РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 сентября 2010 года г. Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Быковской И.В.,
при секретаре судебного заседания Ярухиной И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-428/2010 по иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко к Туркменову М.М. о взыскании налоговых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко обратилась в суд с иском к Туркменову М.М. о взыскании налоговых санкций. В обоснование иска указав, что Туркменов М.М. 16.07.2009 года представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2008 год. Тогда как срок предоставления данной декларации, определен в ч.1 ст.229 НК РФ - 30.04.2009 г. данное правонарушение было зафиксировано в акте камеральной налоговой проверки Номер обезличен от 20.10.2009 года, который был направлен в адрес налогоплательщика. По результатам камеральной проверки 23.11.2009 года было вынесено решение Номер обезличен о привлечении Туркменов М.М. к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 119 НК РФ. Данное решение также было направлено в адрес Туркменову М.М. В связи с непогашением штрафа в адрес ответчика заказным письмом направлено требование Номер обезличен от 25.12.2009 года об уплате штрафа в размере 100 рублей. Действия по погашению штрафа ответчиком до настоящего времени не предприняты. Просят взыскать с ответчика налоговую санкцию в размере 100 рублей.
Представитель ИФНС России по г. Муравленко в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Туркменов М.М. в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке по указанному в деле адресу.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 определяет обязанность платить законно установленные налоги и сборы. В рамках налогового права обязанность по уплате налога - основная обязанность налогоплательщика, которая является первоосновой, несущей конструкцией его правового статуса.
Данная конституционная обязанность имеет публично - правовой, а не частно - правовой (гражданско - правовой), характер, что обусловлено публично - правовой природой государства и государственной власти, по смыслу статей 1 (часть 1), 3, 4 и 7 Конституции Российской Федерации.
На основании ст.8 ч.1 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательством не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.31 ч.1 п.9 НК РФ, налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
В ст.48 НК РФ предписано, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган вправе обратиться в суд с иском к нему о взыскании налога и пени за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
С учетом изложенного, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Статьей 13 НК РФ к федеральным налогам отнесен налог на доходы физических лиц.
Как закреплено в ст.209 НК РФ, объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно ст.210 ч.1 НК РФ, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Вместе с тем, в ст. 8 ч.2 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. На основании ст.18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, взыскание налога на доходы физических лиц не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности налогоплательщика.
Как установлено судом, подтверждается всем объемом доказательств по делу, Туркменов М.М. являлся налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, т.е. его статус отвечал требованиям ст.207 НК РФ.
Как следует из налоговой декларации ответчика по форме 3-НДФЛ за 2008 год, датой ее предоставления является 16.07.2009 года, что подтверждается титульным листом.
В силу статьи 208 НК РФ, ответчиком получен доход от источника в Российской Федерации, подлежащей налогообложению в бюджет по ставке 13%.
В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 229 НК РФ, налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно отметки налогового органа о принятии налоговой декларации от Туркменов, датой поступления налоговой декларации является 16.07.2009 года.
Согласно п.1 ст. 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно акта Номер обезличен от 20.10.2009 года об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, факт несвоевременного предоставления Туркменовым М.М. налоговой декларации в налоговый орган установлен.
Решением Номер обезличен от 23.11.2009 года о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений Туркменова М.М. привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 100 рублей.
В целях соблюдения законодательства о налогах и сборах, согласно п. 1 ст. 31 и п.3 ст. 88 НК РФ, Инспекцией налогоплательщику неоднократно направлялись уведомления об уплате штрафа.
Так, согласно материалам дела в адрес налогоплательщика направлено требование Номер обезличен об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Срок добровольного погашения штрафа дан до 12.01.2009 года.
Налоговый орган обратился в суд с иском 02.08.2010 года.
Согласно ст. 115 НК РФ, налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Налогового Кодекса РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Следовательно, возможность принудительного взыскания обязательных платежей утрачивается при истечении срока давности взыскания пеней и штрафов в судебном порядке (статья 48 Налогового кодекса РФ, пункт 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", установил, что уполномоченным органом утрачено право на взыскание штрафов.
Согласно ч.2 ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Однако, налоговый орган не представил суду доказательств уважительности пропуска срока по уважительным причинам.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Муравленко к Туркменову М.М. о взыскании налоговых санкций, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Муравленковский городской суд в течение 10 дней.
СУДЬЯ И.В. Быковская