РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Муравленко 06 мая 2011 года Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Ж.К.Ракутиной с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры П.С.Гаврилова представителя ответчика Ю.В.Калугиной, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГ, при секретаре судебного заседания И.Ю.Мынза, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-241/2011 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Дорожно-эксплуатационное хозяйство» о признании незаконными действий по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, возложении обязанности по устранению указанных нарушений, УСТАНОВИЛ: Ямало-Ненецкого природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Дорожно-эксплуатационное хозяйство» (далее ОАО «ДЭХ») о признании незаконными действий по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, возложении обязанности по устранению указанных нарушений. В обоснование своих требований указал, что разрешением Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №85 от 02.06.2010 года, ОАО «ДЭХ» разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствии с установленным перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу. Разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ установлен в пределах утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). Вместе с тем, в нарушение условий разрешения на выбросы, ОАО «ДЭХ», осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухв количествах превышающихразрешенные выбросы, сверх утвержденных нормативов ПДВ. Тем самым, несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды повлекло нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.ст.41. 42 Конституции РФ и гарантированных государством. Просит признать незаконными действия ответчика по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №85 от 02.06.2010 года, обязать ответчика с 01.07.2011 года осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, не превышающих нормативы, установленные действующим разрешением №85 от 02.06.2010 года. В судебном заседании прокурор Муравленковской городской прокуратуры Гаврилов П.С., действующий на основании поручения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, исковые требования поддержал в полном объме по доводам, приведенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Калугина Ю.В. в судебном заседании исковые требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что в связи с истекшим сроком разрешения №56 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в соответствии с п. 6 Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды, фактический выброс вредных веществ в атмосферный воздух в период с 01.01.2010 года по 02.06.2010 года отражался в квартальном отчете формы Т-2 за 1-й и 2-й квартал 2010 года как сверхлимитный выброс, что повлияло на результаты итоговой отчетности за 2010 год в целом. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду от выбросов вредных веществ в атмосферный воздух исчислялась в пятикратной размере. В настоящее время ОАО «ДЭХ» от Северо-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору получено разрешение №85 от 02.06.2010 года на выброс вредных (загрязняющих) веществ. Кроме того, ОАО «ДЭХ» разработан план природоохранных мероприятий на 2011 год. Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением. Статьей 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух отнесен к объектам охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности. Статья 3 указанного Федерального закона к основным принципам, на основе которых осуществляется хозяйственная деятельность, относит соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. Также статьей 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» закреплено, что законодательство об охране атмосферного воздуха основывается на принципах значимости приоритета охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений и обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека. Таким образом, несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха и законодательства об охране окружающей среды влечет за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.ст.41, 42 Конституции РФ и гарантированных государством. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона,защищаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. В силу ст.1, ч.3 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). При этом, постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 №183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий устанавливаются с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий. Пункт 4 статьи 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ устанавливает, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Из материалов дела следует, что ОАО «ДЭХ» - действующее юридическое лицо, к видам деятельности которого относится внутригородские и междугородние автомобильные пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, деятельность автомобильного грузового транспорта, вспомогательная деятельность автомобильного транспорта, аренда автомобильного транспорта и оборудования, оптовая и розничная торговля моторным топливом, хранение и складирование нефти и продуктов её переработки, производство земляных работ, общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, эксплуатация дорожных сооружений, что подтверждается Уставом с дополнениями и изменениями (л.д. 32-81). Разрешением Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 85 от 02.06.2010 года, ОАО «Дорожно-эксплуатационное хозяйство» разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в соответствии с установленным перечнем и количеством вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу. Разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ установлен в пределах утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). В том числе, согласно разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №85 от 02.06.2010 года ОАО «ДЭХ» установлены следующие предельно допустимый выбросы (ПДВ): углеводорода (без ЛОС) 0,0000 т/год; 2-Этоксиэталона (Этилцеллозольв, Этиловый эфир этиленгликоля) 0,0192 т/год; проп-2-ен-1-аль (Акролеин) 0,0000 т/год; толуола 0,1164 т/год; взвешенных веществ 0,1675 т/год; пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния (Шамот, Цемент и др.) 0,0003 т/год; этанола (Спирт этиловый) 0,0280 т/год; углеводородов (без ЛОС) 2,618 т/год (л.д.13-16). Вместе с тем, в нарушение условий разрешения на выбросы, ОАО «ДЭХ», осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздухв количествах превышающихразрешенные выбросы, сверх утвержденных нормативов ПДВ. Так, по результатам 2010 года предельно допустимый выброс ОАО «ДЭХ» был превышен и фактически составил (т/год): углеводорода (без ЛОС) 0,005 т/год; 2-Этоксиэталона (Этилцеллозольв, Этиловый эфир этиленгликоля) 0,096 т/год; проп-2-ен-1-аль (Акролеин) 0,058 т/год; толуола 0.614 т/год; взвешенных веществ 0,522 т/год; пыли неорганической 70-20% двуокиси кремния (Шамот, Цемент и др.) 0,383 т/год; этанола (Спирт этиловый) 0,241 т/год; углеводородов (без ЛОС) 2,618 т/год, что подтверждается Отчетом ОАО «ДЭХ» формы № 2-ТП (воздух) за 2010 год (л.д. 17-23). Таким образом, в судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что ОАО «ДЭХ» производится выброс в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением №85 от 02.06.2010 года, что влечет за собой нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.ст.41, 42 Конституции РФ и гарантированных государством. При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся по делу доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Дорожно-эксплуатационное хозяйство» по выбросу в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ с превышением предельно допустимых выбросов, установленных разрешением № 85 от 02 июня 2010 года. Обязать Открытое акционерное общество «Дорожно-эксплуатационное хозяйство» с 01 июля 2011 года осуществлять выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в объемах, не превышающих нормативы, установленные разрешением № 85 от 02 июня 2010 года. Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней. СУДЬЯ Ж.К. РАКУТИНА