о признании действий (бездействий) незаконными и о возложении обязанности осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ объемах, не превышающих нормативы, установленные действующим решением



РЕШЕНИЕ

     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года                            г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Быковской И.В.,

при секретаре судебного заседания Ярухиной И.Л.,

с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры Волчихина И.Л.,

представителя ответчика Крицкого М.С., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-245/2011 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Муравленковская транспортная компания» о признании незаконными действий по выбросу вредных (загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №69 от 22 июня 2007 года, возложении обязанности по устранению указанных нарушений,

     УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкого природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «МТК» о признании незаконными действий по выбросу вредных (загрязняющих веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №69 от 22 июня 2007 года, возложении обязанности по устранению указанных нарушений. В обоснование указал, что разрешением Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и автономному надзору на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №69 от 22.06.2007 года, ООО «МТК» разрешается осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленным перечнем и количеством вредных (загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу, установленных в пределах утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов. В том числе, согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №69 от 22.06.2007 года ООО «МТК» установлены следующие предельно допустимый выбросы (11Д13): углеводорода (сажа) 0,423 т/год; смеси углеводородов предельных С1-С5     0,068 т/год; пыли абразивной 0.069 т/ год. Сам проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «МТК» является неотъемлемой частью разрешения №69 от 22.06.2007 года. В нарушение условий разрешения на выбросы. ООО «МТК». осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количествах превышающих разрешенные выбросы, сверх утвержденных нормативов ПДВ. Так, по результатам 2010 года предельно допустимый выброс ООО «МТК» был превышен и фактически составил (т/год): углеводорода (сажа) 0.444 т/год: смеси углеводородов предельных С1-С5 0.098 т/год; пыли абразивной 0,076 т/год. Данное нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды подтверждается, формой отчетности №2-ТП (воздух) за 2010 год. Характер производственно-хозяйственной деятельности ООО «МТК» осуществляемой 2011 году, предполагает выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ теми же стационарными источниками, выбросы осуществляются на основании имеющегося проекта предельно-допустимых выбросов. Следовательно, производимые в 2011 году, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будут превышать значения, установленные разрешением. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в объемах превышающих предельно допустимые выбросы, установленные разрешением на выбросы №69 от 22.06.2007 года, способствует загрязнению воздуха, негативно влияет на состояние окружающей среды в целом.

Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан па охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст.41. 42 Конституции РФ и гарантированных государством. Просит признать действия ООО «Муравленковская транспортная компания» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №69 от 22.06.2007 года, незаконными. Обязать ООО «Муравленковская транспортная компания» с 01.07.2011 года осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ объемах, не превышающих нормативы, установленные действующим разрешением.

В судебном заседании прокурор Муравленковской городской прокуратуры Волчихин И.Л., действующий на основании поручения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, исковые требования поддержал, исключив из просительной части исковых требований указание на срок устранения обязанностей.

Представитель ответчика Крицкий М.С., действующий на основании доверенности, факт превышения вредных выбросов не отрицает, пояснив, что в четвертом квартале 2010 года нарушения произошли из-за температурного режима, поскольку в условиях низких температур работали автономные обогреватели на масле, в результате чего произошел превышающий лимиты выброс в атмосферу углеводорода. В настоящее время допущенные нарушения устранены, за 1 квартал нарушений не обнаружено. В связи с чем, считают, что основания для удовлетворения иска отпали.

Суд, заслушав указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются, в том числе: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Части 1 и 2 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физически воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288 (пункт 4), разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты):

в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).

При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались (п. 4.1).

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ООО «МТК» является оказание транспортных услуг.

Разрешением Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и автономному надзору на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №69 от 22.06.2007 года, ООО «МТК» разрешается осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с установленным перечнем и количеством вредных (загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу, установленных в пределах утвержденных нормативов предельно-допустимых выбросов. В том числе, согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №69 от 22.06.2007 года ООО «МТК» установлены следующие предельно допустимый выбросы (11Д13): углеводорода (сажа) 0,423 т/год; смеси углеводородов предельных С1-С5     0,068 т/год; пыли абразивной 0.069 т/ год. Сам проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «МТК» является неотъемлемой частью разрешения №69 от 22.06.2007 года. В нарушение условий разрешения на выбросы. ООО «МТК». осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количествах превышающих разрешенные выбросы, сверх утвержденных нормативов ПДВ. Так, по результатам 2010 года предельно допустимый выброс ООО «МТК» был превышен и фактически составил (т/год): углеводорода (сажа) 0.444 т/год: смеси углеводородов предельных С1-С5 0.098 т/год; пыли абразивной 0,076 т/год. Данное нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды подтверждается, формой отчетности №2-ТП (воздух) за 2010 год. Характер производственно-хозяйственной деятельности ООО «МТК» осуществляемой 2011 году, предполагает выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ теми же стационарными источниками, выбросы осуществляются на основании имеющегося проекта предельно-допустимых выбросов. Следовательно, производимые в 2011 году, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух будут превышать значения, установленные разрешением. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в объемах превышающих предельно допустимые выбросы, установленные разрешением на выбросы №69 от 22.06.2007 года, способствует загрязнению воздуха, негативно влияет на состояние окружающей среды в целом. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан па охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Положения ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об окружающей среде» основаны на правилах ст. 9 Конституции РФ, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

Атмосферный воздух как объект правовой охраны обладает рядом особенностей. Во-первых, атмосферный воздух является разделяемым природным ресурсом, таким образом, правовой режим его охраны и использования должен определяться как внутригосударственным, так и международным правом. Во-вторых, в силу своих физических свойств атмосферный воздух не может являться объектом права собственности, так как воздушные массы находятся в постоянном неконтролируемом движении и перемещении, следовательно, в отношении воздуха невозможна реализация правомочия владения, первого из триады правомочий собственника. В-третьих, загрязнение атмосферного воздуха влечет возникновение таких глобальных проблем, как истощение озонового слоя и изменение климата, следовательно, меры охраны атмосферного воздуха должны учитывать интересы всего мирового сообщества.

При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать действия ООО «Муравленковская транспортная компания» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №69 от 22.06.2007 года, незаконными.

Обязать ООО «Муравленковская транспортная компания» не допускать выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, превышающих нормативы, установленные разрешением.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней.

СУДЬЯ                                       И.В. Быковская