2-635/2011, по иску прокурора к ОАО «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о признании действий по эксплуатации Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2011 года       г.Муравленко

Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи      Кулеш Л.Ю.,

при секретаре судебного заседания     Морозовой Т.Н.,

с участием прокурора Муравленковской городской прокуратуры Волчихина И.Л.,

представителя ответчика Аверьяновой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-635/2011 по иску прокурора г.Муравленко, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» о признании действий по эксплуатации Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Муравленко, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» (далее - ОАО «Газпромнефть-ННГ») о признании действий по эксплуатации Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование указал, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды. Выявлено, что ДД.ММ.ГГ на нефтесборном трубопроводе <данные изъяты> Суторминского месторождения произошел порыв, в результате которого в озеро без названия, водоохранную зону озера, болото озерно-грядово-мочажинное, а также болото верховое сфагниевое, было сброшено 0,35 т нефтесодержащей жидкости, при этом площадь разлива составила 400 кв.м. Произошло существенное загрязнение природных объектов, и, тем самым были нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Проекта восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, имеющего положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, у ответчика нет. Прокурор г.Муравленко просил признать действия ОАО «Газпромнефть-ННГ» по эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы, незаконными, обязать ответчика разработать проект восстановления загрязненных водных объектов Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы.

В судебном заседании прокурор Волчихин И.Л. поддержал заявленные требования по изложенным в иске доводам, уточнив, что просит обязать ОАО «Газпромнефть-ННГ» разработать проект восстановления водных объектов Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы, в срок до ДД.ММ.ГГ. При этом пояснил, что проверка была проведена прокуратурой г.Муравленко в рамках задания, полученного от прокурора ЯНАО. Ответчиком никаких мер по локализации загрязнения, возникшего в результате порыва нефтепровода, предпринято не было.

Представитель ответчика Аверьянова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав доводы отзыва на исковое заявление. Факт загрязнения водных объектов не отрицала, при этом сообщила, что участок был локализован, в настоящее время проводятся мероприятия по разработке проекта восстановления загрязненных водных объектов Суторминского месторождения и направлению его для получения заключения государственной экологической экспертизы.

Суд, заслушав пояснения указанных лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст.42 Конституции Российской Федерации).     

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц должна осуществляться на основе, в том числе принципа охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Положениями ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствие с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

Эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускается при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного использования земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в действующей редакции), организация, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов обязана осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Согласно п.8 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 № 240, мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов считаются завершенными после обязательного выполнения следующих этапов: прекращение сброса нефти и нефтепродуктов; сбор разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств; размещение собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающее вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.

Последующие работы по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов осуществляются в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющими положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, ОАО «Газпромнефть-ННГ» использует недра Суторминского месторождения, расположенного в 118 км северо-западнее г.Ноябрьска Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на основании лицензии на право пользования недрами серии <данные изъяты>, сроком до 02.11.2013 года (л.д. 25-26).

В Акте расследования причин инцидента, произошедшего ДД.ММ.ГГ, Отчёте о расследовании происшествий от ДД.ММ.ГГ, указывается, что ДД.ММ.ГГ на нефтесборном трубопроводе <данные изъяты> Суторминского месторождения произошел порыв, в результате которого в озеро без названия, водоохранную зону озера, болото озерно-грядово-мочажинное, а также болото верховое сфагниевое было сброшено <данные изъяты> нефтесодержащей жидкости, при этом площадь разлива составила 400 кв.м (л.д.13-14, 15-18).

После проверки, проведенной ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> в отношении ОАО «Газпромнефть-ННГ» (л.д.5-12), размер вреда, причиненный водному объекту как объекту охраны окружающей среды в результате указанного порыва трубопровода, определен в <данные изъяты>, что подтверждается претензией в адрес ответчика и расчетом размера вреда (л.д.21-24).

ДД.ММ.ГГ ответчик перечислил по данной претензии <данные изъяты>, что подтверждается платежным поручением (л.д.56).

ДД.ММ.ГГ ОАО «Газпромнефть-ННГ» заключил с <данные изъяты> договор на оказание услуг по инвентаризации и разработке проектов рекультивации нефтезагрязненых земель, которым предусматривается разработка проекта рекультивации с согласованием в <данные изъяты>. Срок действия договора - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (л.д.58-90).

Таким образом, ОАО «Газпромнефть-ННГ» осуществляет эксплуатацию объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами дела.

В силу ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» (в действующей редакции), прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ч.1 ст.4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст.18 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора Российской Федерации, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГ прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа издан приказ за <данные изъяты>, которым на прокуроров городов и районов возложен надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти ЯНАО, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

Пунктами 4-4.1 указанного приказа прокуратуре ЯНАО, прокурорам городов и районов, Ямало-Ненецкому природоохранному прокурору предписано обеспечить постоянное взаимодействие при осуществлении надзора, принятие согласованных мер прокурорского реагирования, обмен оперативной, статистической и иной необходимой информацией.

Проверка, проведенная прокуратурой г.Муравленко осуществлялась в рамках задания прокурора ЯНАО от ДД.ММ.ГГ за <данные изъяты>, в соответствии с которым объектами проверки прокуроров, в том числе прокурора г.Муравленко, явились предприятия топливно-энергетического комплекса.

В связи с чем, доводы представителя ответчика о превышении прокурором г.Муравленко своей компетенции при подаче данного иска суд признает не состоятельными.

Мнение представителя ответчика о том, что при предъявлении иска прокурор г.Муравленко фактически подменяет Росприроднадзор, осуществляющий полномочия в данной области, а также о том, что ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает такого способа защиты гражданских прав как возложение обязанности исполнять требования законов и иных нормативно-правовых актов, суд считает ошибочным.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а перечень способов защиты гражданских прав, приведенный в ст.12 ГК РФ, не является исчерпывающим.

Поэтому оснований для прекращения производства по данному делу в силу ч.1 ст.134 ГПК РФ не имеется.

Ссылка представителя ответчика на то, что Суторминское месторождение ОАО «Газпромнефть-ННГ» находится в Пуровском районе ЯНАО, и не относится к территории муниципального образования г.Муравленко, в пределах которого прокурор г.Муравленко осуществляет свои полномочия, также не может быть принята судом во внимание, поскольку в соответствии с ч.2 ст.29 ГПК РФ, иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Филиал «Муравленковскнефть» ОАО «Газпромнефть-ННГ», из деятельности которого вытекает поданный прокурором г.Муравленко иск, находится, в соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «Газпромнефть-ННГ» ДД.ММ.ГГ за , по адресу: <адрес> (л.д.27-36).

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается ответчиком, что ОАО «Газпромнефть-ННГ» осуществляется эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы. Проект (программа) рекультивации земель и восстановления водных объектов, имеющий положительное заключение государственной экологической экспертизы и необходимый для последующих работ по ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, реабилитации загрязненных территорий и водных объектов, ответчик не имеет и в настоящее время.

На основании изложенного, исковые требования прокурора г.Муравленко подлежат удовлетворению.

Поскольку разработка проекта восстановления загрязненных водных объектов Суторминского месторождения и направление его для получения заключения государственной экологической экспертизы требует определенного времени, учитывая, что ответчиком заключен договор на разработку проектов рекультивации нефтезагрязненных земель, в соответствии с которым окончание срока разработки проектов рекультивации предусмотрено ДД.ММ.ГГ, суд считает необходимым на основании ст.206 ГПК РФ установить срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, - до ДД.ММ.ГГ.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации взысканию с ответчика подлежит государственная пошлина в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» по эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки Суторминского месторождения в отсутствие проекта восстановления водных объектов, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы.       

Обязать Открытое акционерное общество «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» в срок до 01 мая 2012 года разработать проект восстановления водных объектов Суторминского месторождения и направить его для получения заключения государственной экологической экспертизы.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в бюджет городского округа муниципальное образование город Муравленко.

Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи кассационной жалобы, представления, через Муравленковский городской суд, в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                     СУДЬЯ                                       Л.Ю. КУЛЕШ