РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 октября 2011 года г.Муравленко Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Кулеш Л.Ю., при секретаре судебного заседания Морозовой Т.Н., с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры Волчихина И.Л., представителя ответчика Аверьяновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-636/2011 по иску прокурора г.Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о признании действий по эксплуатации Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Муравленко, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее - ОАО «Газпромнефть-ННГ») о признании действий по эксплуатации Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды. Выявлено, что 15 сентября 2009 года на трубопроводе <данные изъяты> Суторминского месторождения произошел порыв, в результате которого на земельный участок было сброшено 39 куб.м нефтесодержащей жидкости, при этом площадь разлива составила 1727 кв.м. В результате чего произошло существенное загрязнение природных объектов, и, тем самым нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, имеющего положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, у ответчика нет. Прокурор г.Муравленко просил признать действия ОАО «Газпромнефть-ННГ» по эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, незаконными, обязать ответчика разработать проект восстановления загрязненных земель Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы. В судебном заседании прокурор Волчихин И.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в иске доводам, уточнив, что просит обязать ОАО «Газпромнефть-ННГ» разработать проект восстановления загрязненных земель Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы, в срок до 01 мая 2012 года. При этом пояснил, что проверка была прокуратурой г.Муравленко проведена в рамках задания, полученного от прокурора ЯНАО. Ответчик не предпринимал никаких мер по локализации загрязнения, возникшего в результате порыва нефтепровода, в период с сентября 2009 года по июнь 2011 года. Представитель ответчика Аверьянова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы отзыва на исковое заявление. Факт загрязнения земель не отрицала. При этом пояснила, что участок был локализован, в настоящее время проводятся мероприятия по разработке проекта восстановления загрязненных земель Суторминского месторождения и направлению его для получения заключения государственной экологической экспертизы. Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42 Конституции Российской Федерации). Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В силу ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основе, в том числе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Положениями ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствие с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов. Эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускается при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в действующей редакции), организация, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Согласно п.8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 № 240, мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды. Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы. В судебном заседании установлено, что ОАО «Газпромнефть-ННГ» использует недра Суторминского месторождения, расположенного в 118 км северо-западнее г.Ноябрьска Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании лицензии на право пользования недрами серии <данные изъяты>, сроком до ДД.ММ.ГГ (л.д.21-22). Как следует из акта № расследования причин инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГ, отчета о расследовании происшествий от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ на трубопроводе <данные изъяты> Суторминского месторождения произошел порыв, в результате которого на земельный участок сброшено 39 куб.м нефтесодержащей жидкости, при этом площадь разлива составила 1727 кв.м (л.д.5-10). После проверки, проведенной ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> в отношении ОАО «Газпромнефть-ННГ» (л.д.23-30), размер вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды в результате указанного порыва трубопровода, определен в <данные изъяты>, что подтверждается претензией в адрес ответчика и расчетом размера вреда (л.д.17-20). ДД.ММ.ГГ ответчик перечислил по данной претензии <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением № (л.д.60). ДД.ММ.ГГ ОАО «Газпромнефть-ННГ» заключил с <данные изъяты> договор № на оказание услуг по инвентаризации и разработке проектов рекультивации нефтезагрязненых земель, которым предусматривается разработка проекта рекультивации с согласованием в <данные изъяты>. Срок действия договора - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д.62-94). Таким образом, ОАО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела. В силу ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (в действующей редакции), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч.1 ст.4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»). Согласно ст.18 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа издан приказ за № «<данные изъяты>, которым на прокуроров городов и районов возложен надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти ЯНАО, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам. Пунктами 4-4.1 указанного приказа прокуратуре ЯНАО, прокурорам городов и районов, Ямало-Ненецкому природоохранному прокурору предписано обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер прокурорского реагирования, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией. Проверка, проведенная прокуратурой г.Муравленко осуществлялась в рамках задания прокурора ЯНАО от ДД.ММ.ГГ за № <данные изъяты>, в соответствии с которым объектами проверки прокуроров, в том числе прокурора г.Муравленко, явились предприятия топливно-энергетического комплекса. В связи с чем, доводы представителя ответчика о превышении прокурором г.Муравленко своей компетенции при подаче данного иска суд признает не состоятельными. Мнение представителя ответчика о том, что при предъявлении иска прокурор г.Муравленко фактически подменяет Росприроднадзор, осуществляющий полномочия в данной области, а также о том, что ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого способа защиты гражданских прав как возложение обязанности исполнять требования законов и иных нормативно-правовых актов, суд считает ошибочным. В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а перечень способов защиты гражданских прав, приведенный в ст.12 ГК РФ, не является исчерпывающим. Поэтому оснований для прекращения производства по данному делу в силу ч.1 ст.134 ГПК РФ не имеется. Ссылка представителя ответчика на то, что Суторминское месторождение ОАО «Газпромнефть-ННГ» находится в Пуровском районе ЯНАО, и не относится к территории муниципального образования г.Муравленко, в пределах которого прокурор г.Муравленко осуществляет свои полномочия, также не может быть принята судом во внимание, поскольку в соответствии с ч.2 ст.29 ГПК РФ, иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Филиал «Муравленковскнефть» ОАО «Газпромнефть-ННГ», из деятельности которого вытекает поданный прокурором г.Муравленко иск, находится, в соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «Газпромнефть-ННГ» ДД.ММ.ГГ за №, по адресу: <адрес> (л.д.27-36). В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается ответчиком, что ОАО «Газпромнефть-ННГ» осуществляется эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Проект (программа) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющий положительное заключение государственной экологической экспертизы и необходимый для последующих работ по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, ответчик не имеет и в настоящее время. На основании изложенного, исковые требования прокурора г.Муравленко подлежат удовлетворению. Поскольку разработка проекта восстановления загрязненных земель Суторминского месторождения и направление его для получения заключения государственной экологической экспертизы требует определенного времени, учитывая, что ответчиком заключен договор на разработку проектов рекультивации нефтезагрязненных земель, в соответствии с которым окончание срока разработки проектов рекультивации предусмотрено 31 декабря 2011 года, суд считает необходимым на основании ст.206 ГПК РФ установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, - до 01 мая 2012 года. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления загрязненных земель, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Обязать Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в срок до 01 мая 2012 года разработать проект восстановления загрязненных земель Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы. Взыскать с Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко. Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. СУДЬЯ Л.Ю. КУЛЕШ