категориям граждан должны осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания ( или временного пребывания).

Кроме того, истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 1985 г. до достижения им 23 летнего возраста, его право на внеочередное обеспечение жилым помещением не реализовано до настоящего времени, следовательно, исполнительный орган власти не может быть освобожден от обязанности предоставить истцу жилое помещение в соответствии с требованиями федерального законодательства. Утверждение представителя Агентства жилищной политики ЯНАО в этой части так же не принимается во внимание, поскольку основано на неправильном толковании норм права.

Между тем, оснований для удовлетворения исковых требований о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеется, поскольку в аналогичные списки истец включен в 1985 <данные изъяты>, что подтверждается материалами дела, а так же противоречило бы ст.7 Закона ЯНАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО», которой предусмотрено, что данная категория лиц вправе обратиться с заявлением о постановке до достижения им 23 лет, истец на момент обращения с данным заявлением в Администрацию города Муравленко уже достиг 23 лет.

Помимо этого, нет оснований для удовлетворения исковых требований к Агентству жилищной политики ЯНАО, поскольку в силу Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.12.2007 № 115-ЗАО с 01.01.2009 отдельные государственные полномочия автономного округа по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Данный порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Такое наделение полномочиями закреплено Законом ЯНАО № 115-ЗАО от 03.12.07. Следовательно, оснований для возложения обязанности предоставления жилого помещения на Агентство жилищной политики Администрации ЯНАО не имеется.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Кроме того, в силу п.8 ст.333.36 НК РФ если истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с НК РФ, госпошлина уплачивается ответчиком ( если он не освобожден от уплаты госпошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно п.8 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ в случае если истец освобожден от уплаты госпошлины, госпошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом требований. Вместе с тем, в соответствии с п.19 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, следовательно, оснований для взыскания госпошлины в доход государства с Администрации города Муравленко не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ.

                                                             Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора г.Муравленко, действующего в интересах Шарапова А.Н. к Администрации города Муравленко, Агентству жилищной политики Администрации города Муравленко о включении в списки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилья во внеочередном порядке удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования города Муравленко предоставить во внеочередном порядке Шарапову А.Н. жилое помещение по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в удовлетворении исковых требований к Агентству жилищной политики Администрации ЯНАО отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней, через Муравленковский городской суд.

СУДЬЯ                                                                                                 М.Б.КОЧНЕВА