РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 марта 2011 года г.Муравленко Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Кулеш Л.Ю., при секретаре судебного заседания Самойленко В.В., с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры Волчихина И.Л., представителя ответчика Елисоветского А.Я., действующего на основании Устава, представителя ответчика Штомпель Ю.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, представителя ответчика Казаковой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-137/2011 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, возложении обязанности по устранению указанных нарушений, УСТАНОВИЛ: Ямало-Ненецкого природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Муравленковские коммунальные системы» (далее - МУП «МКС») о признании незаконными действий по сбросу сточных вод в водный объект с превышением уровня загрязняющих веществ, возложении обязанности по устранению указанных нарушений. В обоснование указал, что решением от ДД.ММ.ГГ № <данные изъяты> ответчику предоставлен в водопользование водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе для сброса сточных вод. Сброс сточных вод осуществляется МУП «МКС» после очистки на КОС 7000-15000. По результатам 3 квартала 2010 года сброс загрязняющих веществ в водный объект превышен и фактически составил (мг/дм3): СПАВ - 0,15. Всего сточных вод при этом сброшено 734,823 тыс. м. куб.. Действия ответчика нарушают требования Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об охране окружающей среды». Просил признать незаконными действия МУП «МКС» по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ №; обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГ обеспечить сброс сточных вод в указанный водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование. До начала судебного разбирательства по делу Ямало-Ненецкого природоохранный прокурор подал уточненные исковые требования, сообщив о допущенной описке: данные по СПАВ ошибочно указаны вместо данных по Азоту аммония и Фосфору фосфатов. Просил признать незаконными действия МУП «МКС» по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ №; обязать ответчика с ДД.ММ.ГГ осуществлять сброс сточных вод в указанный водный объект с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленного действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование. В судебном заседании прокурор Муравленковской городской прокуратуры Волчихин И.Л., действующий на основании поручения Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора, уточненные исковые требования поддержал. При этом пояснил, что причины экономического характера не могут служить основанием для нарушения ответчиком природоохранного законодательства. Представители ответчика Елисоветский А.Я., Штомпель Ю.Н., Казакова И.В. в судебном заседании возражали против заявленных требований. При этом пояснили, что не отрицают превышение норматива сброса по Азоту аммония и Фосфору фосфатов. Соблюдение нормативов невозможно по причине износа конструкций действующих очистных сооружений - КОС-7000-15000. В соответствии со ст.23 Федерального закона «Об окружающей среде» при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, выданных в связи с реконструкцией действующих очистных сооружений. У МУП «МКС» есть План снижения сбросов загрязняющих веществ, требуемый законодательством для установления лимитов. Полное снижение таких сбросов произойдет в результате строительства КОС-19000. Получить лимиты на сбросы в настоящее время ответчик не может из-за пробела в законодательстве Российской Федерации. Суд, заслушав пояснения указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим нарушением. Согласно ст.9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой настоящего Кодекса. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в том числе, для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (ч.2 ст.11 Водного кодекса Российской Федерации). Статьи 21 и 22 Водного кодекса Российской Федерации регламентируют предоставление водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, с указанием места сброса сточных вод и (или) дренажных вод; объема допустимых сбросов сточных вод и (или) дренажных вод; требований к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (ст.39 Водного кодекса Российской Федерации). В силу ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года) «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (ч.1 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В соответствии с ч.3 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Из материалов дела следует, что МУП «МКС» - действующее юридическое лицо, к видам деятельности которого относится прием, обработка, удаление, сброс сточных вод, что подтверждается Уставом с дополнениями и изменениями (л.д.12-30), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д.47-49). Решением Департамента <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ № МУП «МКС» предоставлен в водопользование водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе для сброса сточных вод (л.д.6-11). Сброс сточных вод осуществляется ответчиком после очистки на КОС-7000-15000. Согласно сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за III квартал 2010 года, МУП «МКС» осуществило фактический сброс загрязняющих веществ Азот аммония - 2,03 мг/л, Фосфора фосфатов - 2,17 мг/л, в то время как разрешенный сброс составляет 1,5 мг/л и 1,14 мг/л соответственно (л.д.32). Предусмотренного ч.3 ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» разрешения, устанавливающего лимиты на сбросы, у МУП «МКС» нет. Таким образом, действия ответчика по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование, являются незаконными. Как установлено в ходе судебного разбирательства, используемые МУП «МКС» очистные сооружения - КОС-7000-15000 имеют значительный износ конструкций, который не позволяет проводить очистку сточных вод в соответствии с нормативами на сбросы, что подтверждается Отчетом ООО <данные изъяты> по техническому обследованию объектов КОС-7000 м3/сутки, КОС-15000 м3/сутки. Выходом в данной ситуации служит реконструкция действующих КОС-7000-15000 г.Муравленко путем строительства КОС-19000. В судебном заседании установлено, что МУП «МКС» неоднократно обращался в Администрацию г.Муравленко, а также в Департамент <данные изъяты> по вопросам строительства новых очистных сооружений КОС-19000 в г.Муравленко. На основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 декабря 2010 года № 462-П реконструкция действующих водоочистных сооружений г.Муравленко включена в Перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011 год. 22 декабря 2010 года главой Администрации муниципального образования г.Муравленко утвержден План снижения сбросов загрязняющих веществ КОС-7000-15000 г.Муравленко в окружающую среду (водный объект) болото без названия водосборная площадь р.Текуше-Яха (бассейн р.Пур) на 2010-2015 гг. Как пояснили в судебном заседании представители ответчика, работы по строительству КОС-19000 начинаются в мае 2011 года. В связи с тем, что весь период строительства новых очистных сооружений сточные воды будут проходить очистку на действующих КОС-7000-15000, для МУП «МКС» необходимо установление лимитов сброса по Азоту аммония и Фосфору фосфатов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, переданы в ведение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора). Рассмотрев представленный МУП «МКС» пакет документов на получение разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект в пределах нормативов допустимых сбросов и лимитов, <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ отказало в выдаче разрешения, поскольку не наделено соответствующими полномочиями. ДД.ММ.ГГ ответчиком направлено обращение к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации, с просьбой оказать содействие в решении вопроса получения разрешительной документации на сброс сточных вод, дать рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. При таких обстоятельствах, оценив все имеющиеся по делу доказательства, учитывая предпринимаемые ответчиком меры по разрешению ситуации, сложившейся на очистных сооружениях г.Муравленко, суд считает исковые требования в части возложения на МУП «МКС» обязанности с ДД.ММ.ГГ осуществлять сброс сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе с содержанием загрязняющих веществ, не превышающем значения, установленные действующим решением о предоставлении водного объекта в пользование, не подлежащими удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает необходимым обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГ в соответствии со ст.23 ФЗ «Об охране окружающей среды» обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Муниципального унитарного предприятия «Муравленковские коммунальные системы» по сбросу сточных вод в водный объект - болото без названия (водосборная площадь р.Текуше-Яха, бассейн р.Пур) в Пуровском районе с превышением уровня загрязняющих веществ, допускаемого решением о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГ №. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Муравленковские коммунальные системы» в срок до ДД.ММ.ГГ в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды для получения разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. СУДЬЯ Л.Ю. КУЛЕШ