о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июня 2011 года                                   г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи      Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания      Самойленко В.В.,

представителя ответчика и третьего лица Вологина Д.П., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГ и от ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-348/2011 по иску Васина С.В., Васиной А.А. к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»,

УСТАНОВИЛ:

Васин С.В., Васина А.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования г.Муравленко (далее - Администрация МО г.Муравленко) о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище». В обоснование указали, что решением Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации МО г.Муравленко (далее - УЖКХ Администрации МО г.Муравленко) от ДД.ММ.ГГ отказано в признании их семьи участницей окружной подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной программы «Жилище» на 2011-2015 годы на основании подпункта «а» п.2.7 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 535-П «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе». Истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. На каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м, что выше учетной нормы, установленной органами местного самоуправления для признания нуждающимися в жилом помещении - 15 кв.м. Полагают, что данный отказ является незаконным, поскольку на момент приобретения ими жилья действовало Положение о порядке предоставления жилищных субсидий молодым семьям в ЯНАО, которое не ограничивало возможность получения социальной выплаты приобретением жилья на первичном рынке. Просили признать за ними право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»; возложить на ответчика обязанность поставить семью Васиных на учет в качестве нуждающихся в улучшении условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса (ГПК РФ) суд признает неявку истцов неуважительной.

Представитель ответчика Администрации МО г.Муравленко и третьего лица УЖКХ Администрации МО г.Муравленко Вологин Д.П. в судебном заседании исковые требования не признал. При этом пояснил, что истцы обратились в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко для участия в мероприятиях по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям ДД.ММ.ГГ. На основании Постановления Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 535-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение строительства жилья молодым семьям в ЯНАО» Васиным было отказано в признании их семьи участницей мероприятий по предоставлению указанных социальных выплат, потому что истцы имеют в собственности квартиру, где на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м, что выше учетной нормы. Квартира приобретена Васиными на вторичном рынке жилья, а действующим Порядком предусматривается приобретение жилья на первичном рынке.            

Допрошенная в судебном заседании свидетель Харламова В.Ю. пояснила, что работает ведущим специалистом в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко. Осенью <данные изъяты> семья Васиных обращалась к ней на консультацию. В ноябре <данные изъяты> семья Васиных вновь обратилась в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко, но в связи с тем, что пакет документов был неполным, истцам было предложено собрать недостающие справки. Когда Васины обратились в марте <данные изъяты>, уже действовал другой закон - молодые семьи могли использовать социальную выплату только для приобретения жилья на первичном рынке или участии в долевом строительстве жилья. Истцы приобрели жилье на вторичном рынке и не являлись нуждающимися, по этим основаниям был дан отказ. По старому законодательству, действовавшему до ДД.ММ.ГГ, Васины имели право на данную социальную выплату. Свидетель, как и истцы, не знала о готовящемся изменении в законодательстве.

Суд, заслушав пояснения представителя ответчика и третьего лица Вологина Д.П., показания свидетеля Харламовой В.Ю., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" окружной долгосрочной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2010 года № 383-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2010 года № 535-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - Порядок).

Согласно п.1.2 указанного Порядка, социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы, являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета. Социальные выплаты могут быть использованы: а) на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья у юридических лиц; б) на приобретение жилого помещения по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или уступке прав требований по такому договору; в) на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилья по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или уступке прав требований по такому договору; г) на оплату договора с уполномоченной организацией, осуществляющей оказание услуг для молодых семей - участников подпрограммы по приобретению жилого помещения на первичном рынке жилья либо по договору участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или уступке прав требований по такому договору.

Участницей федеральной или окружной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям, в том числе признание семьи нуждающейся в жилых помещениях (п.1.3 Порядка).

Согласно п.1.5.2 Порядка, применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, независимо от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

           При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Согласно п.2.7 Порядка основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей Окружной подпрограммы являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ Васин С.В. и Васина А.А. заключили брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака , выданным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ (л.д.6).

ДД.ММ.ГГ между Акционерным Коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (Кредитор) и Васиным С.В., Васиной А.А. (Созаемщики) заключен кредитный договор , согласно которому Кредитор обязуется предоставить Созаемщикам Ипотечный кредит по программе «Молодая семья» на приобретение <данные изъяты> квартиры, находящейся по адресу: <адрес> (л.д.10-13).

ДД.ММ.ГГ Васин С.В. приобрел квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, что подтверждается договором купли-продажи (л.д.8-9), свидетельством о государственной регистрации права (л.д.7).

ДД.ММ.ГГ семья Васиных обратилась в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко с целью участия в мероприятиях по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 ноября 2010 года № 383-П.

Решениями УЖКХ Администрации МО г.Муравленко отказано в признании молодой семьи Васиных участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы «Улучшение жилищных условий гражданам, проживающим в Ямало-Ненецком автономном округе» окружной долгосрочной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, и в признании молодой семьи Васиных нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д.14, 15).

Как следует из письма УЖКХ Администрации МО г.Муравленко от ДД.ММ.ГГ , основаниями для отказа послужили положения п.1.3 и 1.5.2 Постановления Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе».

Данный вывод УЖКХ Администрации МО г.Муравленко суд находит верным в связи со следующим.

Согласно п.1.3 Порядка, одним из обязательных условий признания молодой семьи участницей окружной подпрограммы является признание семьи нуждающейся в жилых помещениях.

Решением Городской Думы г.Муравленко «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» от 25 апреля 2005 года № 398 учетная норма определена в размере 15 кв.м на одного члена семьи.

Из материалов дела следует, что семья Васиных приобрела квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Следовательно, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м, что выше учетной нормы в г.Муравленко.

Таким образом, семье Васиных правомерно отказано в признании нуждающимися в жилом помещении и предоставлении социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».

Доводы истцов о том, что они не имели другого жилья до покупки квартиры по адресу: <адрес>, поэтому эта квартира не должна учитываться при определении нормы обеспеченности жильем, не состоятельны.

На момент подачи заявления с необходимыми документами Васины уже были собственниками указанной квартиры. То обстоятельство, что квартира куплена на вторичном рынке жилья, не позволяет положительно решить вопрос о предоставлении молодой семье социальной выплаты для погашения ипотечного кредита, взятого для приобретения данной квартиры.     

Мнение истцов, что к их правоотношениям должно применяться Положение о порядке предоставления жилищных субсидий молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденное постановлением Администрации ЯНАО от 20 февраля 2009 года № 73-А (в редакции постановлений Администрации ЯНАО от 14.05.2009 года № 228-А, от 09.07.2010 года № 386-А, от 11.11.2009 года № 591-А, постановлений Правительства ЯНАО от 08.07.2010 года № 113-П, от 01.09.2010 года № 209-П) ошибочно, поскольку с 01 января 2011 года указанное Положение признано утратившим силу в связи с принятием Постановления Правительства ЯНАО от 27 декабря 2010 года № 535-П «Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе».

Желание граждан воспользоваться своим правом означает совершение действий, выполнение условий, указанных в соответствующем нормативно-правовом акте. Сам по себе факт покупки квартиры молодой семьей, без подачи заявления со всеми необходимыми документами в надлежащий орган, не означает, что эта семья решила воспользоваться правом на получение социальной выплаты. Семья Васиных обратилась в УЖКХ Администрации МО г.Муравленко с заявлением и необходимым пакетом документов ДД.ММ.ГГ.

С учетом изложенного, исковые требования Васина С.В., Васиной А.А. к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище», удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Васина С.В., Васиной А.А. к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище», оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней, считая со дня принятия решения судом в окончательной форме.

СУДЬЯ                                       Л.Ю. КУЛЕШ