2-637/2011, по иску прокурора г. Муравленкомк ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о признании действий по сжиганию сжиженного попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений



РЕШЕНИЕ

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2011 года       г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи      Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания     Морозовой Т.Н.,

с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры Волчихина И.Л.,

представителя ответчика Аверьяновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-637/2011 по иску прокурора г.Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о признании действий по сжиганию сжиженного попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений,

     УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Муравленко, действующий в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее - ОАО «Газпромнефть-ННГ») о признании действий по сжиганию сжиженного попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование указал, что прокуратурой г.Муравленко проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, в ходе которой выявлены допущенные ответчиком нарушения Закона РФ «О недрах», ФЗ «Об охране окружающей среды» и проектной документации при пользовании недрами Еты-Пуровского месторождения - допускается нерациональное использование недр в виде сжигания за пять месяцев 2011 года 63% попутного нефтяного газа на факельных установках. Прокурор г.Муравленко просил признать действия ОАО «Газпромнефть-ННГ» по сжиганию попутного нефтяного газа по Еты-Пуровском месторождении в объеме 63% незаконными; обязать ответчика производить утилизацию (использование) попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в соответствие с требованиями закона, обеспечив утилизацию попутного газа в объеме не менее 95%.

В судебном заседании прокурор Волчихин И.Л. поддержал исковые требования по изложенным в иске доводам, уточнив, что просит обязать ОАО «Газпромнефть-ННГ» производить утилизацию (использование) попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в соответствии с требованиями закона, обеспечив утилизацию попутного нефтяного газа в объеме не менее 95%, с 01 января 2012 года. При этом пояснил, что проверка соблюдения ответчиком законодательства об охране окружающей природной среды проводилась прокуратурой г.Муравленко на основании приказа прокурора ЯНАО от 21 марта 2011 года и задания прокурора ЯНАО от 22 июля 2011 года.

Представитель ответчика Аверьянова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы отзыва на исковое заявление. При этом пояснила, что актом Управления Росприроднадзора по ЯНАО или проверкой прокуратуры не установлены факты превышения пределов допустимых выбросов со стороны ответчика. Было выявлено нерациональное использование недр, а не загрязнение окружающей среды. Ответчиком заключен договор на реконструкцию нефтегазопровода Еты-Пуровского месторождения.

Суд, заслушав пояснения указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42 Конституции Российской Федерации).     

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основе, в том числе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Положениями ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствие с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Преамбула Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года «О недрах» (в действующей редакции) предусматривает, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

На основании ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно ст.12 Закона РФ «О недрах», лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

В силу ст.22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ.         

Обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр относятся к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр (ст.23 Закона РФ «О недрах»).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО «Газпромнефть-ННГ» имеет лицензию на право пользования недрами Еты-Пуровского месторождения с целевым назначением и видами работ, к числу которых относится добыча нефти и газа, со сроком действия ДД.ММ.ГГ. Участок расположен в 130 км северо-восточнее г.Ноябрьска Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области (л.д.12-13).

По пункту 15 и таблице 8 Договора (Лицензионного соглашения) Об условиях пользования недрами Еты-Пуровского нефтяного месторождения, являющегося приложением к указанной лицензии, в 2011 году планируется достичь утилизации попутного газа 95% (л.д.14-59).

В Акте проверки <данные изъяты> ОАО «Газпромнефть-ННГ» от ДД.ММ.ГГ отмечено, что проектными документами на разработку Еты-Пуровского нефтяного месторождения установлен низкий уровень использования попутного нефтяного газа, но этот уровень не выполняется. Фактически в 2011 году вместо 95% использовано лишь 63%. Сделан вывод о нарушении пользователем недр ст.23 Закона РФ «О недрах» - не обеспечено рациональное использование попутного нефтяного газа (л.д.6-11).

В соответствии со ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на условиях состязательности и равноправия сторон.

На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчик не представил суду доказательств соблюдения требований указанных норм действующего законодательства и условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, по надлежащей утилизации попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском нефтяном месторождении.

Учитывая, что ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» относит принцип рационального использования природных ресурсов к необходимым условиям обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, суд признает незаконными действия ОАО «Газпромнефть-ННГ»по сжиганию сжиженного попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в объеме 63%, и считает необходимым обязать ответчикас 01 января 2012 года производить утилизацию (использование) попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в соответствии с требованиями закона, обеспечив утилизацию попутного нефтяного газа в объеме не менее 95%.

В связи с чем, мнение представителя ответчика о том, что при отсутствии превышения предельно допустимых выбросов вред окружающей среде нерациональным использованием недр не причиняется, суд считает ошибочным.

Доводы представителя ответчика о превышении прокурором г.Муравленко своей компетенции при подаче данного иска суд признает не состоятельными по следующим основаниям.

В силу ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (в действующей редакции), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч.1 ст.4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст.18 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа издан приказ за <данные изъяты>, которым на прокуроров городов и районов возложен надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти ЯНАО, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

Пунктами 4-4.1 указанного приказа прокуратуре ЯНАО, прокурорам городов и районов, Ямало-Ненецкому природоохранному прокурору предписано обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер прокурорского реагирования, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией.

Проверка, проведенная прокуратурой г.Муравленко осуществлялась в рамках задания прокурора ЯНАО от ДД.ММ.ГГ за «<данные изъяты>, в соответствии с которым объектами проверки прокуроров, в том числе прокурора г.Муравленко, явились предприятия топливно-энергетического комплекса.

Ссылка представителя ответчика на то, что Еты-Пуровское месторождение ОАО «Газпромнефть-ННГ» находится в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, и не относится к территории муниципального образования г.Муравленко, в пределах которого осуществляет свои полномочия прокурор г.Муравленко, также не может быть принята судом во внимание, поскольку в соответствии с ч.2 ст.29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Филиал «Муравленковскнефть» ОАО «Газпромнефть-ННГ», из деятельности которого вытекает поданный прокурором г.Муравленко иск, согласно Положению, утвержденному Решением Совета директоров ОАО «Газпромнефть-ННГ» ДД.ММ.ГГ за , находится по адресу: <адрес> (л.д.60-69).

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по сжиганию сжиженного попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в объеме 63%.

Обязать Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» с 01 января 2012 года производить утилизацию (использование) попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении в соответствии с требованиями закона, обеспечив утилизацию попутного нефтяного газа в объеме не менее 95%.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                     СУДЬЯ                                       Л.Ю. КУЛЕШ