РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 ноября 2010 года Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кочневой М.Б.,
с участием заявителя Виниченко А.С., представителей заявителя адвоката Однороженко Н.И., действующей на основании удостоверения № и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, адвоката Сулейменова К.А., действующего на основании удостоверения № и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
председателя призывной комиссии г.Муравленко Реймера И.Г., заместителя председателя призывной комиссии начальника отдела военного комиссариата ЯНАО по г.Муравленко Головач Л.И., представителя призывной комиссии г.Муравленко Зубановой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Ярухиной И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-580/2010 по заявлению Виниченко А.С. о признании решения призывной комиссии г.Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Виниченко А.С. обратился в суд с заявлением о признании решения призывной комиссии г.Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным (с учетом измененных требований). В обоснование указал, что Виниченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ поступил в <данные изъяты> и ему было присвоено специальное звание <данные изъяты>, который окончил ДД.ММ.ГГГГ. После окончания учебного заведения было присвоено звание <данные изъяты>, сразу поступил на службу УГПН Главного Управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, где в настоящее время проходит службу в должности <данные изъяты>. На основании п. «з» ст. 24 ФЗ № 53 от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и воинской службе» мне предоставлялась отсрочка от военной службы вплоть до 2010 года. Указанная норма допускала предоставление
отсрочки от призыва на военную службу гражданам, окончившим государственные муниципальные или имеющие аккредитацию по соответствующимнаправлениям подготовки (специальностям) негосударственныеобразовательныеучреждениявысшегопрофессионального образования и проходящим службу в ГПС и других органах на должностях рядового и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, на время службы в этих органах и учреждениях. По смыслу указанной нормы образовательные учреждения этих органов не обязательно должны быть учреждениями высшего профессионального образования.Федеральным Законом № 104 от 06. 07.2006г. п. «з» данной нормы изложен в новой редакции, согласно которой, отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, поступившим на службу в ГПС непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов при наличии в них специальных званий на время службы в этих органах и учреждениях, которая вступила в законную силу с 01.01.2008 года. В связи, с чем Виниченко был вызван в военный комиссариат г. Муравленко, где ему пояснили, что отсрочка предоставляемая ранее, не предоставляется гражданам после вступления, с 01 января 2008 года в законную силу вышеуказанного закона и соответственно он подлежит призыву па военную служб. С принятым решением не согласен и считает, что данное решение нарушает его право на отсрочку от военной службы на время его службы в ФПС МЧС РФ. Полагает, что продолжает пользоваться предоставленной в 2006 году на основании п. «з» ст. 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998г. отсрочкой до настоящего времени. Данное утверждение основано на Федеральном Законе № 104 от 06. 07. 2006г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», в связи с сокращением срока военной службы по призыву установлено, что граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в соответствии со статьями 23, 24 ФЗ № 53 от 28.03.1998г. «О военной обязанности и военной службе» до 01 января 2008 года пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований. Так как основанием предоставления Виниченко отсрочки была его служба в ФПС МЧС России и срок предоставления отсрочки был на все время прохождения службы и учитывая, что он в настоящее время проходит службу в ФПС МЧС РФ, поэтому считает, что отсрочка действует до окончания его службы в ФПС МЧС РФ. Просит признании решения призывной комиссии г.Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным, признать за Винниченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на отсрочку от военной службы на время его службы в ФПС МЧС РФ.
Определением Муравленковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ приняты измененные требования Виниченко А.С.
Заявитель Виниченко А.С., представители заявителя адвокаты Однороженко Н.И., Сулейменов С.А. в судебном заседании настаивают на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, изложив сведения и доводы, описанные выше, пояснив фактические обстоятельства дела. Просят признать решение призывной комиссии о призыве Винниченко А.С., незаконным и признать его право на отсрочку на основании пп.«з» п.1 ст.24 ФЗ № 53 от 28.03.1998г. «О военной обязанности и военной службе». Виниченко А.С. суду сообщил, что <данные изъяты> являлся учебным заведением казарменного типа. Во время обучения знал, что в связи с работой и учебой он имеет право на предоставление отсрочки. О том, что отсрочка был предоставлена только на время учебы и в связи с обучением узнал только когда проходил призывную комиссию в <данные изъяты>.
Председатель призывной комиссии г.Муравленко Реймер И.Г. в судебном заседании возражает против удовлетворения заявления о признании решения призывной комиссии незаконным и признании права на предоставление отсрочки.
Заместитель председателя призывной комиссии г.Муравленко Головач Л.И., секретарь призывной комиссии Зубанова Е.И. в судебном заседании поддерживают позицию председателя призывной комиссии г.Муравленко, суду пояснили, что отсрочка от призыва на военную службу Виниченко А.С. по пп. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ на время службы в органах государственной противопожарной службы не предоставлялась. В <данные изъяты> году предоставлялась отсрочка на время учебы до <данные изъяты> года. На заседание призывной комиссии документов о том, что он имеет право на предоставление отсрочки из органов государственной противопожарной службы Виниченко А.С. представлено не было. Решением призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № он был признан годным к военной службе и призван на военную службу. Виниченко А.С. на заседании призывной комиссии присутствовал. Порядок предоставления отсрочки установлен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663. В соответствии с п. 17. указанного Положения о призыве при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных, призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. В декабре <данные изъяты> г. решение призывной комиссии о призыве Виниченко А.С. от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено по выполнению наряда на призыв, как и решение призывной комиссии № в ноябре <данные изъяты> года. В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ от 17.12.2009 г. № 312-ФЗ граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований. Так как Виниченко А.С. отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом "з" пункта 1 статьи 24 Федерального закона 1998 г. № 53-ФЗ до 1 января 2010 года не предоставлялась, а предоставить её в <данные изъяты> году не представляется возможным, ввиду отсутствия у Виниченко А.С. высшего профессионального образования, ранее возникшее право на предоставление отсрочки по пп.3 п.1 ст.24 Федерального закона вовремя не реализовал, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Суд, заслушав заявителя, представителей заявителя, представителей призывной комиссии г.Муравленко, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Виниченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с <данные изъяты> по <данные изъяты> годы обучался в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ему был выдан диплом <данные изъяты> с присвоением звания <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Виниченко А.С. по настоящее время находится на службе в Главном управлении МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Виниченко А.С. назначен на должность <данные изъяты>, что подтверждается справкой Главного управления МЧС России по ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии решения призывной комиссии города Муравленко от ДД.ММ.ГГГГ № Виниченко А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по результатам медицинского освидетельствования был призван на военную службу с зачислением в части МВД.
Заявителю отделом военного комиссариата Ямало-Ненецкого автономного округа по городу Муравленко была выдана повестка серии №, в которой содержалось требование явиться ДД.ММ.ГГГГ в отдел военного комиссариата ЯНАО по городу Муравленко для отправки в войска.
Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностном) лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» № 53- ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.10.2005 года) отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.
Из буквального прочтения данной нормы видно, что отсрочка от призыва на военную службу предоставлялась гражданам на время прохождения службы, а не на период обучения, как указано в решении призывной комиссии №7 от 22 ноября 2005 года. На момент предоставления отсрочки на основании п.п.«а» п.2 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» № 53- ФЗ комиссией не было учтено, что с Винниченко А.С. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о службе в МЧС России, действие которого окончанием учебы не прекращается.
Федеральным законом от 17.12.2009 года № 312- ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» внесены уточнения в основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу по п.п.«з» п.1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с внесенными изменениями, которые вступили в законную силу с 01.01.2010 года, отсрочка от призыва предоставляется лицам при налички у них высшего профессионального образования.
Таким образом, до 01.01-2010 года, то есть до вступления в законную силу закона № 312 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» предоставление отсрочки на основании п.п. «з» п.1 ст. 24 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» не было обусловлено наличием обязательного получения высшего профессионального образования.
Статьей 2 Федерального закона № 312- ФЗ «О внесении изменения в статью 24
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до исчезновения ее оснований.
Как было установлено в судебном заседании, Виниченко А.С. в соответствии с п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ (в редакции Федерального закона от 06.07.2006 года № 104-ФЗ) имел право на отсрочку от призыва на военную службу как в период своего обучения в Институте МЧС, так и после его окончания в <данные изъяты> году, поскольку после окончания образовательного учреждения он был зачислен на службу в отделение Государственного пожарного надзора <данные изъяты> Главного управления МЧС России по ЯНАО в звании <данные изъяты>, в то время, когда изданные изменения не вступили в свое действие, то есть в законную силу. Указанные обстоятельства не оспариваются предстателем призывной комиссии.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм у заявителя имеется отсрочка от призыва на военную службу на период его службы в органах МЧС.
В связи с чем, суд считает требования Виниченко А.С. обоснованными, а решение призывной комиссии города Муравленко от 01 ноября 2010 года в части призыва заявителя на военную службу незаконным и подлежащим отмене.
Доводы представителей призывной комиссии о том, что заявителем не было своевременно реализовано право на отсрочку по п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ, ввиду не предоставления на заседание призывной комиссии документов подтверждающих его право на отсрочку, суд находит неосновательными поскольку решение призывной комиссии <данные изъяты> года при первоначальном рассмотрении данного вопроса принималось в отсутствие заявителя, что не отрицается представителями призывной комиссии, тогда как в материалах личного дела призывника Винниченко А.С. содержатся сведения о поступлении в учебное заведение, копия диплома подтверждающая наличие среднего профессионального образования и извещение с места работы Винниченко А.С. о прохождении им службы в МЧС РФ. Доказательства подтверждающие, что призывник был ознакомлен с основаниями предоставления ему отсрочки суду не представлены.
Поскольку отсрочка от призыва на военную службу является составляющим элементом конституционной защиты прав и законных интересов граждан в процессе исполнения ими воинской обязанности, положение ныне действовавшей нормы закона не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, допускавших предоставление отсрочки до 01.01.2008 года в силу п.5 ст.2, ст.5, п.2 ст.7 Федерального закона от 6 июля 2006 года №104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» обучающихся в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы, указанные права не могут ставится в зависимость от административно-распорядительных действий органов осуществляющих контроль над наличием у призывника оснований для отсрочки от призыва на военную службу.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным,
принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Виниченко А.С. о признании решения призывной комиссии г.Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу незаконным удовлетворить.
Решение призывной комиссии г.Муравленко от 01 ноября 2010 года о призыве на военную службу Винниченко А.С. признать незаконным и отменить.
Признать за Виниченко А.С. право на отсрочку от прохождения военной службы на период службы по контракту в Государственной противопожарной службе МЧС РФ на основании п.п. «з» п.1 ст.24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ.
Обязать призывную комиссию города Муравленко устранить допущенное нарушение и предоставить Виниченко А.С. отсрочку от призыва на военную службу на основании подпункта «з» пункта 1 статьи 24 Федерального Закона Российской Федерации от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, путем подачи кассационной жалобы через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
СУДЬЯ М.Б.КОЧНЕВА